Правила форума | ЧаВо | Группы

Беларусь

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Годовщина избавления

  Moren
Paganec


Сообщений: 68062
23:05 23.01.2013
Беларус-Аляксандр писал(а) в ответ на сообщение:
> Злые вы.
quoted1
на всяки случай...
Ну если учитывать, что 99% постов Паляша - это флуд, копипастинг и спам, то мы с Деком не просто злые, а сама Сатана))))
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Паляш
Паляш


Сообщений: 12345
15:39 24.01.2013
В этом году исполняется 150 лет польскому восстанию 1863 года. Однако до сих пор единой оценки этого события в белорусской историографии не существует. Нет и единого мнения о роли такой фигуры в нашей истории как Михаил Николаевич Муравьев, руководитель подавления этого выступления. Так кто он был — вешатель или спаситель белорусов от ассимиляции? На эту тему рассуждает кандидат исторических наук, доцент, главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Францевич Гигин.


— Муравьеву его противники дали прозвище «вешатель». Именно так, по мнению некоторых историков, называли виленского генерал-губернатора в народе…
— Никаких таких прозвищ в народном фольклоре не зафиксировано. На самом деле происхождение этого прозвища следующее. В 1830-е годы Муравьев был гродненским губернатором. Тогда, приехав в Гродно, он выступал перед местным дворянством и, чтобы его поддеть, польские шляхтичи задали ему вопрос: «Не родственник ли вы того Муравьева, которого повесили за мятеж против Государя?» На что он ответил: «Я не из тех Муравьевых, которых вешают, я — из тех, которые вешают». Таким образом он поставил на место своих недоброжелателей. И, по воспоминаниям современников, он действительно был человеком, очень резко осаждавшим тех, кто мешал ему работать, при этом Муравьев отличался интеллигентностью, справедливостью и отзывчивостью. Но гродненским эпизодом воспользовался публицист Герцен, который в своей газете «Колокол», издававшейся в Лондоне, стал называть Муравьева «вешателем».
Для сравнения. Вот какую оценку Муравьеву дал историк Довнар-Запольский в своей книге «История Белоруссии»: «Хотя в поляках Михаил Николаевич Муравьев и оставил тяжелое воспоминание, какое оставляет в памяти каждого восставшего народа его усмиритель, однако это был один из выдающихся деятелей эпохи. Он выгодно отличался от сановников и николаевской эпохи, и наследующей. Он обладал обширным образованием, определенным образом мыслей, знанием дела, выполнять которое он призывался. Обладая обширным государственным умом, он приступал к выполнению той или другой государственной задачи, усвоив себе предварительно известного рода план работы, ее задачи». То есть нарисован портрет выдающегося деятеля своей эпохи. Белорусский историк не нашел ни единого плохого слова, которое мог бы бросить в адрес Муравьева.
— Наша националистическая историография утверждает, что губернатор Северо-Западного края установил на белорусских землях режим жесточайшего террора, казнил множество участников мятежа. Называются различные цифры. А сколько повстанцев было казнено на самом деле?
— Я бы не употреблял слово «националистическая» — это псевдобелорусская историография. Люди, которые называют себя «литвинами» и отрицают самоназвание белорусского народа, не могут называться белорусскими националистами. Это какая-то странная группа людей, которые переносят на нашу историю взгляды, свойственные польской исторической науке и польскому восприятию тех событий.
