Правила форума | ЧаВо | Группы

Крым. Крымский форум.

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

Граффити Софии древнерусской

Branko
222 14395 23:49 19.03.2011
   Рейтинг темы: +0
  Branko
Бранко


Сообщений: 100681
Свидомый писал(а) в ответ на сообщение:
> Украинский ученый С. Высоцкий открыл в Софийском соборе древние надписи на стенах — граффити. На одной из них выбита молитва князя Владимира (в крещении — Василия), где есть слова «помозі рабу твоему Василеві».quoted1
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Branko
Бранко


Сообщений: 100681
23:51 19.03.2011
Открываем работу Высоцкого читаем:

"Самой ранней надписью в Киевской Софии является надпись 1042 г.: "В Лето..."

Для украинцев специально перевожу:" Року...."

Понятно да?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Branko
Бранко


Сообщений: 100681
00:00 20.03.2011
Дале:





По русски читаем: четверг рака положена быть Андрея, роуСЬСкый князь благый на Дмитр отрочка его месяца апреля.

Где там чотвирг, Ондрий Шевченко, руСькие и квитень мисяца, древнерусский житель скромно умалчивает.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Branko
Бранко


Сообщений: 100681
00:05 20.03.2011
Дале:





Иван Давыдов.

Ну почему не Давыденко или на худой случай Давыдюк, подумают укри, это же обидно.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Branko
Бранко


Сообщений: 100681
00:10 20.03.2011
И т.д., надоело.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свидомый
Свидомый


Сообщений: 113412
00:57 20.03.2011
Branko писал(а) в ответ на сообщение:
> И т.д., надоело.
quoted1

—Т. Рождественская и А. Мединцева видели граффити в оригинале или только на фотографиях?

— Т. Рождественская была здесь в 2007 г. Она видела надпись «О Пасце златой», но никаких суждений о ней не высказала. Позднее у Татьяны Всеволодовны возникли сомнения. Сначала она утверждала, что не существует слова «Пасце». И когда я указал ей на примеры такого написания, в частности, в памятнике ХІ в. — Остромировом Евангелии, исследовательница сместила акцент на слово «златой» — дескать, так его начали писать только в XII—XIII вв. Вопрос дискуссионный, учитывая, что мы не имеем достаточного количества памятников ХІ в. Однако в граффити иногда фиксируются такие обороты, которые согласно всем известным на сегодня правилам старославянского языка случаться не должны. Например, в Софии Киевской есть несколько граффити, где слово «много» пишется как «моного». Такой формы ни в одной литературной памятке нет...

Возможно, лингвистам в будущем придется ревизовать свои взгляды?

— Так произошло с новгородскими берестяными грамотами. Когда их впервые открыли, было высказано мнение, что их писали малограмотные люди. Тем не менее, современные лингвисты пришли к выводу, что процент ошибок в этих записях минимален, и вывели несколько новых правил написания.

Следует отметить, что Т. Рождественская больше внимания уделяла северорусским говорам и памятникам эпиграфики, а они несколько отличаются от южнорусских. Сейчас у нас немного материалов, по которым можно судить о говоре Киевской Руси, однако С. Высоцкий отмечал большое количество украинизмов, полногласие, которое встречается намного раньше, чем считалось до сих пор.

http://risu.org.ua/ru/index/monitoring/kaleido_...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свидомый
Свидомый


Сообщений: 113412
01:04 20.03.2011
Из 416 надписей-граффити, исследованных В., 11 надписей XI—XII вв. из Софийского собора относятся ко времени событий, описываемых в С., и связаны со С., упоминанием имен тех или иных князей — персонажей С. Эти надписи рассмотрены В. в статье «Киевские граффити и „Слово о полку Игореве“».

Надпись 1054 (№ 8 по нумерации В., принятой в корпусе) сообщает о смерти князя Ярослава Мудрого 17 февраля: «...успение царя нашего...». В. корректирует чтение, предложенное ранее Б. А. Рыбаковым (Русские датированные надписи XI—XIV вв. М., 1964. С. 14—16). В. К. Зиборов дополняет в надписи текст: «...в Вышгороде в суботу 1 недели поста на святого Федора» и вместо дня смерти 17 читает 20 (Киевские граффити и дата смерти Ярослава Мудрого (источниковедческий анализ) // Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1988. С. 80—94).

