Есть еще одна интересная гипотеза, объясняющая появление А.Рымши в Остроге и его знакомство с Иваном Федоровым.
Дело в том, что Иван Федоров(Федорович), как и его соратник по типографскому делу Петр Мстиславец, был родом из белорусских земель.Впервые такое предположение выдвинул В.К.Лукомский. Он предложил геральдическую трактовку печатного знака И.Федорова и отождествил этот знак с гербом “Шренява” белорусского шляхетского рода Рагозы. Кроме того, настоящая фамилия Федорова, Федорович. Именно так - “Иван Федорович Москвитин” он подписал свое письмо саксонскому курфюрсту Августу 23.07.1583. “Иоанн Феодорович” читаем и в острожской “Азбуке” 1578 года. “Вичами” тогда на Москве вроде не очень-то подписывались, все больше Ивашками Федоровыми сынами, так что о каком-то приступе самоуважения у знаменитого типографа говорить вряд ли уместно. Федорович – фамилия. Тем, что оба первопечатника были выходцами из ВКЛ, можно объяснить и поспешное бегство Федорова и Мстиславца из Москвы около 1566 года. В Москве, где сорока годами ранее были сожжены книги другого белоруса Франциска Скорины, многие книги из ВКЛ считали долгое время “еретическими”.
Наконец, третий аргумент – найденный исследователями документ об обучении некоего “Ивана Федорова из Питковичей” в Краковском университете в 1529 году. Наш – не наш? В Белоруссии найдены три деревни, правда, с немного другим названием - Петковичи . Вторая под Родошковичами, а третья под Барановичами. Вот эта третья – самая интересная. По мнению директора Барановичского районного литературно-этнографического музея Михася Берната, именно из этой деревеньки происходил род Рагозы.
А неподалеку от этих Петковичей и находится Пенчин – родина Андрея Рымши. Дальше все можно закруглить без труда – земляки встречаются в Остроге, и Федоров публикует стихотворение Рымши.
Почему-то выпущенную на Украине на старобелорусском языке “Хронологию” считают первым русским календарем, опубликованным в типографии. Это, безусловно, не так. Календарные сведения, как пишут, содержались еще в “Часослове” пионера кириллического книгопечатания немца Швайпольта Фиоля (Краков, 1491). Но первым печатным календарем в восточнославянских землях, видимо, следует признать “Соборник”, входивший в состав “Малой подорожной книжки”, изданной белорусом Франциском Скориной в Вильно ок. 1522 года.
Во-первых, “Соборник” включал в себя “Святцы”. Там перечислялись “памяти” святых для каждого месяца, указывались латинские и старобелорусские названия месяцев, количество дней в месяцах, долгота дня и ночи и другие сведения. Скорина приводит знаки Зодиака, через которые проходит Солнце, приводит календарную информацию для некоторых дней. Например, 14 сентября: “Того дня солънце входит во знамя небесное вага и быва равен день с нощию” и т.д. Во-вторых, в “Соборнике” содержалась “Пасхалия”, где рассчитывались даты пасх на период с 1523 по 1543 года. Там Скорина, помимо всего прочего, предсказывал ряд затмений Солнца и Луны. (См. Франциск Скорина и его время... С.516-517).
В этом смысле “Хронология” Рымши как календарь не имела прикладного, практического значения. Из календарных сведений, представленных в ней, интересны лишь народные названия месяцев.
Из латинских названий месяцев у Скорины и Рымши различается лишь название для сентября. У Скорины – это “септеврий”. У Рымши – “сентебр” и “сенътебр».
Год в «Хронологии» начинается с сентября, что соответствует календарному (византийскому) стилю, принятому в восточнославянской письменности с конца 15 века. Наряду с январским стилем, сентябрьский использовался в деловой письменности Великого княжества Литовского
Фамилия Орда у белорусов в первую очередь ассоциируется с фамилией неординарной личности, человека, который занимает одно из первых мест среди выдающихся деятелей белорусской культуры, — Наполеона Орды. Наполеон Орда был чрезвычайно талантливым человеком: в его лице органично сочетались несколько талантов: художник, музыкант, композитор, писатель, педагог, архитектор, публицист, ученый.