Ни о каком развязывании террора со стороны Муравьева не может быть и речи. Михаил Николаевич прибыл в край 1 мая 1863 года, когда в разгаре уже был революционный террор, развязанный повстанцами. Его инициатором был не один только Калиновский. Вообще, неправильно называть события 1863-го года восстанием Калиновского. Он был лишь одним из предводителей. Восстание было польским и поэтому руководилось из Варшавы, о чем Калиновский писал в своих публицистических трудах. Часто за наименованием «восстание Калиновского» содержится попытка скрыть его этническую направленность. Никакого будущего у Беларуси в случае победы повстанцев не было. Муравьев прибыл сюда в то время, когда здесь орудовали группы террористов. Они так и назывались: «кинжальщики» и «жандармы-вешатели». Революционный террор был направлен против чиновников, военных, священников, дворян, в том числе католиков, не поддержавших восстание. Террор был жутким: до наших дней дошли описания убийств польскими инсургентами православных священников. К примеру, священника Прокоповича повесили после сотни ударов на глазах его семьи. Некоторых священников не убивали, а обривали им головы, жестоко избивая их и всю их семью. Сохранился абсолютно бесчеловечный приказ так называемого «Польского жонда к народу земли литовской и белорусской». В нем содержатся угрозы повешения тем крестьянам, которые не поддержат восстание, их называют «дурными, темными». Известно высказывание Калиновского, что топор повстанца не должен останавливаться даже над колыбелью ребенка шляхтича, если тот не поддержит мятеж.
Край был в состоянии панического страха, потому что повстанец мог прийти ночью и сделать с мирным обывателем все что угодно. Это вызывало колоссальное отторжение со стороны белорусов. Не будет преувеличением сказать, что белорусы не просто не восприняли восстание, а оказали ему активное сопротивление. И Муравьев, при всех своих талантах, будучи невероятно трудоспособным (он работал по 18 часов в сутки в свои 67 лет), ничего бы не смог сделать, если бы его не поддерживало местное население.
— А как же хрестоматийная цифра в 128 казненных повстанцев?
— Во-первых, нужно помнить, что казнили не одних повстанцев, но и дезертиров и мародеров из числа российской армии. Во-вторых, такое малое количество казненных не идет ни в какое сравнение с подавлением национальных восстаний в Ирландии, Индии, на территории Османской империи. Об этом хорошо пишет русский философ Василий Розанов в своей статье «Был ли жесток Муравьев-Виленский?», опубликованной в «Русском слове». Розанов отмечает, что Михаил Николаевич нагонял страх на повстанцев вокруг своих мер, чтобы единичными казнями создать впечатление о грозности власти. То есть казни, которые были редки, обставлялись таким образом, что приводили в ужас польскую общественность. От рук повстанцев погибло куда больше людей — по некоторым данным, до 2 тысяч человек. Есть списки казненных Муравьевым инсургентов, опубликованные в 1930-е годы в Польше. Кроме нескольких ксендзов, повешенных за нарушение пастырского служения и пропаганду насилия, это люди, повинные в многочисленных убийствах. Муравьев наводил порядок и спокойствие в крае при поддержке большинства населения. Казни повстанцев воспринимались как справедливое возмездие.
— Как известно, повстанческое движение делилось на «белых» и «красных». Как оба этих крыла относились к белорусскому вопросу и существовал ли он для них вообще?
— Надо разделять отношение к Великому Княжеству Литовскому и белорусскому вопросу как таковому. Белорусский вопрос в тот период не существовал. Ни о какой самостоятельности для белорусов и литовцев речь не шла. ВКЛ рассматривалось восставшими в качестве литовской провинции Речи Посполитой. Они понимали ВКЛ как историческую форму польского государства.
Имеется несколько свидетельств того, что якобы Калиновский стремился к независимости от Варшавы. В основном, они касаются личных амбиций Калиновского и социальных противоречий. При этом ничего не говорится о том, что он стремился к какой-то этнической независимости. Дело в том, что Калиновский был «красным», а повстанческий подпольный жонд в Варшаве — «белым». Калиновский являлся более радикальным революционером, социалистом, что его отличало от варшавских умеренных, просто стремившихся к восстановлению Речи Посполитой в границах 1772 года. Он хотел проведения социальных реформ в духе тогдашнего утопичного социализма и был невероятно агрессивно настроен. Фактически это та же самая «нечаевщина», экстремистское народничество, поразившая великого русского писателя
Ф.М. Достоевского и подвигшая его на создание романа «Бесы».
