Предпочитаю скомпонованный, вылизанный материал... Например в виде док. фильма... НТВшники - это когда все орут друг-друга перебивая, жалко время тратить... Ну в пару словах какие там были сильные моменты?
Задорнова все больше уважаю, двумя руками в депутаты его выбрал бы. Остальные увели разговор в дебри исторических разборок а-ля " А есть ли народ русский и была ли у него когда нибудь своя земля"?
> Предпочитаю скомпонованный, вылизанный материал... Например в виде док. фильма... > НТВшники - это когда все орут друг-друга перебивая, жалко время тратить... > Ну в пару словах какие там были сильные моменты? quoted1
- - - Та как бы не о чём . Пордон . Но красной ниткой - всё же один народ , разбавленный в разное время разными ,, проходимцами " .
> Задорнова все больше уважаю, двумя руками в депутаты его выбрал бы. > Остальные увели разговор в дебри исторических разборок а-ля " А есть ли народ русский и была ли у него когда нибудь своя земля"? quoted1
Мол, не было ли раньше всех там других, типа общечеловеков...
> Та как бы не о чём . Пордон . Но красной ниткой - всё же один народ , разбавленный в разное время разными ,, проходимцами " quoted1
Беларусы с россиянами исторически разные народы, за исключение можно взять период РИ, где из беларусов пытались сделать русских, ну а СССР - это более сложная тема, несмотря на множество минусов и негатива, там у беларусов было хоть какое-либо подобие на равноправие...
>> Та как бы не о чём . Пордон . Но красной ниткой - всё же один народ , разбавленный в разное время разными ,, проходимцами " quoted2
>Беларусы с россиянами исторически разные народы, за исключение можно взять период РИ, где из беларусов пытались сделать русских, ну а СССР - это более сложная тема, несмотря на множество минусов и негатива, там у беларусов было хоть какое-либо подобие на равноправие... quoted1
- - - Морен , откуда черпаешь познания ? Дай ссылочку или фамилии историков . мОЖНО В ЛИЧКУ . Я вот дал тебе Мартеса , при коммуняках не жил , был свидетелем угнетения поляками белорусов , пользавался библиотеками Запада . род 1904 - 1983 гг . Есть у меня книга на белорусском ещё одного белорусского историка 1881 - 1931 гг . До перестройки издавалась последний раз в 1924 г , так вот он тоже как бы не подтверждает ваши слова . Как нибудь я тебе его ###етирую .
>>> Та как бы не о чём . Пордон . Но красной ниткой - всё же один народ , разбавленный в разное время разными ,, проходимцами " quoted3
>>Беларусы с россиянами исторически разные народы, за исключение можно взять период РИ, где из беларусов пытались сделать русских, ну а СССР - это более сложная тема, несмотря на множество минусов и негатива, там у беларусов было хоть какое-либо подобие на равноправие... quoted2
>- > - > - Морен , откуда черпаешь познания ? Дай ссылочку или фамилии историков . мОЖНО В ЛИЧКУ . Я вот дал тебе Мартеса , при коммуняках не жил , был свидетелем угнетения поляками белорусов , пользавался библиотеками Запада . род 1904 - 1983 гг . Есть у меня книга на белорусском ещё одного белорусского историка 1881 - 1931 гг . До перестройки издавалась последний раз в 1924 г , так вот он тоже как бы не подтверждает ваши слова . Как нибудь я тебе его ###етирую .Стань белорусом и почерпни знание.Но дубом стать намного проще.Нэ обтяжуй свою совисть!Морен,съедят они вас ,наверно.Из-за мелко понятого понимания-СОВЕСТЬ. quoted1
Жаль,какой прекрасный язык,точнее мова канет в ничто.Растворится народная совесть в ничем.Сильный-задави слабого,унизь убогого,...Слава совести России.Сильной,умной,талантливой.До хрена быдлославно -христианской,для убоища.
< Противников единения белорусского и русского народов условно можно разделить на две группы.
Первая из них представляет собой «кликушествующую» публику из числа обиженных жизнью людишек, которые готовы говорить всякий вздор с единственной целью выпросить у своих западных хозяев очередную порцию грантов для своих якобы научных и политических исследований. Представьте себе: какие-то малозначащие личности с кругозором обитателей «желтого домика» вдруг попадают в разряд видных политических деятелей, разъезжают по заграницам и вообще говорят от имени «мирового» сообщества. Тут действительно голова пойдет кругом и немудрено приравнять свои аляповатые «мыслишки» к идеям демократии и национального возрождения. Хотя по существу их аргументация против Союзного государства такого же уровня, как и рассуждения чеховского Василия Семи-Булатова из села Блины Съедены о пятнах на Солнце. Разбирать всерьез аргументы политических «семибулатовцев» против Белорусско-Российского Союзного государства то же самое, что «метать бисер перед свиньями».
Другую группу противников Союзного государства составляет определенная часть нашей гуманитарной интеллигенции, которая во мгновение ока совершила умственное сальто-мортале. Свою «переоценку ценностей» эти интеллигенты обычно объясняют невозможностью говорить правду в эпоху «тоталитаризма», ссылаясь на некие новые исторические факты, которые, дескать, партократы скрывали от общественности. В действительности же проблема подобной интеллектуально-нравственной метаморфозы лежит совершенно в другой плоскости. Дело в том, что в эпоху массового «производства» интеллигенции, в том числе и ученых (такое явление характерно сегодня для всех стран), значительная ее часть никакого отношения к науке не имеет, хотя и называется научной. Причина этому – подмена научного исследования резонерством. Как отмечал великий немецкий мыслитель Гегель, в наше резонирующее время совсем нетрудно научиться подыскивать доводы «за» или «против» какого-нибудь изучаемого явления.
Отсюда и тот кажущийся парадокс, когда одни и те же ученые в советское время аргументировали за Союз с Россией, а в нынешнее – против Союза с Россией. Это были и есть ученые-резонеры. Задача таких ученых – уметь подыскивать аргументы «за» или «против» в зависимости от обстоятельств, политической конъюнктуры. Отличие ученого-резонера от подлинного ученого состоит в том, что первый ищет доводы, за которые в данное время хорошо платят, а второй – истину, которая не находится в прямой зависимости от вознаграждения. Поэтому для ученого-резонера не существует проблемы научной добросовестности, честного сопоставления с тем, что он писал раньше и тем, что он утверждает сегодня. Его мысль зацикливается лишь на выдумывании абстрактных возможностей, а не на анализе реальной социально-политической ситуации, которая в своем развитии раскрывает себя не как возможность, а как необходимость. Ученый-резонер мыслит категориями возможности. Истинный ученый мыслит категориями необходимости.
Ментальная война в Белоруссии - "психическая атака" литвинства
Уже без малого 20 лет на карте мира сосуществуют три государства, исконно населённые русскими людьми – Россия, Украина и Белоруссия. Сегодня вновь, словно сотни лет назад, Русь представляет собой раздробленный геополитический организм, отдельные части которого то и дело конфликтуют между собой на потеху нашим врагам. Раздельная Русь – главный приз, который достался Западу в его противостоянии сначала с Россией, а затем с СССР. Теперь у Запада одна цель – углубить и закрепить существующие ментальные границы между великороссами, малороссами и белорусами, которые пока слишком нечётки, чтобы эти народы навсегда воспринимали друг друга как чужаков. Украина преуспела больше Белоруссии в поисках обоснований того, что украинцы и русские – вечно соперничающие народы. Политическая конъюнктура заставляет киевскую элиту обособляться от любых проектов, направленных на возрождение единой Руси. Пусть не в территориальном, то хотя бы в политико-культурном плане. Отношения между Минском и Москвой тоже не простые, но всё же менее конфликтны, чем недавние отношения по линии Киев-Москва.
Однако в последнее время поборники западноцентричной модели развития Белоруссии всё назойливее отравляют белорусское сознание теориями литвинства, которые они, словно ярмарочные дива, пытаются всучить молодым белорусам.
Сами идеологи так определяют цель литвинизма – «дать новое или дополнительное национальное сознание и самоназвание людям, которые ищут полноты своей самоидентификации. Если белорусу мало только местного фольклора и неясной истории – он может стать литвином и в десятки раз расширить своё культурно-историческое пространство. При этом не нужно отбрасывать ничего привычно белорусского, ведь всё белорусское – это только часть литвинства. «Старызны не рушыць» – вот древний принцип литвинов. Усилить белорусское национальное самосознание близостью к литвинской парадигме, что позволит исключить случайную утрату независимости Республики Беларусь при определённом стечении политических обстоятельств.
