Правила форума | ЧаВо | Группы

Беларусь

Войти | Регистрация

Мировоззренческое! От белорусского историка и писателя

Зубр
8 342 00:57 11.11.2012
   Рейтинг темы: +1
  Зубр
exida


Сообщений: 9269
В этой заметке я попытаюсь избежать излишнего пафоса или ненужной риторики – потому что речь здесь пойдет о людях, бесконечно мне близких и родных, о моей семье, о моей бабушке, которой вот уже скоро десять лет, как нет рядом с нами, но которая по-прежнему продолжает жить в нашей памяти.

Я помню её с детства, лет, наверное, с четырех-пяти. Пока я был совсем мелким дошкольником - меня просто привозили к бабушке в гости – благо, её деревня была всего в десяти километрах от нашего маленького городка; потом, где-то с класса четвертого, мы, внуки, уже как полноправная рабочая сила, привлекались для бесконечных бабушкиных сельскохозяйственных работ – косить сено, пасти коров, садить или копать картошку, убирать сахарную свёклу (за что колхоз выписывал бабушке сено для коровы и солому для подстилки квартирующих в большом, капитальном сарае животных). На некоторые, особо значимые работы, бабушка вызывала всю нашу немаленькую родню – чтобы покончить с назначенным объемом в один день; для пропитания работников в такие дни бабушка торжественно извлекала из погреба банки с залитой свиным жиром домашней колбасой, доставала из-под стрехи копчёное сало – я никогда в жизни не ел ничего вкусней! Для пастухов (вернее, подпасков – все же нам было всего по тринадцать-четырнадцать лет!) бабушка пекла специальные пышки с мёдом, а пить на пастбище мы брали литровую бутыль молока – и я скажу по чести, никакие шашлыки ни из каких осетрин не сравнятся по наслаждению, получаемому от еды, с той немудреной снедью, которую поглощали мы в поле, под жарким июльским солнцем, вдыхая кружащий голову воздух, пропитанный ароматами трав и цветов - воздух нашей Родины.

Потом мы все, её внуки, по очереди уходили в армию, уезжали служить на Дальний Восток, в Германию, в Венгрию, в Россию – и фотографии всех нас, в необмятой военной форме и с испуганно-торжественным выражением лица, вставлялись ею в большую застекленную раму – вместе с множеством других фотографий нашей большой родни. В числе прочих солдатских фотографий висела там и моя – бравого рядового учебного полка связи; она была цветной, в отличие от большинства остальных, и быстро выцвела – но это было не важно. Важно, что она была торжественно вставлена в общую рамку – вместе с фотографией моего деда, погибшего в июле 1944-го…

И когда я пришёл с военной службы – то, побыв несколько дней дома, отправился к бабушке; она просила моих родителей помочь ей поставить новый забор, я был единственным членом семьи, не имевшим ещё никаких забот (увольняемому военнослужащему разрешалось три месяца после службы валять дурака, к тому же я был студент, а занятия должны были начаться только осенью) – и посему сей подвиг должен был исполнить я. Три дня я строил этот забор – он и сейчас, через двадцать лет, всё ещё оберегает бабушкин дом, хотя там сегодня живут совсем другие люди. Все эти три дня я общался с бабушкой – вернее, она общалась со мной, и не как с несмышлёным пацаном, а как со взрослым мужчиной, солдатом, самостоятельным человеком.

Она разговаривала на странной для жителя центральной России (но привычной для нас, её внуков) смеси русских, белорусских, польских, украинских и немецких слов – на Полесье полно таких диалектов, не описанных пока ни в одном исследовании; я отлично понимал её – ведь я слышал эту речь с пяти лет! – но никогда не задумывался над тем, как назвать этот странный язык. И вот однажды я всё же спросил бабушку – на каком языке, по её мнению, она разговаривает?

Её ответ сначала поверг меня в недоумение – а потом заставил задуматься.