— Получается, что канонические сведения о Калиновском — это миф. Но ведь он не мог возникнуть на пустом месте. Была же какая-то основа? И кому было выгодно его создавать?
— Миф о Калиновском как о национальном белорусском герое возник в советское время, в 1920-х годах. В советской историографии существовали разногласия относительно того, стоит ли считать его национальным героем. И великий белорусский историк, основатель БГУ, В.И. Пичета высказывался категорически против. Тем не менее, исходя из политической конъюнктуры, решено было сделать ставку на пропаганду Калиновского в качестве белорусского героя. Жертвой пропаганды стал писатель Владимир Короткевич, который, невзирая на все исторические источники, пропагандировал образ Калиновского как белорусского повстанца, что противоречит всем историческим документам. Калиновский был социалистом-экстремистом, как его характеризовал Ратч, соратник по восстанию. Это можно понять, читая «Мужыцкую праўду», «Хоругвь свободы», которая выходила на польском языке.
— Каково было отношение М.Н. Муравьева к белорусскому языку и культуре?
— Часто цитируют муравьевскую фразу: «Что не доделал русский штык, то доделает русская школа», как будто виленский генерал-губернатор ликвидировал белорусскую школу. На протяжении более чем столетия, еще до прихода русской власти, никакой белорусской школы здесь не было. Наша культура, наш язык, театр, школа были искоренены в Речи Посполитой. Статут ВКЛ использовался на польском языке, в 1696 году старобелорусский язык был выведен из делопроизводства.
При Муравьеве русификация была, но проходила в форме деполонизации, ликвидации засилья польской культуры, языка, традиций. Если бы не Муравьев и его реформы, край был бы до сих пор польской провинцией. Не надо сомневаться в том, что случилось бы с Беларусью, одержи победу повстанцы. Идейный наследник Калиновского Юзеф Пилсудский в 1919-м году тоже рассуждал о федерализме, издал воззвание к бывшим жителям Великого Княжества Литовского, обещал автономию. Как только Пилсудский пришел к власти в мае 1926 года, были уничтожены белорусские школы, книгопечатание, пресса и началось невероятное усиление полонизма. Муравьев же, пытаясь «вернуть местное население к исходным корням», ко временам Полоцкой Руси, стремился возвратить белорусам их богатое историко-культурное наследие.
Важно также понимать, что тогда подразумевалось под словом «русский»: все восточные славяне. Царское правительство не отрицало наличия белорусов: по переписи 1897 года в разделе «русские» числились и великороссы, и малороссы (украинцы), и белорусы, которые были выделены в отдельные категории во время переписи. Люди сами могли определиться со своей этнической принадлежностью. Кроме того, в 1864 году Михаил Николаевич основал Виленскую археографическую комиссию, призванную изучать исторические акты. Результатами деятельности этой комиссии, которая упорядочила исторические источники, историки пользуются до сих пор. Муравьев основал систему народного образования, двух-четырех классных училищ, учительских семинарий. При нем, а затем по его наказам было основано
1406 народных школ. Из этих учебных заведений вышла вся та плеяда белорусских литераторов и национальных деятелей, которые создавали представление о белорусской национальной идее. Без деятельности виленского генерал-губернатора это было бы невозможно. Михаил Николаевич занимался восстановлением храмовых памятников православной культуры, великой традиции, которая присутствовала на нашей территории на протяжении столетий и которую пытались пресечь в период гонений на православие и господства церковной унии. Также генерал-губернатор Северо-Западного края планировал создать на территории Беларуси высшие учебные заведения, в частности, Жировичскую учительскую и духовную семинарию, в которой планировалось учредить кафедру жмудского (литовского) языка, правда, не латиницей, а кириллицей. Муравьев не отрицал и существования литовского этноса, предпринимал меры по его развитию. Но об этом почему-то в наши дни не говорится…