Жизнь и творчество Наполеона Орды неразрывно были связаны с Беларусью. Родился будущий художник в деревне Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (ныне — Ивановский район Брестской области) в семье кобринского маршалка, инженера-фортификатора. Отца не стало, когда Наполеону было два года. Воспитывала будущего художника мать — Юзефа Бутримович, дочь пинского старосты. Начальное образование он получил в родительском доме, затем продолжил обучение в знаменитой Свислочской гимназии.
В 1823 году поступил на физико-математический факультет Виленского университета. Но закончить высшее учебное заведение не удалось. Во время учебы Наполеон стал членом тайного студенческого общества «Зоряне». За участие в этом обществе он был исключен с 4-го курса университета и арестован. Вместе с Ордой из университета были отчислены и другие известные личности белорусско-польской истории: Адам Мицкевич, Игнатий Домейко, Ян Чечот. Почти 15 месяцев Наполеон Орда провел в Вильнюсской тюрьме. После освобождения вернулся в родную деревню, где находился под надзором полиции. В 1830 — 1831 гг. произошло национально-освободительное восстание за восстановление Речи Посполитой, в котором Наполеон Орда принял активное участие: командовал партизанским отрядом, являлся стрелком конной гвардии Литовского корпуса в Польше. Особенно отличился Наполеон Орда в битве под Коцкой, за что получил высшую награду — орден Золотого креста (Virtuti Militari) и чин капитана повстанческой армии.
Российскими властями Орда за участие в восстании был причислен к числу мятежников и подлежал ссылке в Сибирь. Однако Наполеону удалось под чужим именем эмигрировать в Европу. Жил в Австрии, Швейцарии, Италии, Франции. В 1833 году Наполеон Орда получил статус эмигранта и остался во Франции. Там он познакомился со многими знаменитыми деятелями европейской культуры: Ф. Шопеном, Ф. Листом, Дж. Россини, Дж. Верди, Ж. Гуно, Г. Берлиозом, О. Бальзаком, А. Стендалем, П. Виардо, И. Тургеневым. По свидетельствам историков, за рубежом Наполеон Орда вместе с Фредериком Шопеном музицировал на вечерах в доме Чарторыйских, сопровождал игрой на фортепиано поэтические импровизации Адама Мицкевича. Талант музыканта и композитора был замечен: Наполеона Орду назначили на должность директора Итальянской оперы в Париже. В 1843 году художник женился на француженке Ирене Баглай.
В 1856 году после объявления российским императором Александром II амнистии эмигрантом Наполеон Орда оставил семью, обеспеченную жизнь и успешную карьеру и вернулся на родину. После смерти матери родовое имение в Вороцевичах было изъято. Причиной послужило участие Н. Орды в восстании. Единственное, что позволили власти художнику, — взять имение в аренду. Позже художник некоторое время (1862 — 1863 гг.) жил в Гродно, затем переехал на Волынь, где работал домашним учителем музыки.
В 1866 году художник снова был арестован по подозрению в участии в национально-освободительном восстании 1863-1864 гг. и посажен в Кобринский тюремный замок. В 1867 году военно-полевой суд приговорил Орду к высылке в отдаленные губернии России. Однако благодаря усилиям жены и посла Франции приговор отменили. Власти лишили художника права аренды и проживания в родовом поместье. Наполеон вынужден был поселиться у родственников — у своей сестры, помещицы Гортензии Скирмунт в имении Молодово Кобринского уезда.
Умер Наполеон Орда в 1883 году в Варшаве. Согласно завещанию, его похоронили в Янове (ныне город Иваново Брестской области) в родовом склепе.
Долгое время имя знаменитого беларуса замалчивалось на родине. И только в независимой Беларуси историческая правда была возвращена. В городе Иваново Брестской области поставлен памятник художнику, его именем названа улица в одном из новых микрорайонов столицы, а также улицы в Гродно и Бресте. Ивановской детской школе искусств было дано имя Наполеона Орды. В 2007 году в деревне Вороцевичи была открыта картинная галерея Наполеона Орды. И в этом же году были введены в обращение памятные монеты «Наполеон Орда. 200 лет». Одна из работ художника — Несвижский замок Радзивиллов — отражена на денежной купюре достоинством в 100 тысяч белорусских рублей. О мировом признании творчества Наполеона Орды свидетельствует тот факт, что по решению международной организации ЮНЕСКО 2007 год был объявлен годом Наполеона Орды, выдающегося деятеля белорусской и европейской культуры.
