В этой теме пытаюсь понять смысл одного из самых загадочных, спорных и знаменитых произведений искусства новейшего времени. Что же скрывается за Черным квадратом?
Нет наверное на планете Земля другой такой противоречивой картины как Черный квадрат Казимира Малевича. У многих он вызывает эмоции вроде — «я бы и сам такое мог нарисовать», «искусство деградировало», «это все из-за пиара» и т. д.и т. п. Они все, конечно, в чем-то правы, нарисовать квадрат черной краской не так уж и сложно, вот только будет ли этот новонамалеванный квадрат иметь смысл?..
Начать стоит с того, что Черный квадрат на самом деле и не квадрат вовсе (поговаривают, что даже и не черный) — стороны четырехугольника не равны по длине. Также стоит отметить, что Черный квадрат «шел в комплекте» с Черным кругом и Черным крестом, о кресте и круге сейчас уже все забыли, но это был триптих. Были еще Красный квадрат, Белый квадрат, а также еще великое множество других произведений Малевича, которые немедленно пробуждают «я и сам так могу"-эффект.
Красный квадрат.
Но, вопреки мнению многих, Малевич рисовал все это не от того, что не умел писать картины, а кушать всем хотелось — кисть держать Казимир Северинович умел. Для того, чтобы понять, что такого есть в Черном квадрате, что он продолжает будоражить умы человечества уже больше ста лет, надо окунуться в историю искусства и, в частности, живописи. Любое искусство в своем развитии рано или поздно встречается с кризисом содержания, кажется, что все истории уже рассказаны, все песни спеты, картины написаны — это совершенно нормально и даже необходимо для нормального развития искусства. Выходом из подобного кризиса является, естественно, изменение формы. Старое, казалось бы, изжеванное, содержание начинает играть новыми красками и раскрываться с абсолютно новой стороны с изобретением новых форм.
Автопортрет.
Древнегреческие товарищи Платон и Аристотель утверждали, что искусство это всегда подражание — мимесис. Не разбирая всех аргументов за и против, можно сказать, что в случае живописи они были наиболее близки к правде. Еще первобытные люди пытались повторить реальность с помощью наскальной живописи. Конечно, со временем и поднятием уровня мастерства, на холсте стало появляться куда большее, чем просто обыденная реальность, но все же принцип подражания еще был достаточно значим для художников. Даже рисуя самые фантастичные сюжеты, мастера древности в большинстве случаев опирались на комбинацию реальных образов.
Еще пример работы Малевича.
Но, пришло то время, когда это начало терять смысл, зачем корпеть над холстом, когда можно просто снять на фотоаппарат? И вот это стало причиной серьезного кризиса содержания в живописи. Возник вопрос, а что же именно должно быть предметом живописи? Это уже не могла быть просто реальность, и поэтому стали появляться все новые и новые формы, будь то импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм и т. д.
И вот, Малевич. Возможно, хорошо осознав куда движется искусство, или просто бессознательно почуяв, его собственные цитаты тут достаточно противоречивы, он создает свой magnum opus — Черный квадрат. Что же он значил, исходя из вышеописанного? Пан Казимир, по-сути, сыграл на опережение, чувствуя или понимая куда движется искусство, он создал очень меткий символ этого движения: чистая форма без какого-либо содержания, абсолютная беспредметность и максимальная примитивность — Черный квадрат.
На своих выставках Малевич обязательно вешал свое самое знаменитое произведение в красном углу, там где положено быть иконе. Черный квадрат — это символ крушения всего прошлого искусства и его идеалов и замена их чистой формой, по-сути, пустотой.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
>Одна из декораций к спектаклю, *Победа над Солнцем*… > …
> Декорация, которая в последствии обрела коллекционную стоимость… > … > НИЧЕГО БОЛЕЕ… quoted1
«Откровение настигло Малевича во время работы над вторым (так и не осуществленным) изданием брошюры Победа над Солнцем. Готовя рисунки в мае 1915, он сделал последний шаг на пути к беспредметности. Весомость этого самого радикального в своей жизни перелома он осознал тотчас и в полной мере. В письме к Матюшину, говоря об одном из эскизов, художник написал: „Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды“. Новорожденное направление некоторое время оставалось без названия, но уже к концу лета имя появилось. „Супрематизм“ стал самым известным среди них.»
Случайно как-то зашел Третьяковку, я в живописи ничего не понимаю, походил там по залам, все ноги истоптал устал зверски. Красиво, да, талантливейшие полотна, да. Но ничего не запомнил, кроме этого дурацкого квадрата. Он нарисован мазками, не просто закрашенный квадрат, а огромное количество мазков черной, иногда с примесью других цветов краски. И вот тут я Малевича зауважал, я бы таким способом рисовал квадрат не меньше месяца и бросил бы еще в первый же день. Вот такие впечатления от картины.
alltihom (alltihom) писал (а) в ответ на сообщение:
> Случайно как-то зашел Третьяковку, я в живописи ничего не понимаю, походил там по залам, все ноги истоптал устал зверски. Красиво, да, талантливейшие полотна, да. Но ничего не запомнил, кроме этого дурацкого квадрата. Он нарисован мазками, не просто закрашенный квадрат, а огромное количество мазков черной, иногда с примесью других цветов краски. И вот тут я Малевича зауважал, я бы таким способом рисовал квадрат не меньше месяца и бросил бы еще в первый же день. Вот такие впечатления от картины. quoted1
Да, у меня тоже была мысль, что это словно штриховку в AutoCAD или чем-то подобном рисовать по точкам… дело задумчивое и пронизанное мыслями о вечном…
Нестандартных, но в то же время великих художников и их произведений много. Но это «искуство"выше моего понимания. Хотите действительно сильных впечатлений, обратите внимание на Чюрлёниса. Это как полстакана односолодового вискаря, мозги оживают.