Жители польской деревни Малечин убеждены, что они остались живы только благодаря отваге белорусских пилотов, которые не катапультировались, а отвели самолет от их домов. Продолжается расследование причин падения белорусского самолета СУ-27, который разбился на авиашоу в польском городе Радом. На сегодняшний день нет ни одной определенной версии причин аварии. На месте трагедии непрерывно работает польско-белорусская комиссия по делам безопасности авиации. Черные ящики пока не расшифрованы, но большую роль в выяснении причин катастрофы сыграют свидетельства жителей деревни Малечин, где и упал самолет.
\"Честно, пилоты были настолько разумными, что приземлились в поле как можно дальше от наших домов\", - говорит Кася, которая во время авиашоу собирала грибы в 300 метрах от места трагедии.
По ее словам, когда самолет пролетал над ее головой, то не было никакого звука, двигатели не работали. И это сильно удивило Касю.
Кася: \"Знаете, он когда пролетал, то крутился как бомба над моей головой. Я просто убежала, через несколько минут показался столб дыма. Мне кажется, что у него отключились моторы, потому что совсем не было слышно\".
Марьюш Грилок, другой свидетель трагедии, видел аварию как на ладони. Именно его дом первым должен был встретиться с белорусским Су-27.
Марьюш Грилок: \"Он летел в нашу сторону, на наш дом, и если бы не вывернул, то попал бы в наш дом или очень близко. Все испугались. Здесь были маленькие дети. Я держал на руках дочку\".
Ян Казимерский, еще один свидетель трагедии, тоже уверен, что наши пилоты совершили героический поступок. Белорусские летчики повернули самолет боком, чтобы хоть немного отвести его от ближайших домов. Из-за такого уклона они и не смогли катапультироваться, зато машина остановилась в 50-100 метрах от ближайшего здания.
Ян Казимерский: \"Совершал последний маневр, ушел легко вниз, не знаю, может даже отбился (от земли. - Ред.) и летел под углом 20-25 градусов... Пролетел 150-200 метров, уже наклонился на бок. У него отлетело крыло или слабо держалось, и он рыл им поле\".
Пилоты в кабине разбившегося учебно-боевого Су-27 сидели на чудо-креслах. Катапультное кресло К-36 способно спасти жизнь пилоту на высоте от 0 до 25 тысяч метров. То есть даже с земли. Примеры, когда пилоты выживали, вылетая пулей на кресле с парашютом прямо из горящего пламени, есть! Та же трагедия Су-27 на авиашоу во Львове в 2002-м…
Кресло К-36 устанавливают с конца 70-х на боевых российских самолетах. Даже американцы в 90-х интересовались чудом советской конструкторской мысли.
Лучшей рекламой этому кресло стал случай с летчиком-испытателем Анатолием Квочуром. В 1989 году на авиасалоне в Ле Бурже его МиГ-29 завалился на бок и начал падать. Нос самолета уже упирался в землю под углом в 90 градусов. Но в последнее мгновение перед взрывом катапульта выбросила Квочура по наклонной траектории.
- Насколько сложно принять решение катапультироваться? - поинтересовались мы у Героя России, заслуженного летчика-испытателя СССР Анатолия Квочура.
- Сложно? Очень сложно. Чрезвычайно. Даже сравнить не с чем. Поймите, если человек думает о катапультировании - значит, аварийная ситуация уже есть. Трудно катапультироваться, потому что важно не убить людей, которые где-то на траектории, ну и не менее важна угроза потерять самолет. Это два фактора, которые очень влияют и до последнего не помогают привести в действие средство спасения.
- Кресло К-36 практически на 100% помогает спасти жизнь…
- Оно не помогает принять решение. Если привел в действие, выжить, конечно, поможет. Угроза потерять жизнь не довлеет над всем. Это профессия, самолет, престиж, люди, которые находятся внизу. Это важнее, чем инстинкт самосохранения.
- Сложнее ли катапультироваться, если в кабине два пилота?
- Сложнее. У меня было два случая катапультирования. В обоих моих случаях решение принимал я: и когда был один, и в качестве командира. Конечно, человек примет решение. Но время уйдет. Если бы они в самом начале развития событий решили бы прыгать, они могли бы точно спастись. Но они занимались не этим. Они пытались сначала, как мне представляется, спасти самолет. А когда видели, что это невозможно, спасали то, что внизу. Предполагаю, то, что они видели внизу, кардинально влияло на их поведение. Если бы они видели, что внизу просто лес - ну прыгнули бы, и все. Предполагаю, что видели другое. А это уже нравственный запрет, который, по-моему, у абсолютного большинства летчиков работает. Инстинкт самосохранения в этом случае не срабатывает.
Ле Бурже,1989 год. Квочур катапультировался из падающего самолета.
- У вас была фантастическая история спасения.
- Я думаю, моя жизнь сохранилась из-за сочетания возможности кресла, взрыва и каких-то сил, которые пока не понимаю. Этим летчикам повезло немножко меньше. Цена этого немножко - это жизнь. Граница всегда существует. Мы ее точно никогда не узнаем. Что можно сказать уверенно, пилоты, которые трудились в самолете, работали до последнего момента. То, что я видел на видео, пока они не исчезли ниже кромки леса, они самолетом управляли. Это значит, что они что-то делали осознанное и направленное на улучшение ситуации.