Так вот – моя бабушка была свято убеждена, что говорит ПО-РУССКИ! И что её язык, который по звучанию был гораздо ближе к словацкому, чем к языку Пушкина и Толстого – тем не менее, есть ЯЗЫК РУССКИЙ. А все её родственники и знакомые, все её односельчане и земляки – были РУССКИМИ; не «белорусами», как значилось в паспортах (в советских паспортах была такая графа, «национальность») и в разных анкетах – а именно русскими; и хотя до Москвы от бабушкиной деревни было более тысячи километров, а до Варшавы – чуть более двухсот, всё равно сердце её народа, по святому бабушкиному убеждению, билось «дэсь у Москви».
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Зубр
exida


Сообщений: 9269
01:00 11.11.2012
Моя бабушка была неграмотной – но совсем не потому, что в пору её детства и юности в Западной Беларуси не было школ; школы как раз таки были. Но это были ПОЛЬСКИЕ школы – и мой прадед, когда семилетней Оле пришла бумага из поветового управления образования с вызовом в первый класс, покряхтел, повздыхал – но, взвалив на воз пару копченых окороков, лукошко яиц и десятифунтовый кусок сливочного масла, отправился в это самое управление образования. Он вёз ВЗЯТКУ поветовому инспектору – для того, чтобы тот разрешил его дочери НЕ ХОДИТЬ В ПОЛЬСКУЮ ШКОЛУ. Русских (или белорусских) школ в нашем повете не было, а в польскую своих детей крестьяне старались не отдавать – вплоть до того, что прятали их на дальних хуторах у отдалённой родни.

Они хотели, чтобы их дети оставались РУССКИМИ И ПРАВОСЛАВНЫМИ – даже под угрозой их неграмотности. Пусть ребенок будет неграмотным – лишь бы он не стал поляком и католиком!

Моя бабушка была русской и православной – так же, как и сорок поколений её предков; и для того, чтобы мы, её потомки, также оставались русскими и православными – в жарком июле сорок четвертого погибли мой дед и мой дядя (которому в день смерти едва исполнилось одиннадцать лет).

Сегодня Республика Беларусь – независимое государство; это замечательно, и я искренне рад тому, что мой народ свободен и, впервые с 1569 года, является хозяином своей судьбы. Но, приветствуя суверенитет политический, я наотрез отказываюсь от того, чтобы мой народ руками разного рода борзописцев отрывали от народа русского. Мы, белорусы – такие же РУССКИЕ И ПРАВОСЛАВНЫЕ, как и жители Смоленска, Твери, Рязани или Владимира; и посему Беларусь на сегодняшний день – такое же СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО РУССКОГО НАРОДА, как и Российская Федерация!

И судьба моей бабушки, царствие ей небесное, доказывает это лучше, чем что бы то ни было…


Еще раз уточняю - ЭТО НЕ МОИ ВОСПОМИНАНИЯ, А БЕЛОРУССКОГО ИСТОРИКА И ПИСАТЕЛЯ.

либералам и "сапраудным беларусам" рекоменудется не читать...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Belarus
dun777


Сообщений: 5867
21:29 11.11.2012
В моей родной деревне, Ошмянский район, тоже делили не на провославных и каталиков, а на русских и поляков. Правда когда мы приезжали в гости и разговаривали чисто по русски, то только тогда всплывал вопрос что бабушки то говорят не по русски а по беларуску.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Belarus
dun777


Сообщений: 5867
21:35 11.11.2012
Основополагающим было не то как ты говоришь, а куда ты идешь молиться, где шлюб берешь, где детей крестишь.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Moren
Paganec


