FlaviusA (FlaviusA) писал(а) в ответ на сообщение:
> Я тут уже почти уверовал в то, что православная Московия в отличие католической Европы и ВКЛ была единственным светочем истины в 16 веке, только вот что-то всё меня бес сомнения не оставляет. quoted1
Смотря, что считать истиной. Если веру в Христа, то решайте сами....
Папские таксы на отпущение грехов:
Отпущение для того, кто в церкви познал [плотски] женщину и совершил другое непотребство: - 6
Отпущение для того, кто плотски познал мать, сестру или другую кровную родственницу, или свойственницу, или крестную мать: 5
Отпущение для того, кто растлил девушку: 6
Отпущение за порок содомии для мирянина: 6
то же — для священника: 7
то же — для монаха: 8
ну и нравы, прям современная эвропейская толерантность. Гейпарадов только не хватает
ну и т.д. за убийства, кражи, грабежи и разбои, клятвоприступления и т.п.
> Вел. кн. Василию Темному уния была не по душе. quoted1
Не ему одному
ЕЛИЗАВЕТА I О РЕЛИГИИ, 1559
Следующий документ от 1559 года представляет собой ответ некоторым английским епископам, которые хотели продолжить прокатолическую политику Марии. Они утверждали, что ее отец, Генрих VIII, поссорился с папой под влиянием еретиков.
Господа,
Что до вашей просьбы к нам выслушать вас, то мы отказываем в этом; однако, мы даем вам этот наш ответ.
Наше королевство и подданные долгое время были странниками, бродившими, не зная пути, в то время, как их водили Римские пастыри, которые советовали им принять своим главой волка (вместо заботливого пастуха ), чьи измышления, ереси и схизмы были столь многочисленны, что стадо Христово кормилось на ядовитых кустарниках из-за недостатка обильных пастбищ. ..... [Теперь] что касается того, что наш отец был выведен из подчинения Рима советниками [являющимися] еретиками и схизматиками; кто, мы спрашиваем, советовал или льстил ему больше, чем вы, дорогой М-р Хет, когда вы были епископом Рочестерским? И чем вы, М-р Боннер, когда вы были архидиаконом? И (а) вы, М-р Турбервилль?
Теперь далее, кто был большим советником нашего отца, чем ваш великий Стефан Гардинер, когда он был жив? Не вы ли те схизматики и еретики? Если так, оставьте ваши порицания. Вспомните, было ли это убеждением нашей сестры являться столь непримиримой к действиям наших отца и брата, чтобы отменить все то, что они совершили? Не вы ли, или такие же советчики отговорили ее и возбудили ее против нас и других подданных?
aleksandr kyncevich 23798 (23798) писал(а) в ответ на сообщение:
> ну скажем так и при Тишайшем московию уже кое кто называл империей, > можешь до него quoted1
Задолго до него. В иностранных источниках Russian Empire фигурирует еще в раннем средневековье, а так, вот небольшой характерный исторический диалог.
Гордая польско-литовская шляхта целует руку вора-самозванца
Дневник Марины Мнишек.
Потом отдали в руки царского дьяка Афанасия Ивановича Власьева письмо, которое он, взяв, поднес государю и тихо прочитал его титул. Так как там не было написано “цесарю”, то государь сам известил Афанасия, как он должен отвечать на это. Тогда, подойдя ближе к послам, тот обратился к ним с такими словами:
“Николай и Александр! Наияснейшему и непобедимому самодержцу великому от наияснейшего Сигизмунда польского и великого князя литовского вы отдали письмо, на котором нет титула цесарского величества, но обращено оно к некоему князю всей Руси. Дмитрий Иванович — цесарь в своих преславных государствах. И вы это письмо возьмите обратно к себе и отвезите его своему государю”. Пан Малогощский, взяв письмо назад (и берет), сказал:. “Это письмо его королевской милости, государя нашего, с благоговением беру назад. Еще ни от одного монарха христианского такого оскорбления его королевской милости, государю нашему, и Речи Посполитой нашей не случалось, какую теперь ваша государская милость нанесла. Ибо король его милость, как сперва в государствах своих великую доброжелательность к вашей государской милости проявил, так и теперь, таким же образом, обращается через нас, послов, и с искренней радостью сюда мы ехали. А приехав, мы едва отряхнули дорожную пыль, как нам было приказано идти к вашей государской милости. С большой радостью спешили мы особу вашей государской милости увидеть. А сейчас какую награду видим мы за свои чаяния и ожидания? Ибо ваша государская милость тем письмом его королевской милости пренебрегает и распечатать его не желает. Превосходнейший титул короля, всеми королями и монархами за много лет признанный, вопреки всякой справедливости, умалчивать приказываете, что не только должно оскорблять его королевскую милость, государя нашего, но и тех, которые теперь здесь перед очами вашей государской милости, и всю Речь Посполитую, отчизну нашу”.
На это сам царь отвечал:
“Несвойственно и непривычно монархам, на троне сидящим, с послами договариваться. Но нас к тому принудило умаление титулов наших. Объявляли мы королю польскому через послов наших и через старосту велижского, который в недавнее время от короля польского посланцем у нас был, и теперь посол, с которым такие же имели мы [49] разногласия перед этим об умалении титулов наших, как и с вами теперь. Не только князем, не только государем, не только царем, но мы являемся также императором в своих обширных государствах! И миропомазаны мы тем титулом, который имеем от самого Бога, и пользуемся тем титулом не на словах, но по самой справедливости: ни ассирийские, ни лидийские монархи, ни даже цесарь римский с большим правом и справедливостью тем титулом не пользовались, чем мы. Разве остаемся мы только князем или государем, когда, по милости Божьей, не одних князей или государей, но и королей под собою имеем, которые нам служат, и никого себе в царствовании равного в тех полуночных краях не имеем, и никто здесь не повелевает, кроме как сначала Господь Бог, а после него мы сами. Вот почему все монархи нас тем титулом императорским величают, один король польский чинит нам в этом умаление”.
На это ему посол отвечал:
“Ваша государская наияснейшая милость! В начале речи своей вы соблаговолили сказать, что несвойственно монархам, сидя на троне, с послами договариваться. Это правда, но и то также необычно: обсуждать послам дела не по инструкции. Однако же, ибо меня к этому ваша государская милость сама принудила, я, хотя и не имею таких способностей, чтобы отвечать на эти речи вашей государской милости, не приготовившись, все же скажу. Ведь я — поляк, человек народа вольного, привык говорить свободно!
Вспомните, ваша милость, либо прикажите посмотреть в коронной канцелярии, литовской и своей московской, и даже расспросите у тех старых думных бояр своих, какими титулами предков вашей государской милости величали. Не только наияснейшие короли, государи наши, того титула цесарского, который себе ваша государская милость присвоила, вам не приписывали, но и сами предки вашей государской милости ни одного цесарства себе не покорили. Вы и сами с тем титулом соглашались, с которым его королевская милость, наияснейший и непобедимый государь, через нас в письме своем к вашей государской милости обратился. А разве иначе совсем недавно писала его королевская милость, государь наш, когда он вашу наияснейшую государскую милость в государствах своих возлюбил и с охотой оказал великую помощь к отысканию отчизны вашей наияснейшей государской милости. И далее искреннюю дружбу свою вашей наияснейшей государской милости тем более не прекращает он свидетельствовать до сего времени, что ваша наияснейшая государская милость не на словах, а на самом деле соблаговолила признать непобедимым короля его милость, государя нашего.
Но как ваша наияснейшая государская милость отплатила за это его королевской милости, то каждый своими глазами может увидеть! Скоро ваша наияснейшая государская милость забыла, что чудесно, с Божьей помощью, благосклонностью его королевской милости, государя нашего милостивейшего, и поддержкою нашего польского народа (ибо кровь свою наши братья поляки проливали за вашу наияснейшую государскую милость), вы на этот трон (указал на него рукой) посажены. Вместо благодарности — неблагодарность, вместо дружбы — неприязнь сторицею воздаете, расположением и дружбой короля его милости, государя нашего, пренебрегаете и явную причину изволили подать к пролитию крови людской. Мы глубоко [50] обижены такой неправдой по отношению к королю его милости, государю нашему. Свидетельствуем самим Богом перед вашей наияснейшей милостью и этими думными боярами, что не королем его милостью, государем нашим, но вашей наияснейшей государской милостью подается великая причина к разрыву дружбы с королем его милостью, государем нашим, и Речью Посполитой. Итак, мы готовы возвратиться к королю его милости”. На это царь отвечал послам:
“Мы очень хорошо знаем, какими титулами предки наши величались, и показали бы вам относящиеся к делу письма, но не потому что вы об этом сказали. А когда боярам своим думным прикажем мы с вами говорить, тогда они все это покажут, и мы сами покажем вам, какими титулами предки наши гордились. А теперь король польский умаляет наши титулы, которыми мы титулуемся, что не только нас, но и самого Бога и все христианство должно оскорблять. Заявляли мы королю польскому, что он имеет в нашем лице соседа, имеет брата, имеет такого друга, которого еще никогда польская корона не имела. А теперь нам короля польского нужно остерегаться более, нежели какого-нибудь самого враждебного варварского монарха”.
На это посол отвечал царю:
“Не желал бы я того, чтобы из-за титулов кровь христианская пролилась, и ваша наияснейшая государская милость не имеет повода обижаться, ибо таков есть обычай, что великие монархи в важных делах более через послов своих привыкли изъясняться. Пану старосте велижскому, который от короля его милости ранее был послан к вашей наияснейшей государской милости, ваша наияснейшая государская милость могла наказать, чтобы он доносил об этом или не доносил королю его милости. Но ваша царская милость должна была своих послов направить на будущий сейм и к королю его милости для этой цели, потому что это дело сейма. Известно вашей государской милости, что король его милость польский правит вольной Речью Посполитой, в которой без согласия всех сословий (ни одного не исключая) не может ничего отличного от прежних обычаев ни прибавить, ни умалить. Нас теперь отправили не от сейма, ибо и я был на сейме только один день во время препозиции”. 125 На это царь возразил:
“Знаю хорошо о том, что сейм закончился и что вас не от сейма отправили. Знаем также, что вас после отправки в Орше не скоро нагнали, и то также знаем, что некоторые из ваших советовали королю польскому нам тех титулов не давать. Однако же будет время об этом пространнее с вами вести споры. Пан Олесницкий, спрошу вас в таком случае, когда бы также от кого-нибудь было письмо написано к вам, на котором титула вашего шляхетского не было, приняли бы вы его или нет? Я, зная вашу приверженность нам и в государствах короля его милости, господина вашего, будучи, видел, что вы нам всегда доброжелательны оставались, поэтому не как посла, но как нашего друга в государствах наших желаем вас почтить. Подойдите к руке нашей не как посол”, — сказав это, протянул, сидя на троне, руку, желая его приветствовать. На что пан Малогощский сказал: [51] “Наияснейший милостивейший государь! Благодарю за ту благосклонность, которую ваша царская милость соизволила оказать моей особе. Но если меня ваша царская милость не как посла желает принимать, то я сделать этого не могу”.
После этого царь произнес: “Иди как посол”. Затем посол приветствовал его, а после него пан староста велижский Гонсевский.
aleksandr kyncevich 23798 (23798) писал(а) в ответ на сообщение:
> ну скажем так и при Тишайшем московию уже кое кто называл империей, > можешь до него quoted1
Да, конечно.
Лета 7153 июля во 12 день на память преподобнаго отца нашего Михаила Малеина в субботу на воскресенье в третьем часу нощи преставись благоверный и христолюбивый великий государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Русии
> aleksandr kyncevich 23798 (23798) писал(а) в ответ на сообщение:
>> ну скажем так и при Тишайшем московию уже кое кто называл империей, >> можешь до него quoted2
>
> Да, конечно. > > Лета 7153 июля во 12 день на память преподобнаго отца нашего Михаила Малеина в субботу на воскресенье в третьем часу нощи преставись благоверный и христолюбивый великий государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Русии quoted1
опять титул, ты хоть различаешь титул правителя от названия государства? ведь нельзя сказать и написать, я отправляюсь во Всея Русь, а в Московию или Московское государство без проблем, тем более что термин Русь в те времена относился к территории ВКЛ , в этой ситуации не могло Московское государство официально называться Русским, как до вас, гипсоголовых, простые вещи не могут дойти, ужс
> Задолго до него. В иностранных источниках Russian Empire фигурирует еще в раннем средневековье, а так, вот небольшой характерный исторический диалог. quoted1
Не какая-то, а термин, которым пользовались некоторые историки - "Царство Московское" (думаю, что весьма логичный термин), хотя должен признать, что деятели тех времён предпочитали термин "Государство Московское", ну никак не Россия, которое закрепилось только в 18 веке.
FlaviusA (FlaviusA) писал(а) в ответ на сообщение:
> Ну вообще-то это называлось Русское царство. quoted1
Кем называлось?
FlaviusA (FlaviusA) писал(а) в ответ на сообщение:
И что? московитский вариант Вики. Там готовы всех литвинов латинской веры в поляков записать. В том числе и эту уроженку Слуцка, наследницу Костюшки. У Вас национальность определяется конфессиональной принадлежностью? Именем? Если моего племяша родители назвали Рауль, то он сразу стал испанцем?