Запись переговоров с экипажем белорусского Су-27 попала в Интернет По данным белорусских интернет-порталов, аудиозапись разместил на своей странице пользователь Живого Журнала silverrebel. Как следует из расшифровки, пилоты выполняли полет в условиях постоянного встречного ветра. Запись можно прослушать здесь.
Непосредственно перед вылетом авиадиспетчер предупредил экипаж: \"Будет встречный все время. Будет уносить вас от трибун назад, поэтому после фигур уточняйтесь\". Следующая реплика диспетчера последовала уже после взлета: \"Это вывод? Линия. Вывод! Вывод! Куда движешься? [...] Катапультируйся! Катапультируйся!\"
Расшифровка записи
Летчики: Границу какую дают? Диспетчер: Ориентировочно 1300-1400 метров. Должно хватить, я думаю. Летчики: Будем, если что, искать дырочку... Скажешь потом, в какую сторону. Ну и нас еще петля восходящая двойная. Поэтому подскажешь. Может чуть правее полосы придется, вот как сейчас - видишь - дыра над полосой. (это разговор до взлета) Диспетчер: Запускайте. Летчик: Исполняю. Диспетчер: Граница ориентировочно 1400-1500. Где-то в вашем районе посмотрите чуть выше пакет летит черный. Метров 50 высота у него. К центру полосы подлетает. Внимательнее. 103-й передал. Перед взлетом успокоились - и как дома... Будет встречный все время.... Будет уносить вас от трибун назад, поэтому после фигур уточняйтесь.... Летчик: Понял... (Взлетели) Диспетчер: Давайте, на 150 выводите аккуратненько.... Это вывод? Линия. Вывод! Выывод!!!!!! Куда движешься? (тут неразборчиво) Катапультируйся! Катапультируйся!!!!!! Все.
Как заявил БелаПАН, начальник пресс-службы Министерства обороны Вячеслав Ременчик, в соответствии с белорусской нормативно-правовой базой предварительное расследование должно осуществляться в течение 10 суток. При этом, по его словам, \"для нахождения истины сроки не устанавливаются\". \"Самое главное - сделать компетентные и профессиональные выводы\", - сказал официальный представитель Минобороны.
Никто из офицеров, с которыми удалось пообщаться БелаПАН, не делится даже своим мнением о возможной причине катастрофы, ссылаясь на то, что расследованием сейчас занимается государственная комиссия. Все они считают, что Александр Марфицкий и Александр Журавлевич совершили подвиг.
В пригороде польского города Радома Малэнчине будет установлен памятник белорусским летчикам, трагически погибшим на международном авиашоу, сообщает корреспондент БЕЛТА.
С такой инициативой выступили жители Малэнчина и организаторы авиашоу. Местные жители хотят увековечить память белорусских офицеров, потому что, по их мнению, летчики увели падающий самолет от населенного пункта и ценой своей жизни спасли многие жизни и Малэнчин от трагедии.
Русский из Белой Руси писал(а) в ответ на сообщение:
>Представитель пресс-службы отказался комментировать информацию о версии аварии, распространенную 2 сентября российской газетой \"Известия\". Издание со ссылкой на неназванный источник в компании \"Сухой\" выдвинуло версию, что причиной крушения белорусского истребителя Су-27 могла стать неправильная работа авиационного бортового оборудования. Более того, собеседник издания отметил, что причина случившегося \"закономерна, поскольку Минск давно занимается несогласованной с головной компанией модернизацией авиатехники в расчете на покупателей в странах третьего мира, ставя новое оборудование на свой страх и риск\".
> На обычном русском языке, это называется > > СУЧЬЯ ПОДЛОСТЬ ГЕББЕЛЬСОВСКИХ СКУРВИВШИХСЯ > > РОССИЯНСКИХ СМИ НА КРОВИ) > > Напомним, военный истребитель Су-27УБМ-1 1989 года выпуска с двумя белорусскими военными летчиками на борту разбился 30 августа. Оба пилота — Александр Марфицкий и Александр Журавлевич — погибли. > > Спустя несколько часов после катастрофы начальник пресс-службы Министерства обороны Беларуси Вячеслав Ременчик огласил предварительную версию событий и причину аварии, которые по сей день являются единственными официальными в Беларуси. По его словам, во время выполнения фигур высшего пилотажа истребитель начал терять высоту, пилоты приняли решение не катапультироваться, а отвести самолет на максимально возможное расстояние от населенного пункта. Причиной аварии могло стать попадание птицы в воздухозаборник двигателя истребителя, заявляют в Минобороны.
> > (РБ > Позже РОССИЯНСКИЕ СМИ (чисто русское определение которым я дал) назвали еще несколько вероятных причин катастрофы Су-27УБМ-1. Среди них — ошибка пилотов при выполнении фигуры высшего пилотажа на небольшой высоте, потеря сознания одним из летчиков, а также \"пиратская\" модернизация истребителя.) quoted1
Вот в этом и вся сущность русских писак. У нас национальное горе. Погибли люди а российские СМИ быстрее пытаются очернить нашу страну да отмазать компанию Сухой. Жаль. Достойные люди были. У моего знакомого отец служил вместе с ними. Только положительно отзывался о них. А Ведь совсем недавно мы также хоронили летчиков только гражданских.