Сообщений: 68062
22:19 11.11.2012
Зубр писал(а) в ответ на сообщение:
> либералам и "сапраудным беларусам" рекоменудется не читать...
quoted1
Должен сразу сказать, что как историк он очень слабый, в ВКЛ добрая часть населения были русинами, они также считали, что язык на котором они разговаривают - руский, хотя он и отличался от государственного языка - руского... Правда никакого отношения к враждебному княжеству Московскому - это не имело...
А вот статья действительно историка, хоть и молодого, посвящённая самоидентификации беларусов:
Метафизика тутейшести
http://cytadel.by/articles/metafizika-tutejshes...
Для тех у кого духовный центр находится в Москве рекомендуется не читать... ))))
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Паляш
Паляш


Сообщений: 12345
22:43 11.11.2012
4 ноября 2012 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании богослужения в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия XI церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» в Центральном выставочном зале «Манеж». В этом году выставка посвящена теме «Церковь, власть и народ. Уроки преодоления Смуты и обретения единства».

Девушки в национальных костюмах России, Украины и Белоруссии преподнесли Его Святейшеству хлеб-соль.


Экспозиции, подготовленные в Год российской истории Патриаршим советом по культуре, синодальными учреждениями, епархиями, ставропигиальными монастырями, Правительством Москвы и Санкт-Петербурга, посвящены памятным событиям, имеющим общероссийское значение:

* 1150-летию зарождения российской государственности;
* 400-летию мученической кончины Патриарха Ермогена;
* 400-летию победы ополчения Минина и Пожарского и преодоления Смуты;
* 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года;
* 100-летию преставления равноапостольного Николая Японского.

Перед собравшимися гостями выставки Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с приветственным словом:

«Я с особым чувством открываю выставку «Православная Русь» в юбилейном году. Мы празднуем в этом году многие даты, связанные с событиями, определившими судьбу нашего Отечество. Это и 400-летие освобождения Москвы от иноземных оккупантов и начала прекращения Смуты, и 200-летие Отечественной войны 1812 года, и 1150-летие нашего российского государства, а также дата, связанная с судьбоносным сражением в Сталинграде — 75 лет Сталинградской битвы. Все как-то соединилось в один год, и поэтому мы называем его Годом российской истории. В центре этой истории — духовный подвиг людей. Когда был силен дух нашего народа, мы побеждали. Когда дух ослабевал, когда мы теряли свое национальное самопонимание, когда мы теряли верность своей вере, тогда наступали трудные годы.

И Смута, 400-летие преодоление которой мы сегодня празднуем, была не единственной, к сожалению, смутой в истории нашего Отечества. Мы празднуем эти события именно для того, чтобы еще и еще раз осознать: народ и страна жизнеспособны тогда, когда они сохраняют свое единство поверх этнических, религиозных, социальных, имущественных и прочих границ, естественно разделяющих подчас людей.

Это выставка помогает нам понять и прошлое, и современность. Она помогает нам понять, как сопрягаются в этой дате 400-летия преодоления Смуты очень важные смыслы — и пришедшие к нам из прошлого, и доставшиеся нам, людям XXI века, сегодня. Дай Бог, чтобы празднование замечательных юбилейных дат этого судьбоносного года помогло всем нам укрепиться в любви к своему Отечеству, в верности идеалам, которые достались нам от наших благочестивых героических предков; чтобы этот год пробудил у людей желание изучать свою историю, национальную культуру, укреплять свое национальное самосознание и свою веру. Это и есть тот духовный, интеллектуальный, культурный базис, на основе которого и следует развивать все остальные стороны нашей национальной жизни».


После осмотра проектов памятника Святейший Патриарх Кирилл обратился с кратким словом к представителям СМИ в котором особо остановился на духовном подвиге Патриарха Гермогена:

«Для того чтобы представить себе значение подвига Патриарха Гермогена, достаточно вспомнить, что происходило в сознании, в умах, в жизни наших людей в Смутное время, — беспамятство и потеря ориентиров. Люди реально не знали, куда идти и что делать, и готовы были поддержать даже иноземную власть. Наверное, так бы и произошло, и мы с вами не праздновали бы никакого 400-летия — его бы просто не было, потому что не было бы нашей страны.

