опубликовано: 13 ноября 2018 в 00:21
обновлено: 13 ноября 2018 в 11:29
Умер белорусский композитор, народный артист Беларуси и СССР Игорь Лученок.
Игорь Лученок был госпитализирован с инсультом в Городскую клиническую больницу скорой медицинской помощи 2 ноября. Несколько дней он находился в тяжелом состоянии.
Игорь Михайлович Лученок родился 6 августа 1938 года. Мать Лученка была учительницей химии и биологии, а потом и директором вечерней школы. Отец композитора работал врачом, но имел самое непосредственное отношение к искусству, рассказывал в интервью «Настаўніцкай газеце» Игорь Лученок.
— Пра скрыпача-самавучку Міхася Лучанка даведаўся сам Уладзіслаў Галубок і заспрасіў яго да сябе ў тэатр.
Учился Игорь Лученок в музыкальной школе при консерватории сразу на двух инструментах — цимбалах и пианино. В 1961 году он окончил Белорусскую государственную консерваторию имени Луначарского, после чего долго и много преподавал в музыкальных школах и училище, а также в пединституте. В 1982 году Лученок стал ректором консерватории — нынешней Академии музыки.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Игорь Лученок писал музыку в разных жанрах — вокально-симфоническом, камерно-инструментальном, камерно-вокальном, но наиболее продуктивно — в песенном.
Песни на музыку Игоря Лученка исполняли «Песняры», «Сябры», «Верасы», Иосиф Кобзон, София Ротару, Валентина Толкунова, Лев Лещенко, Эдуард Хиль и многие другие.
Он написал музыку к стихам Якуба Коласа, Янки Купалы, Максима Богдановича, Рыгора Бородулина, Евгения Евтушенко, Роберта Роджественского, Аркадия Кулешова, Пимена Панченко, Геннадия Буравкина.
Игорь Лученок — автор таких хитов своего времени, как «Алеся», «Полька белорусская», «Майский вальс», «Жураўлі на Палессе ляцяць», «Мой родны кут», «Если б камни могли говорить», «Письмо из 45-го», «Песня о Минске». Мотив из последней, к слову, каждый час отбивают куранты минской Ратуши Читать полностью: https://news.tut.by/culture/614125.html
В 1980-е годы началось плодотворное сотрудничество Игоря Лученка и певца Ярослава Евдокимова. Последний родился в украинском Ровно, но с 1975 года работал солистом Белорусской филармонии. В 1980-е Евдокимов практически ежегодно присутствовал в общесоюзной «Песне года». Главным итогом сотрудничества композитора и певца стала песня «Майский вальс» (1985), написанная к юбилею Победы.
Удивительно, но Лученку, который очень тонко прочувствовал общее настроение солдат-победителей, в 1945 году было всего семь лет.
Композитор любил рассказывать, как однажды ветеран войны сыграл ему на аккордеоне «Майский вальс» и уточнил, что якобы услышал его в 1945 году в Праге. Так песня стала народной.
В 1987 году Игорю Лученку было присвоено звание Народного артиста СССР. С 1980-го он был бессменным председателем Белорусского союза композиторов.
Прощание с Лученком состоится в среду, 14 ноября в столичном Доме офицеров с 11 до 14 часов. Композитор будет похоронен на Восточном (Московском) кладбище.
Редкий случай: в разные годы на белорусском музыкальном небосклоне зажглись сразу два хита с одинаковым названием. Разумеется, в этом тексте речь об «Алесе» Игоря Лученка. Текст был создан на основе знаменитого лирического стихотворения Аркадия Кулешова.
Поэт написал его в 14 лет и посвятил своей первой любви. Реальная Алеся была старше поэта на два года, их пути разошлись. Они вновь начали переписываться в 1970-х, когда им было уже за шестьдесят. Как раз тогда, в 1972-м, песня на стихи Кулешова прозвучала в исполнении Леонида Борткевича из ансамбля «Песняры».
А вот вторая «Алеся» исполнялась другим коллективом. Первоначально песню про «кудесницу леса» предложили «Песнярам». Но поскольку у них уже была своя «Алеся», песню забрали «Сябры». И в том числе благодаря этому стали общесоюзными звездами
В этом году 16-летняя белоруска Вера Ярошик заняла второе место в проекте «Ты супер!» на канале НТВ. В финале она пела именно песню «Зачарованная».
Пожалуй, этот факт — лучший комплимент произведению. Ведь если некоторые песни Лученка стали символом конкретного времени, то «Зачарованная» популярна до сих пор.
У большинства слушателей творчество Лученка ассоциируется исключительно с песнями. Тем не менее в его творческом наследии была и рок-опера «Гусляр». Первоначально композитор написал на основе поэмы «Курган» кантату, а затем, в 1979 году, и рок-оперу. По мнению экспертов, это был пик в истории коллектива и всего белорусского советского рока. Но неподготовленной аудитории он пришелся не по зубам.
«Пэўна можна сказаць, што аматарам поп-„Песняроў“ з „Вологдой“ ды „Беловежской пущи“ гэты дыск (с рок-оперой. — Прим. TUT. BY) прыйшоў проста не па зубах, — отмечал критик Сергей Будкин. — Мулявін пайшоў на значнае ўскладненне музыкі, дамогся фактычна аркестровага гучання, а вакальныя партыі сталіся яшчэ больш дасканалымі. Цяжка „Гусляра“ аднесці да пэўнага музычнага жанру — тут хапае ўсяго: джазу, фолку, арт- і нават хард-року. І гэта ў „машэраўскія“ часы».