http://7days.belta.by/ru/issues?art_id=1280
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Беларус
netcredita


Сообщений: 9781
21:05 24.01.2013
Сергей Дубовец: Калиновского нельзя не любить, если ты белорус.

Кастусь Калиновский - первый борец за белорусское слово, веру и независимость нашего Края - стал национальным героем не от того, что так постановили Рада БНР или ЦК КПБ.

Его образ Великого Справедливого лег на белорусскую душу, куда бы направлена она ни была. Его приняли и коммунисты, и националисты, и простые белорусские люди. В нынешних уличных опросах по всей Беларуси впечатляет точность того, каким его знают люди. Поэт и писатель? Да, его произведения есть в литературных антологиях. Партизан, революционер, оппозиционер? Кто же спорит. Просветитель, герой... И это "в точку".

В прошлую войну советский партизанский отряд имени Калиновского мог сжечь деревенскую школу только за то, что учитель преподает детишкам содержание «Мужицкай праўды»: «Ведь я тебе с виселицы говорю, народ, что тогда только заживешь счастливо, когда над тобой москаля уже не будет»...

Множество известных стихов, романы и даже зарождение белорусского кинематографа - о нем.

Против него, признанного белорусами всех оттенков, вероисповеданий и политических взглядов, может быть только небелорус, только чужак. Как москвич, финансировавший в Минске РПЦшную церковь на улице Калиновского и потребовавший изменить название улицы. Власти нашли компромисс (не замахнулись на имя Справедливого) - переименовали только часть улицы с этой самой церковью.

Калиновского нельзя не любить, если ты белорус. Это имя сильнее любого другого знака нашей идентичности. В Беларуси все от деревенской старушки до экзальтированного столичного школьника, от бомжа до успешного бизнесмена, от режимного чиновника до диссидента скажут тебе, что Калиновский - наш.

Что скрывается за этим феноменом? Думаю, глубоко спрятанная в душе взаимность.

Выпускник Петербургского университета возвращается на Родину и становится лидером «польского» восстания в своей стране. Издает первую белорусскоязычную газету. Ищет взаимопонимания с простым народом. Ни доли неискренности или «прагматизма». И - что бы ни "гигикали" нынешние пропагандисты - идет на эшафот.

Как Христос.

Чистый, непорочный, символ справедливости. И параллель становится абсолютной. Пилат послал Христа на самую позорную смерть - распятие на кресте. Так наказывали только бандитов. Российский губернатор Муравьев повторил то же с Калиновским. Вместо расстрела, который «полагался» военначальнику всея Беларуси и Литвы, он в последний момент приказал Калиновского повесить. Как бандита.

И как Христос объединил и объединяет разных людей в сообщество Люди, так Калиновский объединяет нас в сообщество Белорусы. «Дегероизировать» его для нашего народа - то же, что для человечества «дегероизировать» Христа. А это значило бы уничтожить в наших отношениях понятия справедливости, чести и совести, воплощенные прежде всего в фигурах Христа и Калиновского, и растить будущие поколения, не обремененные этими качествами.

В отличие от символики и языка, которые на улицах и в СМИ еще можно чем-то заменить, на месте уничтоженного национального героя в белорусском сердце останется пустота.

http://www.belaruspartisan.org/opinions/226975/...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Паляш
Паляш


Сообщений: 12345
21:33 24.01.2013
Однако исторический опыт показывает, что возвращение к временам, когда элементы самоидентификации польской нации являлись базовой основой самосознания и самообозначения белорусской знати и части простых людей, будет иметь негативные последствия. В определенной степени данная практика может привести к разрушению белорусской государственности — подобно тому, как это было в XVII веке, когда пала городская цивилизация белорусской народности. К сожалению, не потеряли остроты слова польского «Катехизиса» XIX столетия: «У Польши есть своя Индия: Украина и Литва, — колонии эти с Польшей составляют одно целое и, при разуме и умении вести дело, никогда в материальном отношении не будут от нее отторгнуты» [36].


http://vsr.mil.by/2013/01/25/posleslovie-zoloto...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Беларус-Аляксандр
1979-1989


Сообщений: 9296
21:58 24.01.2013
Паляш писал(а) в ответ на сообщение:
> Край был в состоянии панического страха, потому что повстанец мог прийти ночью и сделать с мирным обывателем все что угодно.
quoted1

Что-то мне это напоминает...
Слова белорусских наци о партизанах 40-х ХХ века...

Однозначное "ФУ!" Гигину за данную статью...Подбор фактов да ещё и с определённого контекста вопросами...Грубо...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Беларус
netcredita


Сообщений: 9781
22:08 24.01.2013
Беларус-Аляксандр писал(а) в ответ на сообщение:
> Однозначное "ФУ!" Гигину за данную статью...Подбор фактов да ещё и с определённого контекста вопросами...Грубо...
quoted1

Я думаю статьи Гигина вызывают омерзение у всех, независимо от политических взглядов.

По-моему этому "писаке" уже пора лечиться.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Беларус-Аляксандр
1979-1989


Сообщений: 9296
22:32 24.01.2013
Беларус писал(а) в ответ на сообщение:
> Я думаю статьи Гигина вызывают омерзение у всех, независимо от политических взглядов.По-моему этому "писаке" уже пора лечиться.
quoted1

Я бы не стал так обобщать. Недавно прочёл очень неплохую статью методическо-прикладного характера...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Паляш
Паляш


Сообщений: 12345
23:43 24.01.2013
Вадим -молодец!
Профессиональный историк и патриот Беларуси, достойный всяческого уважения.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Беларус
netcredita


Сообщений: 9781
00:30 25.01.2013
Паляш писал(а) в ответ на сообщение:
> Профессиональный историк и патриот Беларуси, достойный всяческого уважения.
quoted1

Фальсификатор истории, беларусофоб, разжигатель вражды и фашист
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Паляш
Паляш


Сообщений: 12345
08:58 25.01.2013
Если "фашист" живет в МИНСКЕ- то чаму "сапраўдны беларус" навроде тебя - в Пиндостане?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Moren
Paganec


Сообщений: 68062
10:04 25.01.2013
Беларус-Аляксандр писал(а) в ответ на сообщение:
> Я бы не стал так обобщать. Недавно прочёл очень неплохую статью методическо-прикладного характера...
quoted1
А я бы стал... Беларусофобия этого товарища зашкаливает....
Паляш писал(а) в ответ на сообщение:
> Если "фашист" живет в МИНСКЕ
quoted1
Если поменяется власть - этот товарищ будет жить в своей любимой Москве...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Паляш
Паляш


Сообщений: 12345
14:30 25.01.2013
Мечты мечты.... русофобской националистической хеўры вроде тебя...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Чиполино
Чиполино


Сообщений: 1953
14:47 25.01.2013
Moren писал(а) в ответ на сообщение:
> А я бы стал... Беларусофобия этого товарища зашкаливает....
quoted1

не беларусофобское, а мутантофобское, что нормально для людей и ненавистно мутантам как вы
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Moren
Paganec


Сообщений: 68062
15:27 25.01.2013
Чиполино писал(а) в ответ на сообщение:
> не беларусофобское, а мутантофобское, что нормально для людей и ненавистно мутантам как вы  
quoted1
Он именно беларусофоб...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Eifer
andund


Сообщений: 2703
15:34 25.01.2013
Гигин скоморох при дворе, он этим деньги зарабатывает
Больше денег получишь, при такой должности, только обласкивая хозяина.
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Годовщина избавления. на всяки случай... Ну если учитывать, что 99% постов Паляша - это флуд, копипастинг и спам, то ...
    Anniversary disposal. just in case... Well when you consider that 99% of posts Palyasha-a flood, kopipasting and ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия