"На дом, где жила Магдалена Радзивил, повесили табличку про сотрудников ОГПУ": https://www.svaboda.org/a/na-dom-dzie-zyla-mahda... (Магдалена Радзивил — меценатка, которая финансово помогала издавать стихи М. Богдановичу, М. Горецкому, открывала беларускоязычные школы, финансировала беларуские организации).
Скажи, пролЭтарЫй, а почему ты не помогаешь ни стихи на белорусском издавать, ни белорусские школы открывать? Хочешь на чужом горбу в рай въехать? Какие же вы, белорусы, … ну, вы поняли, да?
Дочь графа Яна Казимира Завиши-Кежгайло герба «Лебедь» и фрейлины Марии Квилецкой (правнучки последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа)
Т. е. польское и ополяченное происхождение.
Магдалена получила хорошее домашнее образование, в юности в основном жила в Варшаве.
В 1904 году познакомилась с Николаем Вацлавом Радзивиллом (1880—1914), который был моложе её на 19 лет. Его родители ― Вильгельм-Адам Радзивилл (1845—1911) и графиня Катажина Ржевусская. 30 марта 1906 года Николай и Мария Магдалена поженились в Лондоне. Вскорости молодому князю было отказано в членстве шляхетского клуба, лондонские знакомые от них отвернулись. Молодожёны уехали в Кухтичи.
Т. е. стать поляками первого сорта не удалось….
Мария Магдалена оказала финансовую помощь Виленскому университету, белорусским католикам, помогала Друйскому монастырю марианов, построила интернат семинаристов в Вильно, костёл для литовских католиков в Лондоне.
> > Измотанное войнами с Московией православное в основном ВКЛ (киевское, а не московское православие) вынуждено было пойти на союз с Польшей. После запрета в Речи Посполитой беларуского языка единственным убежищем беларуского языка и беларуских книг под Польшей, а потом под Россией стала униатская церковь, к которой в 1839 г. относилось 80% беларусов (крестьяне и мелкая шляхта). Вот как Герцен описал «референдум» о переходе беларусов в московское православие: > "Со стороны гражданского начальства истязанием заведовал окружной Новицкий. Этот полицейский апостол сек людей до тех пор, пока мучимый соглашался принять причастие от православного попа. Один четырнадцатилетний мальчик после двухсот розг отказался от такого общения со Христом. Его снова начали сечь, и только тогда, уступая страшной боли, он согласился. Православная церковь восторжествовала!" > (А. Герцен. Секущее православие // Колокол. № 27, 1858 г.)
> А вот как царские власти поступили с беларускоязычной литературой (не только религиозной), которая хранилась в униатских монастырях и церквях. Вот что пишет митрополит Семашко, которого Герцен назвал «Иудой во Христе»: > "В 1841—1844 годах книги сжигались в монастырских печах" (Сѣмашко І. Записки. Т. 2 СПб, 1883. с. 521) > "Такой способ уничтожения книг был медленным, и часть книг разворовывалась. В 1844 г. митрополит приказал вынести книги на монастырскую площадь и сжечь их на костре сразу" (Миловидовъ А. Судьба русской книги в Сѣверо-Западномъ крае. Христіанское Чтеніе. 1903. Т. 216. Ч. 1. С 496−497) quoted1
А, ну то есть белорусский язык таки не Россия запретила, а Польша? Тогда к России какие претензии?
> > Политика России ко всем странам и территориям, во все времена была всегда одинакова. Установить свое правление, свою власть. Поглотить и русифицировать. Присоединить и владеть территорией. Даже при смене власти в России, общий курс оставался неизменным. quoted1
Это у всех тогда такая политика была. Так мир был устроен. Или может польско-литвинские войска захватив Москву пришли туда ватрушками угощать местное население? Просто московиты смогли дать отпор, Минин и Пожарский собрали народное ополчение и надавали по шее предкам современных поляков и части белорусов. А у них в своё время не смогли это сделать.
Но такова селява, кто-то всегда проигрывает. О чем тема-то? В 500 раз кто-то решил простонать о несравненной культуре, загубленной восточными варварами? Это комплексы национальной неполноценности.
> > Несогласные беларусы той эпохи лежат в Куропатах. Даже отцы-создатели БССР были расстреляны либо покончили жизнь самоубийством. И я помню, как во времена машеровщины ломали деревенских беларусов, попадавших в чуждую языковую среду в городе (это сейчас в каждой сельской хате — интернет и ТВ с Путиным и Газмановым). Национальная интеллигенция в Беларуси была уничтожена при Сталине поголовно, и то, что на последней переписи большинство беларусов назвало родным языком беларуский, хотя и не говорит на нём, говорит о том, что люди в большинстве осознают несправедливость ситуации. Но в ситуации, когда в стране нет ни одного беларускоязычного вуза, простой человек думает и о перспективах детей. Ну и Путин с Киркоровым в перьях и завываниями Киселёва по телевизору сильно влияют на сознание простых людей. Надо любить свой народ. Другого народа у меня нет. Когда мама болеет, она не перестаёт быть мамой. quoted1
Простите, а в Куропатах все несогласные лежат? Остальные были согласные? Ну, значит, правильно лежат, воля большинства.
> > Поскольку мой личный опыт голословен, то в предыдущем посте я и привёл недавнее интервью с беларуской, которая в начале 1980-х гг. была единственным городским ребёнком БССР, учившимся на беларуском языке. quoted1
Чушь. Я лично знакома с минчанами, закончившими национальные школы. И как ты себе представляешь этого одинокого голубя в советское время? Тогда учились массово, программа и язык был общий для всей школы. Ей отдельно на белорусском потом объясняли?
> Древние православные храмы Беларуси не имели никаких куполов-луковиц. Пример — очень древняя православная церковь в Сынковичах. quoted1
Ну что вы врете???? Прям не белорусы, а манкурты польско-католические здесь пасутся.
Около 1161 года в Полоцке был построен Спасо-Преображенский собор (зодчий Иоанн). Собор является одним из древнейших дошедших до наших дней практически в первозданном виде памятников восточнославянской архитектуры.