При внезапной смене власти в Беларуси всегда есть возможность массированной пропаганды объединения Республики Беларусь с Россией под благовидной формой и предлогом. Большинство жителей Беларуси склонно к смене своего отношения к независимости своей страны при определённых условиях. Литвинство позволяет эффективно противостоять этому, меняя сознание и менталитет людей».
Словом, разработчики теории литвинства надеются таким образом из белорусов-русофилов слепить литвинов-русофобов.
Об этом предупреждали сторонники прямо противоположной концепции – западнорусизма. Западнорусизм – историко-идеологическое направление научной, общественно-политической и культурной жизни, возникшее в Северо-Западном крае Российской Империи (сегодняшней Белоруссии). Оно основывается на постулате, что Белоруссия является культурной и государственной частью России, а белорусы – самобытным ответвлением русского этноса.
Западнорусизм, зародившийся во второй половине XVIII в. как реакция западно-русского населения на тираническую политику Польши, вызвал к себе ненавистное отношение поляков. Сторонники этого идеологического течения подвергались репрессиям и гонениям, о чём учебники по истории современной Польши умалчивают.
Духовно-идеологическое оформление идеям западнорусизма придал проповедник Киево-Печерской Лавры, епископ Белорусский Георгий Конисский, причисленный к лику местночтимых святых Белорусского экзархата Русской Православной Церкви в 1993 году. По происхождению св. Георгий Конисский был малороссом, но, будучи хиротонисан в 1755г. в епископа Могилёвского, включился в борьбу за равноправие угнетаемых в Польше православных с католиками. Это вызвало жёсткое противодействие со стороны польских властей, но св. Георгий продолжал дело, которое считал святым.
Ещё одним идеологом западнорусизма принято называть митрополита Иосифа (Семашко). Перейдя из греко-католичества в православие, митрополит заявил: «…Я с детства имел… душевное влечение к России и всему русскому… Неизмеримая Россия, связанная одною верою, одним языком, направляемая к благой цели одной волею, стала для меня лестным, великим отечеством, которому служить, благу которого споспешествовать считал я для себя священным долгом — вот сила, которая подвигла меня на воссоединение униатов, отверженных в смутные времена от величественного русского православного древа…».
Целая плеяда выдающихся белорусских учёных и общественных деятелей считала западнорусизм органичным идеологическим течением, отображающим истинную сущность белорусского этноса. Среди них следует упомянуть церковного историка Г. Киприановича, политического публициста М. Кояловича, богослова и академика К. Харламповича, видного историка П. Жуковича, филолога и палеографа Е. Карского.
Последний в своих исследованиях доказывал сравнительную новизну термина «белорусы» следующими доводами: «В настоящее время простой народ в Белоруссии не знает этого названия. На вопрос: кто ты? Простолюдин отвечает – русский, а если он католик, то называет себя либо католиком, либо поляком; иногда свою родину назовет Литвой, а то и просто скажет, что он «тутэйший» – здешний, конечно противополагая себя лицу, говорящему по-великорусски, как пришлому в Западном крае».
Даже с приходом Советской власти западнорусизм не изжил себя. Как раз в советское время плодотворно трудился на ниве западнорусизма К. Харлампович, чем, кстати, вызывал раздражение у украиноцентричных деятелей тогдашней Компартии. В 1928 году он был исключён из числа академиков Украинской АН по приказу украинского наркома просвещения Н. А. Скрипника, ярого сторонника политики украинизации.
Сегодня история повторяется. Как и сотни лет назад, нам упрямо пытаются вдолбить в голову, что различия между белорусами и русскими (да и украинцами) слишком велики, что национальные государства этих народов имеют все необходимые признаки собственного суверенитета. Накануне празднования дней независимости или при очередном конфликте с соседом раздаются громогласные призывы не отдавать своей независимости никому и строить собственное суверенное государство. Кому это на руку, известно всем.