Надпись № 4 сообщает о погребении в «раке»-саркофаге Всеволода-Андрея Ярославича. Несколько надписей связано с именем Святополка Изяславича: № 6, где речь идет о приходе Святополка на княжение в Киев 24 апреля 1093, № 27, написанную от имени матери Святополка Олисавы, надпись № 28 «Господи, помози рабу Своему Михаилу», расположенную рядом с предыдущей, В. считает автографом самого Святополка-Михаила. Надпись № 5 сообщает о мирном договоре на Желяни между Святополком, Владимиром и Олегом, не отраженном др. источниками. В. датирует надпись 1093—1113, временем первых княж. усобиц, упоминаемых в С., когда активно действовали Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович Мономах и Олег Святославич. Известие о заключении мира на Желяни в софийской надписи свидетельствует, по мнению В., о причастности к нему Софийского собора, где происходил, видимо, акт крестоцелования. С именем Владимира Мономаха связаны надписи № 131 «Господи, помози рабу Своему Василеви грешнику, помози ему, Господи» и № 151, в которой сообщается о смерти князя. И в надписи № 5 и в надписи № 151 имя князя представлено только в полногласной форме «Володимиръ», как и в ПВЛ (Творогов О. В. Лексический состав «Повести временных лет»: Словоуказатели и частичный словник. Киев, 1984. С. 36—37). В. обратил внимание на то, что в надписи о мире Владимир назван первым, что нарушает принцип старшинства. Как и автор С., автор надписи отдает предпочтение Владимиру и осуждает действия Олега. Надпись № 13 «спаси, Господи, кагана нашего» употребляет титул «каган», известный по отношению к киевским князьям по «Слову о законе и благодати» митрополита Илариона. В. считает, что речь идет о Святославе, сыне Ярослава Мудрого, поскольку надпись сделана на изображении Николая Мирликийского, патрона Святослава. Если Святослава называли каганом, то и его наследник Олег также мог, по мнению В., носить этот титул. В надписи № 25 — документе о покупке

княгиней Всеволожей земли упоминается ее название «земля Бояня». На основании палеогр. датировки (XII в.) В. считает, что покупательницей была княгиня Мария Мстиславна, супруга Всеволода Ольговича (ум. в 1179). (Древнерусские надписи... С. 70). Надпись свидетельствует о том, что имя Боян, которое носил легендарный певец в С., было известно в Киеве и в XII в. В. предполагает, что Бояня земля «некогда имела какое-то отношение к Бояну» (С. 71) и его имя осталось в гор. топонимике. Упоминание в Ермолаевском списке XVII в. Ипат. лет. местности Боюни (Киевские граффити и «Слово...». С. 209—210) локализует ее на сев.-зап. окраине в Копыревом конце. Именно там в 40-х XII в. был основан Кирилловский «вотчий» монастырь Ольговичей, строителем которого и главного его храма была Мария Мстиславна — «княгиня Всеволожа» надписи. Там она была погребена в 1179, а в 1194 был погребен Святослав Всеволодович. Вероятно, для строительства этого монастыря и была совершена покупка Бояней земли, и этот акт был документально оформлен на стене Софийского собора. Надпись № 11 называет еще несколько княж. имен, имеющих отношение к С.: «Володимиряя... се была многопечальная Андреева сноха, Ольгова сестра и Игорева и Всеволожа напсалъ Ванико попъ человеко владыки». Местоположение надписи на хорах собора, предназначавшихся для княж. семьи и феод. знати, позволяет отождествить имена в надписи с конкретными ист. лицами. На основании сопоставления летописных известий и сведений В. Н. Татищева В. приходит к выводу, что надпись сделана от имени дочери Святослава Олъговича, супруги князя Владимира Андреевича Дорогобужского, сестры князей Олега, Игоря и Всеволода Святославичей. Надпись датируется временем после 1169, когда умер Владимир Андреевич, но до 1180, года смерти брата «многопечальной вдовы», Олега. В надписи кроме имени Олега упоминаются имена Игоря и Всеволода — героев С. Посещение собора вдовой Владимира Андреевича, в память чего и оставлена надпись, могло произойти, по мнению В., после погребения князя в Андреевском монастыре и, видимо, было вызвано желанием княгини отслужить панихиду в Софии (Киевские граффити и «Слово...». С. 214—215). Надпись содержит первое внелетописное упоминание князей Игоря и Всеволода Святославичей, уточняет родственные связи этой княж. ветви. Надписи-граффити XI—XII вв. Софийского собора, исследованные В., сообщают или уточняют сведения летописных источников о событиях этого времени, дают представление об уровне письменной культуры эпохи С.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Branko
Бранко


Сообщений: 100681
01:05 20.03.2011
Свидомый писал(а) в ответ на сообщение:
> однако С. Высоцкий отмечал большое количество украинизмов,
quoted1

Ни одного. См выше.

