Все стало меняться после октябрьского переворота 1917 года. Следуя древнему, но безотказному принципу «разделяй и властвуй», большевики сразу после установления своей диктатуры, резко взяли курс на насильственный раскол наиболее многочисленного в стране народа - русского. Случай, пожалуй, беспрецедентный в истории стран Европы, все господствующие режимы которых во все времена проводили весьма жесткую государственную политику по консолидации субэтносов в государствообразующие этносы.
Эти неординарные события нашли оценку в работах некоторых западных историков. Историк Д.С.Мирский высказался без обиняков: \"К белорусам национальное сознание пришло почти как непрошеный дар русской революции\". Американец Эдвард Карр, автор \"Истории Советской России\", в 1990 г. вторил Мирскому: \"Это был, возможно, наиболее крайний, во всяком случае, в Европе, пример обращения к принципу самоопределения наций с целью не столько удовлетворить, сколько вызвать национальное самосознание\". (48)
Следует сделать поправку к утверждениям уважаемых зарубежных историков. Национальное самосознание к белорусам не «пришло» только в 1917 году. Оно у них было на протяжении многих веков – русское национальное самосознание. Белорусы никогда не являлись неким молчаливым стадом без этнического самосознания, веками дожидавшимся, что сие самосознание, якобы отличное от общерусского, «проартикулирует» какой-нибудь интеллигент-мечтатель, либо лукавый политик. Именно этого, русского самосознания на Западе России коммунистический режим боялся и поэтому старался его изменить.
Но, несмотря то, что у большевицких властей в руках была беспрецедентная машина насилия и принуждения, искусственная белорусизация в русском крае оказалась делом далеко не простым. «В июле 1924 г. сессия ЦИК БССР, официально объявив о переходе к политике белорусизации, создала специальные органы для ее осуществления: комиссию по национальной политике при ЦИК и аналогичные комиссии при окружных исполкомах. Провозглашался девиз: \"Вся КП(б)Б должна говорить на белорусском языке\". (49)
Как эта политика осуществлялась на деле? Свидетельствует газета \"Правда\" от 25.02.1933 г. Письмо белорусского учителя-коммуниста Г.П.Сцепуро (печатается в сокращении): \"Я работаю г.Бобре Крупского района (БССР). На работе я говорю только по-белорусски. Если, увлекаясь, скажу что-нибудь по-русски, то сейчас же поправляюсь, слежу за собой. Но в личной семейной жизни я говорю по-русски. И вот одну маленькую записку на имя предсельсовета я случайно написал по-русски. На пленуме рика и райкома меня обвинили в махровом великодержавном шовинизме. Выступив, я подтвердил, что дома все время говорю на русском языке, но не вижу в этом ничего неправильного. После этого мне объявили, что дома, в разговоре с женой, я должен употреблять исключительно белорусский язык. Был поставлен вопрос об исключении меня из союза и о снятии с работы. Только после того, как я согласился с тем, что дома обязан тоже говорить только по-белорусски, ограничились тем, что вынесли мне строгий выговор с занесением в личное дело». (50)
В работах современных белорусских историков проскальзывает информация о непростой атомосфере в партии по отношению к политике белорусизации западных русских:
«Решение ЦК РКП (б) в 1919 г. провозгласить БССР было отрицательно воспринято многими партийными и советскими работниками в Смоленской, Витебской и Могилевской губерниях. Буквально сразу же после провозглашения республики Витебский комитет РКП(б) направил в ЦК РКП(б) письмо с требованием распустить Временное советское правительство Беларуси. Витебские коммунисты утверждали, что \"край уже давно русифицирован, языка и национальной культуры нет\", \"белорусских тенденций в широких пролетарских и крестьянских массах не имелось и не имеется\", и называли провозглашение республики \"интеллигентной затеей заразившихся национализмом товарищей из Белорусского комиссариата и других коммунистов\"
«Подобную точку зрения высказывали в отношении провозглашения БССР и коммунисты Могилева. На прошедший 2—3 февраля 1919 г. в Минске І Всебелорусский съезд Советов представители Витебской и Смоленской губерний приехать отказались, что вызвало недовольство у Председателя ВЦИК Я.М.Свердлова, представлявшего на съезде ЦК РКП(б). Под давлением Я.М.Свердлова Смоленская губерния направила в Минск 49 человек, однако представители Витебской губернии на съезд выехать отказались\".
«Большинство членов ЦК КП(б) созданного позднее Литбела сочло воссоздание Советской Беларуси нецелесообразным. В тезисах \"К вопросу о создании БССР» руководство ЛитБела указывало, что БССР была создана в 1919 г. преимущественно по внешнеполитическим соображениям, поэтому воссоздавать ее не следует. \"Белорусы — не отдельная нация или народность, — писали они. — Их язык, религия, культура ничем не отличаются от великорусской. Белорусский национализм — чисто интеллигентское мещанское движение... которое не имеет никакой опоры в среде трудящихся масс. Экономическое благосостояние исключительно зависит от Советской России, и экономическое обособление последней было бы для нее гибельным\". (51)
Эта ситуация подтверждается современными исследованиями:
«Во времена советской белорусизации рядовые селяне в большинстве считали себя говорящими по-русски». (52)
Так, под осажденным Слуцком в 1655 г. А. Н.Трубецкой писал царю: \"...деревни, и хлеб, и сено, и всякие конские кормы мы по обе стороны жгли, и людей побивали, и в полон имали, и разоряли совсем без остатку, и по сторонам потому ж жечь и разорять посылали\"
Актом разбоя, разграбления, а потом и сожжения святой Софии, \"третьего христианского храма\", древнейшего славянского каменного собора (Х1 век), явилась пьяная выходка Петра Первого и Меньшикова в главном полоцком храме в мае 1710 года. В этом избиении царем и его верным сатрапом священников храма был убит викарий Константин Зайковский и проповедник Феофан Кальбечинский. Взяв пример с царя, сопровождавшие его офицеры, изрубили еще троих священников: регента соборного хора Якуба Кнышевича, отцов Язэпа Анкудовича и Мелета Кондратовича (\"Десять веков белорусской истории. 862-1918\", В.Орлов, Г.Саганович, Вильня, 2001, стр.146).
Что за слово такое:\" беларусеизация\"???Буква \"е\" там зачем??? Ну а статья повеселила...Аффтор очевидно \"забыл\" на каком языке говорило население \"ркусского\" края Беларусь во время переписи 1897 г., забыл про труд Карского, который заказан был самой властью царской, где чётко написано, что беларусы ну никак уж не русские и не поляки...Короче, слишком много \"забыл\"...
Перед 1917 г. с контридеей \"нерусских белорусов\" выступала лишь кучка интеллигентов – фактически часть из шестисот подписчиков газеты «Наша Нива». К слову, ряд из этих идеологов не заходил в своих определениях столь далеко. Например, замечательный поэт М.Богданович по-видимому, не мог не быть близким к теории единства: в своем произведении «Хто мы такия?» он писал, что \"...рускіх народау тры».
После изменения закона о выборах в Государственную Думу, инициированного П.Столыпиным в 1907 г. с целью усиления русских в политической жизни страны, в Третьей Думе количество поляков сократилось с 36 до 12 депутатов, была образована русская национальная фракция, в которую, по состоянию на конец 1909 г., входило 37 великороссов, 35 малороссов и 15 белорусов. Причем русские патриотические партии («черносотенцы, октябристы) в Третьей и Четвертой Думах получили в белорусских губерниях абсолютное большинство мест.
Что касается народа в целом, то по этому вопросу Е.Карский писал:
«В настоящее время простой народ в Белоруссии не знает этого названия [белорусы]. На вопрос: кто ты? Простолюдин ответит – русский, а если он католик, то назовет себя либо католиком, либо поляком…» Кроме того, из утверждений А.Карского ясно, что только в случае бытовой необходимости отличить себя от других русских, белорус мог в некоторых случаях называть себя «тутэйшим», а свою родину «Литвой». (47)
Cитуация подтверждается фактом, который не раз отмечался исследователями: после февральской революции на выборах в Учредительное Собрание белорусские националистические партии получили в Белоруссии всего 0,3% голосов.
А вы про язык твердите все, Александр. Кстати, зачем в БССР были введены жесткие запреты на употребление русского в школах?
А если наоборот было, гранычар, то можете привести примеры русификации БССР, чтобы не быть голословным?
> А если наоборот было, гранычар, то можете привести примеры русификации БССР, чтобы не быть голословным? quoted1
Разница в том, что как раз я не голословен.
Из всего многообразия примеров выберу лично меня задевающий. В Псковскую область отдали северную Витебщину. Результат - 1) полная русификация (Русские: Жигач, Базилевич, Желамский и т.д. ) 2) Уменьшение численности населения в несколько раз. Только за последние 4 года в нашем сельском поселении (слово то какое придумали - поселение, как зекам) сокращение на 10%
>Cитуация подтверждается фактом, который не раз отмечался исследователями: после февральской революции на выборах в Учредительное Собрание белорусские националистические партии получили в Белоруссии всего 0,3% голосов.
Уважаемый, а Вы знаете какие в наших землях тогда были партии?
>А вы про язык твердите все, Александр. Кстати, зачем в БССР были введены жесткие запреты на употребление русского в школах?
Ссылочку пожалуйста.
>А если наоборот было, гранычар, то можете привести примеры русификации БССР, чтобы не быть голословным?
А невопрос. \"Книги на белорусском языке в 1950, 1965 и 1970 годах составляли 85%, 31% и 37% от общего числа книг. Газеты: 85%, 57% и 38%. \"
\"В 1958 году в БССР была издана 1191 книга и брошюра общим тиражом 14,5 миллионов экземпляров, из которых на белорусском языке было издано 8,8 миллионов экземпляров[49]; в 1989 году было издано 2980 книг и брошюр общим тиражом 59 миллионов экземпляров, из которых 396 книг и брошюр общим тиражом 9,3 миллиона экземпляров были изданы на белорусском языке.\"
Там ещё данные имеются соответствующие... Отмечу, что врядли можно говорить о целенаправленном вытеснении белорусского языка. Шла просто советизация, характерная для практически всех членов СССР, основой которой стал один язык-русский...
Мой друг, ####### до последнего, , каждый раз говорит по поводу ТАКИХ КАК ВЫ:
\".............они( \"псевдо-литвины\".... ), такие же \"литвины-бялоруссы\" - как \"ты -китаец....!!!\"
...так \"шо\" можете \"ужо\" ...........\"мальчикам стучать\"..............- в Стране Сельского Учителя .... где даже (пардон) муха .......без разрешения не пер...ет....!!!
... и сколько Вам там от ...них...\"капает\"....???
======================================== =========== На основании пункта 2.7.5 \"Основного закона\" фото были удалены. (Бобер)