Вася как ты думаешь с кем сражалась беларуская Жанна Дарк?
Эмилия Плятэр - героиня четырех народов
Поэтесса и собирательница белорусского фольклора Эмилия Плятэр родилась в Вильне, а с 9 лет жиле в имении Ликсна Витебской губернии (сейчас - Латвия). В 27 лет она возглавила партизанский отряд и сражалась с российскими войсками.
В галерее исторических и культурных деятелей Беларуси есть уникальный и необычайно яркий персонаж, судьба и жизнь которого напоминает неземной красоты комету, что, прочертив темное небо, сгорает огненным хвостом в звездных просторах. Действительно, эта жизнь, к сожалению, очень рано оборвалась. Имя героини во многом стало нарицательным, символом, примером пожертвования собой во имя Родины. Как это и бывало нередко, знают ее везде и всюду, только не у нас.
Речь идет об Эмилии Плятер - легендарной героине восстания 1830-1831 годов, белорусской поэтессе и фольклористке. Происходила Эмилия из старинного и богатого графского рода, который имел поместья по всей территории Речи Посполитой - в Беларуси, Польше, Литве, Латвии. Родилась она в Вильно 13 ноября 1806 года, а вскоре вместе с матерью поселилась в имении Ликсна Витебской губернии. Эмилия с детства была наделена сильной волей, была серьезной, ее мало интересовали женские увлечения: игры, танцы, наряды, мечты о мужчинах и замужестве. Дома имелась великолепная библиотека, и девочка учила историю и литературу Речи Посполитой, читала книги о знаменитых людях, которые с оружием в руках воевали за свободу своей страны, в том числе и о Жанне д'Арк, портрет которой висел в ее комнате вместе с портретами Костюшко и других национальных героев.
Чтобы стать похожей на свою героиню, Эмилия готовила себя не только морально, но и физически - училась ездить верхом, преодолевать рвы и болота, фехтовать, стрелять, охотилась, совершала далекие походы. Она была близка к среде филоматов и филаретов, зачитывалась их произведениями. Особенно любила "Гражину" Адама Мицкевича, хотела быть похожей на ее главную героиню. Под влиянием поэтов-филоматов Плятер увлеклась белорусским фольклором, занялась его собиранием и записыванием. По поспоминаниям витебчанина М. Маркса, во второй половине 20-х годов XIX века Эмилия не раз приезжала в Витебск, бывала в их доме, дружила с его матерью. А ведь Марксы были очень скромными, небогатыми горожанами. Так что для дочки магната дружба с Марксами - весьма показательная черта.
Эмилия вообще выделялась исключительным народолюбием, смело спускалась с предопределенных ей самим происхождением аристократических небес на грешную землю. М. Маркс ставил Эмилию Плятер в первый ряд деятелей на заброшенной тогда культурной ниве нашего народа, считал ее как бы предвестницей белорусского Возрождения XIX века. В своих воспоминаниях он с уважением и удивлением задумывался о таинственной духовной связи, которая возникла вдруг между аристократкой и ее несчастным народом. Самым верным компасом для Эмилии было ее чувствительное сердце.
Естественно, что, имея такую натуру и воспитание, Эмилия Плятер не стояла в стороне от освободительного движения, наоборот - смело шла навстречу жизненным и политическим бурям. Когда началось восстание 1831 года, отважная девушка бросила все - богатство, привольное житье и отдала себя делу своей жизни.
Как только Эмилия услышала о восстании в Варшаве, она сразу же села на коня и объездила своих ближайших родственников и знакомых, с тем чтобы те готовились к вооруженному восстанию в Литве и Беларуси. Встречается Плятер также со своими кузенами Люцианом и Фердинандом, их товарищем Александром Рыпинским, курсантами школы подхорунжих из Динабургской крепости. Обсуждался план захвата последней силами отряда, который сформирует Эмилия и приведет для штурма, и курсантами, которые должны были организовать отряд для внутреннего удара. Гарнизон крепости был небольшим, а укрепления слабыми, так что заговорщики надеялись на успех. Но планы не сбылись, так как школу закрыли, подхорунжих выслали во внутренние губернии, а крепость усилили дополнительными частями. Встреча закончилась посвящением Эмилии в Рыцаря-Деву согласно старинным традициям.
В Польше уже шли бои, а в Беларуси и Литве пока стояла гнетущая тишина. Не хватало терпения, и Эмилия поехала в Вильно, чтобы встретиться с людьми, которые должны были что-то знать. Возможно, ей удалось как-то выйти на Виленский центральный повстанческий комитет. А узнав о захвате Росиен Ю. Гружевским, она сразу же начинает действовать: посещает соседние деревни, призывая брать оружие и готовить косы. Эмилия подрезала свои длинные красивые волосы, переоделась в подготовленный ранее мундир и уже через неделю, 29 марта, появилась на площади местечка Дусят, перед костелом.
Вооруженная двумя пистолетами и кинжалом, девушка вызвала у людей, вышедших после службы, удивление. Эмилия обратилась ко всем, как к братьям, и объявила, что началась борьба за "нашу и вашу свободу", против врагов веры и Отчизны. Как пишут свидетели, за четверть часа Плятер собрала отряд количеством в 280 стрелков, 60 конных, несколько сотен косинеров. Помогал ей в этом Люциан Вейсенхоф.
Во главе с Эмилией и Цезарием Плятерами партизанский отряд пошел на Динабург (Двинск, Даугавпилс). 30 марта, совершив по дороге нападение на почтовую станцию Даугели, партизаны разбили небольшой русский отряд, добыли 60 лошадей и немного оружия. 2 апреля они встретились с охранной частью генерала Ширмана. Под Утяной состоялся бой, в результате которого русские отступили. Во время боя Плятер своим примером вдохновляла товарищей на мужество. 4 апреля отряд взял местечко Езеросы. Эмилия вписала акт восстания в городскую и судовую книги.
После того, как казаки выбили отряд из местечка и почти что разбили его, Эмилия и ее адъютантка Мария Прушинская с группой партизан добрались до отряда Кароля Залусского около города Поневежа. Появление девушек в отряде подняло боевой дух партизан. Повстанцы с радостью встретили Эмилию и считали за честь служить вместе с ней.
Приближение сильных русских войск вынудило Залусского отходить на соединение с большей группой партизан. Марш был очень тяжелым, проходил днем и ночью, через болота, поля, по колено в грязи. Они дошли до Шадова, где остановились на отдых. Однако противник не дал отдохнуть и 4 мая начал окружать отряд. Чтобы помешать этому, в атаку пошли стрелки и виленские студенты. Эмилия с честью выдержала битву, отряд вырвался, но был вынужден снова отходить при постоянном контакте с неприятелем.
Шли на Байсогалу, по Ковенскому тракту. Заболевшая Эмилия, будучи в полубессознательном состоянии, едва не попала в руки русских. Ее оставили в крестъянской хате, но как только состояние здоровья немного улучшилось, девушка отправилась искать повстанцев.
Непрерывные бои, сражения, и повсюду она - хрупкая девушка, символ преданности и мужества, непреклонной воли к свободе. 19 июня она участвует в битве под Вильно - пике восстания на территории былого Великого княжества Литовского. Задача у объединенных сил повстанцев была одна - овладеть столицей ВКЛ. Однако взять город не удалось. Сюда были стянуты крупные соединения русских войск. Повстанцы понесли большие потери и вынуждены были отступать на запад. Это поражение ознаменовало перелом в деле восстания. В дальнейшем инициатива переходит в руки противника.
8 июля было решено атаковать Шавли (Шауляй). Литовский полк Эмилии охранял обоз, который также был втянут в битву. Плятер в бою проявила чрезвычайную отвагу, что было отмечено в рапорте генерала Гелгуда.
9 июля на военном совете в Куршанах было решено разделить армию в Литве на три части, которые будут действовать в трех направлениях. Эмилия осталась при Хлоповском, на которого возлагала большие надежды. Однако 13 июля она узнает, что тот, уходя от окружавших его русских войск, задумал перейти на территорию Пруссии. В отчаянии Эмилия заклинала Хлоповского отменить свой приказ и воевать дальше, даже если придется погибнуть. "Лучше было бы умереть с честью, - заявила девушка, - чем окончить таким позором. Счастливого пути, генерал! Что касается меня, пока искра жизни будет в груди, буду сражаться за Отчизну".
Вечером у костра Эмилия и подруги сидели с другими партизанами. Плятер была бледна и спокойна, молчала, только сказала в отчаянии: "Радуйтесь, заведут вас в Пруссию на погибель!" Эти воззвания, видимо, имели определенное влияние на то, что некоторые офицеры и рядовые покинули свои военные части и не пошли в Пруссию, а многие из тех, кого завели туда, при разоружении повернули назад, в Литву.
Эмилия покидает части, уходившие в Пруссию, где они будут вынуждены сложить оружие, и решает добраться до Польши, чтобы присоединиться к воюющим подразделениям. Она осталась верной своей идее быть солдатом, "пока страна не отыщет полной свободы". С ней в сторону Варшавы пошли еще несколько человек. Передвигались по территории, где было много русских войск, поэтому обходили населенные пункты, пробирались сквозь леса и болота, голодные и холодные.
Прошли почти всю Литву с севера на юг и очутились в районе Сейн. Эмилия была совершенно измождена, и на 11-й день путешествия потеряла сознание. Друзья вынуждены были оставить ее в придорожной хате. Затем Эмилию перенесли в ближайший двор Абломовича, где она скрывалась под разными именами (Коровинской, Щавинской), когда немного поправилась, Абломовичи привезли ее к себе домой как учительницу своих детей.
Эмилию полюбили все взрослые и дети. Чтобы не повредить здоровью, ей не говорили, что восстание окончилось трагично. Она узнала об этом только в конце октября - и это добило ее. Непрерывные суровые походы, нелегкие и для закаленных мужчин, душевный надлом - и ее больное сердце не выдержало. Через несколько недель - 23 декабря 1831 г. - смерть настигла отважную белорусскую девушку. Ее кончина как бы символизировала и конец восстания.
Карательная машина работала на полную мощность. Коснулось это и нашей героини. Посмертно она была причислена к разряду государственных преступников, все ее имения и имущество были конфискованы. Тогда, видимо, и погибли белорусские рукописи Плятер, что упоминаются в описи имущества, рукописи, которых мы уже никогда не увидим, которым и цены нет. Кто знает, кого утратила наша земля, какой талант сгорел в самом начале своего пути, что могло бы вырасти из этой девушки, проживи она дольше?
Это она из плеяды тех белорусов-"литвинов", которые жили в то время, когда денационализация делала из людей патриотов с раздвоенным сознанием. Когда сегодняшнего понятия "Беларусь" не существовало. Когда этим названием называлась часть ее, а часть - Литвой. Когда у лучших представителей страны самосознание было белорусско-польским или белорусско-русским. Когда гении от безысходности становились гениями соседних наций, что сегодня и позволяет присваивать их другим. Главное, чтобы это знали мы.
Об Эмилии говорили уже во время восстания. Из уст в уста передавали о ней рассказы, которые обрастали фантазиями и легендами. Известия о героизме бесстрашной "литвинки", новой Жанны д'Арк, как ее стали называть, разлетелись по всему миру. В Париже ставился спектакль, где центральной героиней была белорусская девушка. Художники писали о ней картины. Ее имя вошло в легенды, по свежим следам она воспета в известном стихотворении Мицкевича "Смерть полковника", в многочисленных произведениях других писателей и поэтов Польши, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Англии. О ней рассказывают романы и драмы, в ее честь названа одна из центральных улиц Варшавы, ей ставятся памятники.
На сегодняшний день будет уже хорошо, если о ней на родине хоть немного узнает народ, на языке которого писала стихи и песни забытая героиня Беларуси - Эмилия Плятер.