Ссылка Нарушение Цитировать  
  Branko
Бранко


Сообщений: 100681
01:08 20.03.2011
Свидомый писал(а) в ответ на сообщение:
> Господи, помози рабу Своему Василеви грешнику, помози ему, Господи
quoted1

Господи допоможи рабові своєму грішникові..
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свидомый
Свидомый


Сообщений: 113412
01:11 20.03.2011
Киевские граффити XI-XVII веков. Киев, 1985; Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси: По памятникам эпиграфики X — первой половины XIII века. М., 2000; Рождественская Т. В. Древнерусские надписи на стенах храмов: Новые источники XI-XV веков. СПб., 1992).



Рождественская выделяет следующие типы надписей: надписи-«моления» с формулой «Господи, помози (помяни, спаси и т. д.)», поминальные надписи с сообщением о смерти (такова запись в Софии Киевской о смерти великого князя Ярослава Мудрого в 1054 году), надписи-автографы (например, XII и XIII века в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде: «а се Созоне ?лъ лютыи…» — ‘А вот Созон лютый писал?, «Иване ?лъ лвою рукою»), богослужебные надписи (библейские и литургические цитаты, покаянные стихи и др.), «летописные», или «событийные», надписи, надписи делового содержания, надписи «литературного» характера (так, процитированные на стене Софии Киевской во второй половине — конце XI века изречения из переводного памятника «Разумы сложения Варнавы Неподобного», известного по рукописям только с рубежа XIV-XV веков, датируют появление этого произведения на Руси временем не позднее второй половины XI столетия), фольклорные надписи (пословицы, поговорки, загадки и т. п.), «бытовые» надписи (например, XIV-XV веков в церкви Федора Стратилата в Новгороде: «о попове свщници укланяитеся от пьяньства…» — ‘о попы-священники, уклоняйтесь от пьянства!?, «И(о)сав(е) со мною шле ис торгу збиле мене я (з)апслъ» — ‘Иосаф шел со мною с торговой площади, сбил меня (с ног), я и записал?).



Некоторые надписи тщательно зачеркнуты. Одну из них, конца XII — начала XIII века, из Софийского собора в Новгороде удалось разобрать. По мнению Медынцевой, это детская песенка-считалка, однако Рождественская связывает надпись с языческим погребальным обрядом: «(ако с)дите пиро(ге въ) печи гридьба въ корабли… пелепелъка пар(и в)ъ дуброве пост(ави) кашу по(ст)ави пироге ту [туда. — В. К.] иди». Как отмечает Рождественская, в основе этого ритмизованного текста лежит смысловой параллелизм, находящий поддержку в синтаксических конструкциях и грамматических формах: пирог (ед. ч.) — в печи, гридьба ‘дружина? (ед. ч.) — в корабле, перепелка (ед. ч.) — в дуброве. Какой-то современник надписи тщательно зачеркнул ее и обругал автора, приписав ниже: «усохните ти руки».

Иногда на стенах храмов появлялись граффити, представляющие собой юридические документы. На стене киевской Софии, главного храма Киевской Руси, была сделана надпись о покупке вдовой князя Всеволода Ольговича земли, ранее принадлежавшей Бояну, за огромную сумму — 700 гривен соболей. Надпись составлена согласно формуляру купчих грамот с упоминанием свидетелей-«послухов»: «…а передъ тими послухы купи землю княгыни бояню вьсю…». Обнаруживший надпись Высоцкий датировал ее второй половиной XII века и предположил, что проданная земля некогда имела какое-то отношение к прославленному поэту-певцу «вещему» Бояну, жившему в XI столетии и воспетому в «Слове о полку Игореве». По менее вероятному предположению Б. А. Рыбакова, надпись относится к концу XI века и могла быть сделана вскоре после смерти Бояна. Впрочем, Рыбаков подчеркивал, что «текст граффито сам по себе не дает нам права отождествлять Бояна-песнотворца с Бояном-землевладельцем».