Неспроста ведь литвинство своими героями объявляет поляков Тадеуша Костюшко, Адама Мицкевича, Станислава Монюшко, Константина Калиновского, Юзефа Пилсудского. Из-за острой нехватки «коренных литвинов» в литвины скопом записали Федора Достоевского, Андрея Громыко. Хотя Достоевский и Громыко считали себя белорусами, то есть, западными русскими. И вовсе не случайно гимном литвинства принято считать…. «Полонез» Огинского! Сразу видно, откуда у этой теории ноги растут. Из-за Вислы!
Тем актуальней сегодня мысли и интеллектуальные наработки столпов западнорусизма, которые на корню опровергают надуманные версии о чуждых русскому народу литвинах, населяющих якобы Белоруссию.
В статье Н. Михайлова «Что готовит литвинство для Белоруссии» совершенно чётко описан будущий маршрут этой идеологии: «Политическая подоплёка литвинства в Белоруссии достаточно ясна. Её можно выразить словами: «Мы не белорусы, поэтому мы не русские», а следующим шагом литвинства будет другая формула: «мы литвины, поэтому мы поляки».
Ведь гимн литвинства – всё-таки «Полонез» Огинского.
Исторические источники довольно часто говорят о «Литве» и «литвинах» применительно к территории Беларуси и ее жителям. В частности, речь идет о следующем факте. В Московии древнюю Беларусь называли Литвой. Почему? В каком смысле? Эти вопросы, однако, не интересуют «белорусизаторов». Их логика такова: раз Беларусь называлась Литвой, значит, это и была Литва, а белорусы были литвинами. В действительности же все обстояло иначе.
В Московском государстве, как и в других государствах того времени, территория современной Беларуси называлась «Литвой» по причине не этнической, а политической. Это принципиальное различие всегда ясно фиксировалось историческими источниками, которые никогда не смешивали политические признаки с национальными. Когда, между прочим, необходимо было указать этническую принадлежность так называемой Литвы, то все в один голос утверждали, что речь идет не о литвинах, а о русском народе. Так, на Варшавском сейме 1620 года депутат и чашник земли Волынской, член Виленского братства Лаврентий Древинский, описывая положение своих соотечественников, говорил следующее: «Кто же явственно не видит, сколь великие притеснения и несносные огорчения сей древний русский народ претерпевает? Уже в больших городах церкви запечатаны, имения церковные расхищены, в монастырях вместо монахов скот запирают. В Могилеве и Орше церкви также запечатаны, священники разогнаны. В Пинске монастырь Лещинского в питейный дом превращен; тела умерших без церковного обряда из городов как падаль вывозятся; народ без исповеди, без приобщения святых тайн умирает».
Сами сенаторы Речи Посполитой, когда речь шла об этнической принадлежности белоруса, никогда не отождествляли его с литвином, а всегда называли русским. Вот описание положения белорусов из прошения к польскому сейму в 1623 году от имени всего русского народа Речи Посполитой. «В том же белорусском Полоцке, тот же отступник владыка полоцкий (Иосафат Кунцевич. – Л.К.), чтобы досадить тамошним мещанам, приказал вырыть недавно похороненные подле церкви христианские тела умерших и бросить на съедение собакам, как какую падаль. О нечестие! О невыносимая неволя! И подобные беззакония и притеснения, подобную неволю, хуже турецкой неволи, терпим по всем воеводствам и поветам мы, народ русский, не сделавший ничего дурного ни против его величества, ни против отечества... Ничто не причиняет так скоро ослабления и падения государства, говорил король Баторий, как насилие, преследование веры. Дай Бог, чтобы далеко было от нас исполнение этого королевского провидения!»[1]
Политическая подоплёка литвинства в Белоруссии достаточно ясна. Её можно выразить словами: «Мы не белорусы, поэтому мы не русские», а следующим шагом литвинства будет другая формула: «мы литвины, поэтому мы поляки». - Ведь литвинство – это последняя надежда показать Западу, что белорусы являются «эўрапейцамі» (так выражается белорусская оппозиция). Литвинство похоже на несожжённый идеологический мост, о котором белорусы предпочитают не напоминать, чтобы союзники не задавали лишних вопросов, а союзники вообще не видят этого моста, поскольку считают, что в таком нищем положении белорусов никто через этот мост не пустит