В главе о традиционных ценностях в Концепции сказано, что «расширение социальных функций и коммуникативных возможностей белорусского языка <…> выступает гарантом гуманитарной безопасности государства». Раньше в таких словах это от государства не звучало. В чем, по-вашему, связь между расширением общения на белорусском и безопасностью государства?
— Надо признать, что национальный язык — одна из основ национальной самоидентификации любого народа. Если мы говорим о защите своей идентичности, мы должны культивировать одну из его основ — язык. Культивировать, пропагандировать, применять — об этом речь идет.
Конечно, неправильно вести речь о том, что мы сейчас будем насаждать белорусский язык. Но делать так, чтобы он был популярным, модным, особенно среди молодежи. Кстати, сейчас, к радости, наша молодежь начинает поворачиваться к белорусскому языку и использовать его в разговорной речи. И этот путь надо пройти, чтобы мы укреплялись как нация и как народ.
— Вам могут возразить, что в Украине взялись за развитие национальной идентичности и это привело к напряженности как внутри страны, так и вне. После включения этого в Концепцию что белорусская власть теперь не побоится сделать в этом направлении?
— Не побоится популяризовать свой язык. Не ресурсом каким-то административным, обязывая или продавливая. Надо стимулировать, поощрять, создавать условия, чтобы применение языка расширялось.
— Какие-то идеи мер у вас есть? Например, расширение образования на белорусском языке было бы правильной мерой?
— Наверное, да. Но такие вещи должны делаться с учетом реальных потребностей наших людей. Если мы будем поощрять и культивировать моду на белорусский язык, тогда и запрос на образование, деловое общение будет.
— Но ведь по любой мере, которую государство может предложить, можно возразить, что запроса нет. Какую-то проактивную позицию вы бы поддержали?
— Проактивную поддержал бы, но не силовую. Не приказным порядком. Надо начинать в том же информационном пространстве, чтобы в тех же СМИ звучал белорусский язык, наши песни, наше искусство пропагандировалось. И чтобы люди, дети, допустим, считали модным наш белорусский национальный костюм.
— Вышиванку?
— Вышиванку, да. У вас есть она?
— Конечно.
— Ну вот. Мне приятно видеть, когда молодые люди идут на улице в белорусских вышиванках. Где-то в этом же ряду стоит мода и на белорусский язык. Читать полностью: https://news.tut.by/economics/630845.html
Концепция также призывает пропагандировать национальный взгляд на историю. Что здесь государство хочет сделать?
— Государство должно дать внятный, убедительный и развернутый ответ на запрос, который есть в нашем обществе: «Кто мы, белорусы?» Люди хотят знать, кто мы такие, откуда мы взялись. Государство обязано ответить на этот вопрос, без умалчивания каких-то периодов нашей истории выразить позицию. Разные временные отрезки по-разному оценивались людьми, но тем не менее, если мы будем замалчивать какие-то вещи в своей истории, эту пустоту заполнит другая информация.
Государству надо больше внимания уделять освещению белорусской истории. Запрос в обществе есть на самом деле. Ответ на него не дашь в одном документе и даже в одном учебнике, но он должен даваться. В том числе развивать дискуссии, какие-то площадки дискуссионные, привлекать историков с разными точками зрения. И потихоньку будет формироваться взгляд на свою историю. Читать полностью: https://news.tut.by/economics/630845.html
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> адо стимулировать, поощрять, создавать условия, чтобы применение языка расширялось. >
> — Какие-то идеи мер у вас есть? Например, расширение образования на белорусском языке было бы правильной мерой? > > — Наверное, да. Но такие вещи должны делаться с учетом реальных потребностей наших людей. Если мы будем поощрять и культивировать моду на белорусский язык, тогда и запрос на образование, деловое общение будет. quoted1
Сегодня белорусский язык — это своеобразный маркер, позволяющий почти мгновенно и с 90-процентной точностью определить политические, общественные и даже религиозные симпатии человека.
Потому что стоит нам услышать от человека белорусскую речь, и можно с высокой долей вероятности предположить, что это
а) противник президента Лукашенко и его политического курса,
б) еще больший противник России, Путина и «аннексии Крыма»,
в) противник православия вообще и Русской Православной Церкви в особенности,
г) сторонник «евроинтеграции» Беларуси.
Исключения? Возможно, они и существуют. Но на данный момент с большим трудом можно представить себе человека, использующего в речи, быту и творчестве белорусский язык и при этом являющегося ярым сторонником Союза Беларуси и России.
Нормально ли это?
Господь с вами. Любой язык — это всего лишь язык. Услышав сербскую речь, мы поймем, что перед нами серб, китайскую — китаец, а африкаанс — житель ЮАР. Но никак не подробный политический портрет этого человека, который может оказаться кем угодно.
Если вдуматься, такая модель бесконечно архаична. И восходит она к тем временам, когда угнетенные нации вели борьбу против угнетателей. Когда слово «шиболет» было паролем среди евреев, а чешский язык в устах человека красноречиво свидетельствовал о том, что он — противник Австро-Венгерской монархии и сторонник независимости своей родины.
На рубеже 80-х и 90-х такую же роль играли национальные языки в республиках Прибалтики: местные с удовольствием и подчеркнутым вызовом отвечали на обращенные к ним на русском фразы по-литовски, по-латышски или по-эстонски.
Дескать, накося выкуси, фиг ты нас поймешь, мы — не такие, как ты!..
Такую же роль пытался играть тогда и белорусский.
С одной смешной поправочкой: он слишком похож на русский, и даже если не знать белорусского языка, общий смысл фразы или высказывания ты все равно поймешь. Ну, может, упустишь минимальные нюансы, но не в той мере, как на болгарском или польском…
Но миновали давно 90-е, и вот Беларусь независимая страна — больше четверти века.
И белорусский в ней государственный язык.
Так что же не так? Почему носители этого языка по-прежнему ведут себя как члены секты — презирают тех, кто не обращен в тайное знание, и одновременно ведут бешеную пропаганду? Ведь у них есть свое государство!
В том-то и проблема: это государство они не считают своим.
Взамен современной Беларуси они мечтали бы видеть опять-таки невероятно архаичную модель страны — то, через что мир прошел еще в 30-е.
Нет, конечно же, не фашизм, это «жупельное» слово, и употреблять его неприлично.
Но есть масса других вариантов. И главным маркером этой «новой государственности», уже сквозящей в современных белорусских реалиях, является именно язык.
Не тот, на котором матери поют детям колыбельные, парни признаются девушкам в любви, а писатели пишут великие романы. Нет, это язык баррикад и крови, язык жестоких националистических чисток. А пока что — просто язык вызова. Хотя бы и соседним пассажирам в маршрутке.
>> — Какие-то идеи мер у вас есть? Например, расширение образования на белорусском языке было бы правильной мерой? >> >> — Наверное, да. Но такие вещи должны делаться с учетом реальных потребностей наших людей. Если мы будем поощрять и культивировать моду на белорусский язык, тогда и запрос на образование, деловое общение будет. quoted2
Не ерунда… Как сказал один философ: «Язык — дом бытия». Лишая человека его языка, исконной речи, лишают сути его бытия, ядра, стержня. Именно поэтому так сильно сопротивляются русские попыткам их заукраинить.
Если, Вася, родной язык (а во время переписи населения в Беларуси большинство назвало родным беларуский) ты считаешь ерундой, то никто тебе не запрещает отказаться от твоего родного русского и перейти на португальский, как бразильцы, которых ты приводишь в пример. А если не станешь разговаривать по-португальски, то будешь треплом, которое идёт к 200000-му посту на форуме.
------------- Сообщение было проверено модератором. Вам объявляется замечание за это сообщение. Пожалуйста, следите за тем, что Вы пишете.
Эта длинная портянка беларусофобского текста, Z_O_V, кочует с сайта на сайт: я вставил фрагмент в поисковую строку, и Гугль мне выдал тонны идентичной копипасты. Если тебе нечего сказать, и ты выдаёшь грязный мусор из нета без ссылки за свои слова, то лучше иди постирай носки.
------------- Сообщение было проверено модератором. Нарушений не зафиксировано.
> Если, Вася, родной язык (а во время переписи населения в Беларуси большинство назвало родным беларуский) ты считаешь ерундой, то никто тебе не запрещает отказаться от твоего родного русского и перейти на португальский, как бразильцы, которых ты приводишь в пример. А если не станешь разговаривать по-португальски, то будешь треплом, которое идёт к 200000-му посту на форуме. quoted1
У вам у всех почти родной русский. Все остальное это зомбирование пропаганды…
Это называется лицемерием, Вася, одновременно оплакивать на форумах судьбу американских индейцев, и приводить в пример беларусам Бразилию и США, как пример приспособления местных к языку колонизаторов. Для тебя лицемерие — профессия, пост адресован не тебе, а тем, кого ты пытаешься запутать.