Глаголическое письмо, изобретенное первоучителем славян святым Кириллом, не получила широкого распространения в Древней Руси и ее использовали лишь искусные книжники. До нашего времени не дошло ни одной восточнославянской глаголической книги. Лишь в восьми сохранившихся кириллических рукописях XI-XIII веков встречаются отдельные глаголические слова и буквы. Между тем известны глаголические и смешенные глаголически-кириллические надписи XI-XII веков на стенах Софийских соборов в Новгороде и Киеве. Одну из них процарапал «лютый Созон» в первой половине XII века, закончив приведенный выше кириллический текст глаголическими буквами. По мнению Рождественской, так как большинство находок древнерусских надписей с глаголическими буквами и кириллических рукописей с глаголическими «вкраплениями» относится к Новгороду и Северной Руси (в Новгороде, например, сохранилось 10 граффити XI века, а в Киеве 3), это заставляет предположить о существовании более тесных и самостоятельных связей Новгорода по сравнению с Киевом с глаголической традицией и глаголическими центрами в Западной Болгарии, Македонии и Моравии.

По наблюдениям Рождественской, важным отличием памятников эпиграфики от книжных текстов является более свободное отношение к книжной норме. Причем степень реализации книжной нормы во многом зависит от типа надписи. Если в богослужебных надписях церковнославянский язык более русифицирован по сравнению с аналогичными книжными текстами, то в надписях светского содержания отразился язык повествовательных и деловых жанров древнерусской письменности. Живая разговорная речь слышна в небольшой рифмованной насмешке XI-XII веков, возможно, над задремавшим певчим или богомольцем в Софии Новгородской: «Якиме стоя усъне а ръта и о камень не ростепе» ‘Яким, стоя, уснет, а рта и о камень не расшибет (то есть не раскроет)?.

В надписях-граффити всех типов отсутствует жёсткое противопоставление церковнославянского и древнерусского языков. Вместе с тем новгородские надписи более последовательно, чем берестяные грамоты, отражают книжную орфографическую норму. Что касается диалектных особенностей, то и в этом отношении граффити, как и эпиграфика в целом, более сдержанны, чем берестяные грамоты, что объясняется меньшим объёмом текста и устойчивостью письменных формул. Таким образом, книжная языковая норма в эпиграфике более вариативна, чем в книжных текстах, и менее вариативна, чем в берестяных грамотах.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Branko
Бранко


Сообщений: 100681
01:14 20.03.2011
А где разрекламированные тобой украинизмы?



Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свидомый
Свидомый


Сообщений: 113412
01:15 20.03.2011
Branko писал(а) в ответ на сообщение:
> Свидомый писал(а) в ответ на сообщение:
>> Господи, помози рабу Своему Василеви грешнику, помози ему, Господи
quoted2
>
> Господи допоможи рабові своєму грішникові..
quoted1

Кстати бранко скажите а зачем большевики убрали букву і с русского языка ?А ведь в летописях она присутствует .Да воздастся Вам по заслугам Вашим .Аминь .
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Branko
Бранко


Сообщений: 100681
01:20 20.03.2011
Свидомый писал(а) в ответ на сообщение:
> Кстати бранко скажите а зачем большевики убрали букву і с русского языка ?
quoted1


Это все фигня. Ты лучше скажи, зачем укри пользовались русским алфавитом до большевиков, а после прихода к власти последних приняли австро-венгерский алфавит для славяноязычных греко-католиков придуманный поляком?

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свидомый
Свидомый


Сообщений: 113412
10:17 20.03.2011
Branko писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
>
>
quoted1
Бранко глаза раззуйте. Василеви мог сказать только украинец русский сказалбы Василия .А еще такие слова как усне (уснет ),в корабли (в корабле),ти руки (те руки ),перед тими (перед теми )княгыни (княгини )Branko писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
>
> http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB...
quoted1

Украинцы пользовались не русским алфавитом .Русских еще не было .Украинцы пользовались кириллицей ,аналогом греческого алфавита .А потом научили им пользоватся угро-финнов и тюрков Московии .Впрочем и московии тогда не было .
Ссылка Нарушение Цитировать  
  igels
igels


Сообщений: 33905
10:51 20.03.2011
да в пвл украинизмов дофига....
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Граффити Софии древнерусской
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия