Новости Беларуси. Контроль на общей границе Союзного государства Беларуси и России достаточный, он постоянно совершенствуется и позволяет обеспечить безопасность. 24 ноября на брифинге в МИДе отметили, что отсутствие дополнительных препятствий при пересечении внутренней границы Союзного государства – большое преимущество. Соглашение, заключенное сторонами, действует уже два десятилетия и доказывает свою эффективность, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.
О возможных изменениях при прохождении внутренней границы сообщил на днях министр иностранных дел России Сергей Лавров. Белорусская же сторона отмечает, что меры, направленные на усиление безопасности, должны быть оправданы и не усложнять передвижение граждан, авиа- и автоперевозчиков, транспортных компаний.
Дмитрий Мирончик, начальник управления информации - пресс-секретарь МИД Республики Беларусь: Для граждан третьих стран это удобство отнюдь не означает бесконтрольность. На территорию Беларуси и России они пребывают через международные пункты пропуска и на основании действительных виз. При выдаче виз и пограничном контроле Беларусь и Россия ориентируются на единый список иностранцев, въезд которых нежелателен. При въезде иностранцы получают миграционные карты единого для нас и для Российской Федерации образца. Они обязаны предъявлять их при выезде, а также при контроле во время нахождения на территории наших государств. То есть любые злоупотребления достаточно легко выявляются и наказываются.
В октябре текущего года, на базе белорусского ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» (город Барановичи), состоялось заседание — российско-белорусской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. В нем, кроме членов российской и белорусской частей Комиссии, приняли участие представители министерств, ведомств, Постоянного Комитета Союзного государства, Секретариата ОДКБ, предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и оборонного сектора экономики Белоруссии.
На встрече был обсужден ход реализации ранее принятых решений и целый ряд вопросов двустороннего военно-технического сотрудничества, а главное – дальнейшего развития и гармонизации нормативной правовой базы, регулирующей вопросы сотрудничества, практического взаимодействия организаций оборонного сектора экономики Белоруссии и оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, а также вопросы поставки продукции военного назначения в интересах двух государств.
Да, российская сторона в рамках программы по импортозамещению не раз высказывала намерения производить вооружение и технику только из своих комплектующих и узлов, дабы не было угроз национальной безопасности. Однако всем понятно, что это очень затратный (даже для такой богатой страны как наша) и долгий путь – зачем тратить миллиарды долларов в течении не одного года (а может и десятилетий!) заново изобретая колесо, если в настоящее время все технологически развитые страны стремятся к многостороннему взаимовыгодному сотрудничеству на основе норм международного права, в которых четко прописываются огромные штрафные санкции за неисполнение контракта в не зависимости от условий обстановки.
И если в силу различных обстоятельств и политических решений были утрачены контакты с украинской оборонкой, то, похоже, что представители оборонного сектора нашей страны начали понимать о нецелесообразности, а может даже откровенной глупости, повторения подобного сценария с соседней Белоруссией. Особенно на фоне того, что предприятия военпрома соседней страны активно развиваются и их продукция хорошо котируется на мировом рынке вооружений. Кроме того, белорусы многие годы четко и качественно выполняют взятые на себя обязательства и ни разу не сорвали какой-либо заказ, не взирая ни на какие-то бы ни было трения в других областях.
Ярким примером подобного многонационального сотрудничества является Airbus Group – крупнейшая европейская корпорация аэрокосмической промышленности, которая официально зарегистрирована в Амстердаме, но имеет штаб-квартиры в Париже (Франция) и в Оттобрунне (Германия).
Взаимовыгодное сотрудничество Москвы и Минска в оборонном секторе, не смотря на мнения и предсказания различных «экспертов», продолжает активно развиваться по разным направлениям – это разработка и производство вооружения и военной техники в интересах обоих государств, а также сугубо коммерческие проекты.
Как отметил председатель Государственного военно-промышленного комитета Белоруссии Сергей Гурулев, на протяжении 25 лет сотрудничества в военно-технической сфере нас «не штормит», и наши отношения имеют позитивную динамику развития. «У нас достаточно плотное, продуктивное взаимодействие, есть вся необходимая нормативная база, позволяющая работать в законном порядке. Эта база направлена на разработку, создание новых образцов вооружения и техники, в том числе совместно, как в интересах России и Белоруссии, так и в интересах третьих стран», – отметил он.
Необходимо все же отметить, что у нас и белорусов существуют различия в концептуальных подходах к совместному оборонному сотрудничеству. Это во многом обусловлено различным военным потенциалом государств. Для Минска оборонное сотрудничество с Россией является одним из ключевых элементов военной безопасности, включая поставки современного вооружения. Для Москвы же Белоруссия является одним из важных рубежей обороны в связи с чем связано желание увеличить военное присутствие в Белоруссии. Кроме того, официальный Минск зачастую не поддерживает военно-политические действия Российской Федерации.
Чем же сильны наши белорусские соседи и почему это сотрудничество выгодно нашим странам? В первую очередь, это оптико-электронное оборудование, автоматизированные системы управления, колесные тягачи, а также разработка средств радиосвязи различного назначения. Кроме того, Белоруссия может занять лидирующую позицию в сфере производства беспилотных летательных аппаратов типа дирижаблей и аэростатов. Необходимые для этого производственные мощности имеются у центра «БАК и технологии» физико-технического института НАН – единственного в СНГ предприятия, которое имеет сертификат на серийный выпуск беспилотных авиационных комплексов собственного производства.
Учитывая активное наращивание нашей страной своего оборонного потенциала, особенно посредством формирования крупной группировки войск (сил) в Крыму, вся вышеуказанная продукция будет иметь повышенный спрос. Тем более, что связи по поставкам и вся необходимая для этого нормативная база создана. Мы экономим время и деньги, которые потребовались бы для создания подобных мощностей у себя, а белорусы, в свою очередь, зарабатывают и развивают свою оборонку дальше – им не надо искать новые рынки сбыта, что-то кому-то доказывать и биться за место под солнцем. Зачем кому-то из государств ломать отлаженный механизм реализации Договора о развитии военно-технического сотрудничества, который итак полноценно начал работать только с 2012 года. Более того, на основе данного документа введен новый упрощенный порядок поставки продукции или же услуг военного назначения в интересах силовых ведомств. В результате повышена оперативность поставок перспективных образцов вооружения и выстроены эффективные кооперационные цепочки, заново отстроить которые обойдется в огромную сумму. Особенно это становится актуальным на фоне того, что министерстве финансов постоянно пытается снизить расходы на оборону.
Действующая программа сотрудничества в области производства вооружений рассчитана до 2020 года. Это позволяет работать на перспективу – разрабатываемые в настоящее время оборонными предприятиями продукция поступит на вооружение государств лишь через несколько лет. Сверхскоростные БЛА, новые комплексы, системы управления и наведения, сверхточные приборы и многое другое – товарооборот между Госвоенпромом Белоруссии и Федеральной службой по ВТС России составляет миллиарды долларов.
Ежегодно в Барановичах модернизируются и находятся на ремонте десятки российских воздушных судов, преимущественно Ми-8, Су-27 и МиГ-29. Кроме того, в сентябре предприятие «Вертолеты России» и упомянутый выше «558 Авиационно-ремонтный завод» подписали контракт на ремонт агрегатов вертолетов Ми-24, а также договорились об авторизации белорусского предприятия, что позволит 558 АРЗ в дальнейшем получить право выполнять капитальный ремонт вертолетов типа Ми-8/17 гражданского назначения.
«Получив право на выполнение капитального ремонта вертолетов Ми-8/17, наши партнеры смогут расширить свою деятельность и зарекомендовать себя как легальное сервисное предприятие, а «Вертолеты России» получат надежного партнера в Белоруссии», – отметил заместитель гендиректора «Вертолетов России» по послепродажному обслуживанию Игорь Чечиков.
Вместе с этим, белорусская сторона осуществляет модернизацию танков, зенитных ракетных комплексов, а также поставляет комплектующие и готовую продукцию флагманам российского военпрома.
Особо стоит отметить тот факт, что наш новейший ОТРК «Искандер», принятый на вооружение в 2006 году имеет большой модернизационный потенциал, который позволит поддерживать его на современном уровне, не уступающем иностранным образцам, до 2030 года. С учетом того, что все подразделения российских войск, оснащенные устаревшими ракетными комплексами, к 2020 году получат на вооружение «Искандеры», а после начнется процесс модернизации первых комплексов, которые уже отработали заявленный ресурс, то официальный Минск вполне способен принять и в этом участие. Особенно это актуально с учетом того, что шасси под ОТРК сделаны именно в Белоруссии.
Оборонка, в отличии других отраслей, всегда имела и будет иметь положительную динамику развития. И многие специалисты военной промышленности понимают, что шапкозакидательство в духе «дайте нам много денег, и мы сделаем любую технику» не работает. Только совместный тандем позволяет создавать не только лучшие, но и уникальные образцы вооружения. http://flanker.su/?p=10374
У меня, Паляш, и спрашивать не надо. Это уже в традицию превратилось - не давать вам настоящие снаряды. Только игрушечные или учебные, на худой конец. Иначе может быть беда. Вон, видел, как украинские военные запустили пару ракет? Что не запуск, то попадание в гражданский самолёт. А у вас вояки ещё хуже, они же только на мирном населении тренируются.
Участников заседания приветствовал проректор по учебной работе и информатизации НИУ «БелГУ» Александр Маматов. Он подчеркнул, что Белгородский университет готов выступать площадкой для диалога ученых и экспертов.
С докладом выступил заместитель директора по научной работе Института социально-экономического развития территорий РАН Константина Гулина. По мнению эксперта, позитивным примером сотрудничества выступает развитие белорусско-российского сотрудничества в Череповце (Вологодская обл.), где налажено сборочное производство белорусских тракторов. Это – перспективная база для создания «образовательного кластера, центра компетенций». Реализация данного проекта возможна при организационной и финансовой поддержке Союзного государства. По оценке эксперта, требуется повышать эффективность систем сбыта белорусских товаров в России с акцентом на активный маркетинг. Сейчас у России активнее развивается производственная кооперация с Арменией.
Директор Института приграничного сотрудничества и интеграции НИУ «БелГУ» Виктор Сапрыка проанализировал опыт взаимодействия Белгородской области с различными регионами Беларуси, Украины и стран Прибалтики. Эксперт отметил, что несмотря на сложные отношения между постсоветскими государствами, в рамках программы ЕС «Еврорегион» на современном этапе продолжается сотрудничество по линии создания технопарков (пример – технопарк «Слобожанщина»), проведения молодежных форумов, школ межрегионального приграничного сотрудничества и т.д. При этом достигается конкретная польза для укрепления межрегиональных отношений. Опыт программы «Еврорегион» следует принять в особое внимание и разработать на основе его анализа программу «Евразийский регион», - заключил Сапрыка.
Научный сотрудник Института философии НАН Беларуси Алексей Дзермант обратил внимание на проблему «политики общей исторической памяти» в Союзном государстве. Говоря о регулярных попытках фальсификации истории, эксперт указал на необходимость: 1) развития российско-белорусского взаимодействия профессиональных историков; 2) проведения общих памятных мероприятий в России и Беларуси, а конкретно – по аналогии с акцией «Бессмертный полк» разработать программу мероприятий акции «Партизанский полк». Данная тематика найдет значительный отклик в Беларуси, где в ходе Великой Отечественной войны партизаны сыграли особую роль.
Константин Гулин обратил внимание на сохраняющуюся необходимость «отладить промышленную коммуникацию в Союзном государстве», «создать программу развития промышленности» и в целом – задуматься о стратегии развития Союзного государства. Эксперт привел пример из сферы холодильного оборудования: потребность рынка в продукции такого рода оценивается в 5 млн единиц в год. Однако в России, обладающей производственными мощностями, отсутствуют необходимые технологии, а в Беларуси обратная ситуация – есть технологии, но нет мощностей.
Это приводит к тотальному доминированию китайского холодильного оборудования на рынке. Здесь есть пространство для взаимовыгодного сотрудничества.
Научный сотрудник Института философии НАН Беларуси Петр Петровский обозначил основную проблему межрегионального сотрудничества : «Несмотря на то, что Союзное государство – это наиболее глубокая форма интеграции на постсоветском пространстве, на региональном уровне белорусско-российское приграничное взаимодействие – это худшее взаимодействие среди всех приграничных взаимодействий Республики Беларусь».
В качестве иллюстрации неиспользованных возможностей для развития интеграции эксперт привел пример из сферы образования. Выпускники, получившие специальность «регионалистика» в Смоленском государственном университете (нацеленную на подготовку специалистов в области регионального сотрудничества Беларуси и России), на деле занимаются анализом взаимодействия Смоленской обл. с другими регионами России.
Петровский подчеркнул, что у Смоленского и Могилевского университета есть соглашение о сотрудничестве, но оно не подкрепленное межгосударственными соглашениями так, как это сделано в случае России и Польши и других западных стран. В сфере приграничной коммуникации докладчик обратил внимание на взаимную изолированность представителей СМИ приграничных стран, отсутствие обоюдного радио- и телевещания, регулярного прямого пригородного железнодорожного движения и отсутствие единого визового пространства для туристов.
Директор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Рекеда предложил использовать опыт официально принятой и реализуемой программы межрегионального сотрудничества Казахстана и России для Союзного государства.
Кроме того, эксперт обратил внимание на крайне низкую информированность населения относительно интеграции на постсоветском пространстве; так, в Саратовской обл. о ней знает только 1/3 населения. В этой связи предложено развивать информационное сопровождение евразийской интеграции с помощью СМИ и социальных сетей.
Эксперт выступил с предложением о создании сети региональных аналитических центров (клубов) на базе научно-учебных учреждений, которые бы занимались исследованием межрегионального сотрудничества Беларуси и России. Так, по другим направлениям евразийской интеграции уже созданы крупные «мозговые трасты» – например, «Евразия-Поволжье» и «Урал-Евразия». На белорусском направлении подобных региональных центров пока недостаточно, – заключил Рекеда.
Старший научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси Наталья Балич рассказала об опыте академических исследований отношения к евразийской интеграции в Беларуси и России. В целом, опросы демонстрируют высокий уровень одобрения интеграции. При этом, Алексей Дзермант обратил внимание на разницу результатов опросов НАН Беларуси и «Евразийского монитора». В категории респондентов 16-29 лет одобрение интеграции по данным Института социологии НАН Беларуси составило 61%, по данным «Евразийского монитора» – 48%. В этой связи Дзермант предложил посвятить одно из предстоящих заседаний Российско-белорусского клуба социологической тематике с целью обсуждения методологии и сопоставления результатов социологических исследований.
Координатор Российско-белорусского экспертного клуба Вячеслав Сутырин поблагодарил принимающую сторону за высокий уровень организации мероприятия и заверил участников заседания в том, что все представленные предложения будут проработаны и переданы в органы власти, экспертные и научные центры двух стран.
Евроэмиссар (Михаэль) писал(а) в ответ на сообщение:
> > Беларусы в ЕвроСоюз хотят, в НАТО, а вы тут про "союзные государства" лепечите > Сколько лет Беларусь была оккупирована Российской империей, а потом СССР??? quoted1