Но в то время жил человек по имени Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси, который не потерял никаких ориентиров. Он точно понимал, что происходит со страной и с народом. Несмотря на то, что его жизненная позиция, его отношение к оккупации, его отношение к тому, чтобы во главе страны стал иноземный государь, вошли в конфликт с тогдашней элитой российского общества и он оказался заточен в подвалах Чудова монастыря в Кремле, старец Гермоген не был сломлен и не подписал никаких документов, которые могли бы авторизовать беспамятство русского народа. Он погиб — погиб от жажды, голода и холода. Но прежде чем умереть, он сумел обратиться ко всему нашему народу с воззванием встать на защиту Отечества, и вдохновленные именно его правдой, его словом русские люди объединились, создали ополчение Минина и Пожарского, пришли в Москву. И ведь в этом ополчении были не только православные люди — мы знаем, что были и татары-мусульмане, а мордва защищала ополчение с тыла, потому что грозила большая опасность нападения со стороны степи.

Когда страна наша праздновала 200-летие этих событий, было принято решение построить в Москве, на Красной площади, рядом с Кремлем, памятники Патриарху Гермогену, Минину и Пожарскому. Вторая часть этих планов осуществилась, первая нет. В этом году, при поддержке властей, общественности, при поддержке всего нашего народа, этот план осуществляется. Здесь, на юбилейной выставке, посвященной 400-летию преодоления Смуты, мы видели уже сегодня образцы возможного памятника, эскизные проекты. После того как будет изучен весь информационный фон вокруг этой экспозиции, квалифицированное жюри вынесет историческое решение, какой же из этих проектов воплотится в памятнике. А место памятника уже определено, и я имел возможность освятить это место — оно находится рядом с Манежем, в Александровском саду, напротив Кремлевской стены.

Дай Бог, чтобы народ наш больше никогда не разрушал памятники, и дай Бог, чтобы народ наш умел созидать памятники в память о тех, кто реально, а не мнимо спасал Отечество и обеспечил его историческое бытие».

Затем Патриарх Кирилл ознакомился с экспозициями выставки. Во время осмотра стенда издательства Белорусского Экзархата Директор издательства Владимир Всеволодович Грозов преподнес Святейшему Патриарху книгу об истории западнорусского дворянства.

http://zapadrus.su/ruszizn/relrz/453-2011-09-15...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Беларус-Аляксандр
1979-1989


Сообщений: 9296
23:39 11.11.2012
Moren писал(а) в ответ на сообщение:
> А вот статья действительно историка, хоть и молодого, посвящённая самоидентификации беларусов:
quoted1

Больше скажу. Очень такого стрёмного историка...Лично просто знаком. Весьма специфический взгляд у парня на историю Беларуси...Но эту конкретно статью пока не прочёл...Определяюсь где у меня духовный центр
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Зубр
exida


Сообщений: 9269
01:08 12.11.2012
Морен!
Ну зачем ты нарушил мою просьбу?
С приведенной мной цитатой белорусского историка и писателя я, как русский человек по крови, спорить или поддерживать не могу.
С этим историком я состою в личной переписке.

Саша, скорее всего, догадался, кто он.
Его фамилию упоминали, когда была наша встреча, кучу лет назад, около Дворца Республики с С.А..
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Moren
Paganec


Сообщений: 68062
01:09 12.11.2012
Беларус-Аляксандр писал(а) в ответ на сообщение:
> Весьма специфический взгляд у парня на историю Беларуси...
quoted1
Согласен, я бы сказал весьма сложный...
Беларус-Аляксандр писал(а) в ответ на сообщение:
> Определяюсь где у меня духовный центр
quoted1
Всё же надеюсь не в Москве...
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Мировоззренческое! От белорусского историка и писателя
    Worldview! From the Belarusian historian and writer. In this article I will attempt to avoid excessive pathos or unnecessary rhetoric-because ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия