Как известно, после распада СССР изрядную долю доходов гордых и независимых прибалтийских демократий составляла плата за транзит – ибо именно на портах Эстонии и Латвии (и в меньшей степени – на литовской Клайпеде) заканчивался путь российских экспортных товаров, предназначенных для отправки за границу морем. Калининград для этого крайне неудобен (во-первых, литовский транзит, во-вторых, ограничения по дедвейту обслуживаемых судов), Санкт-Петербург со всем объёмом грузов справиться не имел никакой возможности. И прибалтийские «юные демократии» могли себе позволить, загребая изрядные суммы за перевалку русских грузов, плевать этим же русским в лицо – благо, те только молча утирались, покорно снося надменность «прибалтийских радикалов».
Но, как говориться, до поры жбан воду носит. В один далеко не прекрасный (для прибалтов) момент русский транзит вдруг иссяк – поток русских грузов пошёл, как говаривал Ильич Первый, «другим путем». И мощные и современные портовые терминалы Прибалтики стали работать вполнакала, а могучий поток транзитных доходов потихоньку превратился в тоненький ручеек.
Впрочем, это ничуть не испугало предводителей тамошних народов – ведь они свято верили в «ценности демократии», были верны либеральной идее и, дружно вступив в НАТО и Евросоюз, были убеждены, что теперь-то никакие беды и горести им уж точно не грозят – ведь они стали частью «общества всеобщего благоденствия», и отныне их участь – это участь того самого сыра в масле.
Какое-то время так оно и было – шведские банки начали щедро и безоглядно кредитовать прибалтийские домохозяйства, предприятия и собственно государства; жизнь в Прибалтике была прекрасна вне зависимости от реального состояния экономики, тем более – от объёмов русского транзита. Зачем уродоваться на перегрузке русского угля или нефти, если можно надуть «пузырь недвижимости» и жить с этого припеваючи?
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Но осенью прошлого года прибалтийское счастье кончилось. Вдруг выяснилось, что для того, чтобы хорошо жить – надо много и тяжело работать, производя товары, которые будут кому-нибудь нужны. Прибалты несколько лет кряду производили «благоприятный климат для инвестиций» - в банковскую сферу, в сферу недвижимости, в телекоммуникации, в услуги (судя по фильмам студии PRIVAT – весьма специфического толка). В октябре 2008 года выяснилось, что данное производство более никому на земном шаре не требуется – а ничего другого Прибалтика делать уже не могла…. Вот тогда для прибалтийских экономик и наступило то состояние, которое на Интернет-форумах называют приходом «белого пушистого северного зверька».
Прибалтийские радикалы лихорадочно бросились искать выход из неминуемой … как бы это поделикатнее выразиться… в общем, из противоположного рту места. И вспомнили про транзит! Правда, русский транзит к этому времени превратился в транзитик, поток грузов был крайне невелик – но зато оставался транзит белорусский – в каковом власти Риги и решили увидеть спасение для своей экономики. Правда, в марте 2008 года латыши сгоряча плюнули на этот источник доходов – как можно сотрудничать с кровавой диктатурой Лукашенко? – но потом довольно быстро одумались и живенько убрали из цепочки получателей транзитных денег фирму «SSF Trans» (чего требовал «Беларуськалий»). Впрочем, роман «Беларуськалия» с Вентспилским портом был недолгим – с января этого года белорусские калийные удобрения целиком и полностью пошли на Клайпеду. Это было дешевле, ближе, быстрее – следовательно, выгоднее. К тому же литовцы намного тише обличали белорусские тоталитарные реалии и значительно реже призывали к свержению «кровавого тирана Лукашенко».
Недавно, пару месяцев назад, компания «Kalija parks», владеющая терминалом насыпных грузов в Вентспилском порту, обратилась с письмом в адрес белорусского правительства, в котором слезно умоляла белорусов вернуться на гостеприимную латышскую землю, суля снизить и стоимость перевалки, и железнодорожный тариф. «Беларуськалий» до этого утверждал, что себестоимость «латышского» транзита на восемь долларов за тонну выше, чем «литовского». В ответ на это «Kalija parks», во-первых, поклялась на Конституции, что снизит стоимость своих услуг до семи евро за тонну груза при перевалке и принудит Латвийскую железную дорогу снизить тариф для «дорогих друзей с юга» как минимум вдвое, и, во-вторых, трижды прокляла литовских конкурентов – пообещав, что с 1 апреля сего года латвийские услуги будут как минимум на два евро за тонну дешевле, чем услуги «прибалтийской сестры», какую, бы цену за свой транзит та не выставила. Плюс к этому, фирма «Kalija parks» известила белорусское правительство, что готова продать Беларуси половину Вентспилского порта (которая работает по насыпным грузам и сегодня принадлежит«Kalija parks») – ежели белорусам такая фантазия придет в голову.
Латыши готовы вывернуться наизнанку, чтобы сегодня перехватить белорусский транзит – идя ради этого на откровенный демпинг и пренебрегая экономическими интересами соседнего государства. Плевать им на Литву! Своя рубашка ближе к телу!
И это правильно. Прошли те времена, когда прибалтийские радикалы выступали единым фронтом против «кровавых варварских режимов на Востоке», когда издевались над калининградцами, вынуждая их каждый раз при поездке из Россию в Россию получать литовскую транзитную визу (не важно, как эта бумажка называлась), и в августе прошлого года дружно поддерживали бесноватого Саакашвили на подмостках тифлисского политического варьете. Нонче у них катастрофа – когда наиболее актуальным выглядит призыв: «Спасайся, кто может!»
Жаль, что у Беларуси нет сейчас свободных денег – сегодня мы могли бы недорого прикупить и Вентспилский порт, и Латвийскую железную дорогу… да, собственно, и всю Латвию!
ЛАТЫШСКИЙ ПРЕМЬЕР ЗАГОВОРИЛ ПО-РУССКИ! ноября 13, 2008 | by Александр Усовский |
Ещё недавно все, без исключения, более-менее значимые политики Латвии давали интервью разного рода варварским изданиям с востока исключительно на латышском языке, изредка (для солидности) переходя на жутко исковерканный пиджин-инглиш – мол, вон они какие мы полиглоты, не вам, погрязшим в средневековье дикарям, чета! Члены Евросоюза!
Сегодня премьер-министр Латвии Иварс Годманис давал интервью белорусскому телевидению – на весьма неплохом русском языке (не забыл, оказывается, язык оккупантов!). Фальшиво улыбаясь и старательно пожимая руку белорусскому премьеру Сергею Сидорскому, глава государства – члена Евросоюза взахлёб вещал о полезности и нужности экономического сотрудничества Беларуси и Латвии, о всевозможных льготах и преференциях, которые могут ожидать белорусские компании на древней земле Латгалии и Земгалии, и вообще о том, что латыши только в угоду «Старшему брату» последние десять лет говорили гадости о соседней беларуси - на самом же деле они все эти годы искренне и преданно любили своих юго-восточных соседей. В глубине души…
Российский транзит на Вентспилс-Ригу-Бутингу сдох ещё два года назад. В этих условиях латыши быстренько переориентировали мощности своих портов на отправку белорусских грузов – для чего Рига легко и непринуждённо предала свою «балтийскую сестру» - Литву. Дело в том, что для того, чтобы вагоны с белорусскими калийными удобрениями и цистерны с бензином, соляркой и мазутом пошли в обход литовской территории и попадали не в Клайпеду, а в Вентспилс – латышам надо было предложить белорусам более выгодные условия транзита. Латвия колебалась недолго – на одной чаше весов лежала дружба с Литвой, на другой – сборы за транзит пяти миллионов тонн грузов (два миллиона тонн – калийные удобрения, три миллиона – нефтепродукты); очень быстро экономическая выгода пересилила братские чувства, и латышские власти предложили режму Лукашенко (до сих пор непрерывно порицаемому за диктатуру и нарушение прав человека) очень соблазнительные транзитные условия. Литва была безжалостно кинута – впрочем, это же бизнес, ничего личного…Впрочем, до августа сего года прибыли от белорусского транзита не мешали латышским деятелям второго эшелона по-прежнему гавкать в сторону Минска – доля этого транзита в доходах государственного бюджета Латвии составляла менее
5%, и гневливо вопрошать соседей «А где уважение прав человека?» считалось в латышском истеблишменте делом геройским и экономически не шибко опасным.
Латышский «экономический взлёт» оказался фуфелом, обычным «пузырём», лопнувшим с диким треском – и власти «прибалтийского тигра» вдруг оказались у разбитого корыта. Промышленности нет, рыбопереработки (на которой очень долго держалось благосостояние рыбаков побережья) практически не осталось, сельское хозяйство низведено до уровня начала двадцатого века – ибо, поверив в главные постулаты неолиберальной экономики, латышские вожди плюнули на развитие реального сектора и с удовольствием взирали на бешенный рост цен на недвижимость, на расширение банковского сектора, на телекоммуникации – в общем, на всё то, что на протяжении последних десяти лет служило непрерывному росту ВВП прибалтийских провинций.
В сентябре всё это «благополучие» завершилось – и теперь белорусский транзит, ставший одним из главных источников пополнения латышского бюджета (достигнув 20% от его доходной части), потребовал от латышских главарей возопеть о своей искренней, бескорыстной, а главное – чистой и незмутнённой любви к Беларуси и безусловном уважении к её великому и мудрому вождю, к величайшему из государственных мужей современности – к А.Г. Лукашенко.Белорусам на этих днях предложено купить долю Латвийской железной дороги, Вентспилский порт, часть терминала в Бутинге; думаю, если Лукашенко захочет приобрести для страны какой-нибудь пустячок вроде рижского Домского собора – оный будет предложен недавнему «диктатору
» рижской мэрией завёрнутым в розовый целлофан с бантиками. ИБО ОЧЕНЬ НУЖНЫ ДЕНЬГИ!
Премьер-министр Латвии Иварс Годманис в сегодняшнем интервью рассыпался в реверансах белорусской экономической модели, и делал это на неплохом русском языке – и это означает, что Латвия – политический и экономический банкрот. Они бездарно профукали свою страну и разбазарили свой народ, они так и не стали – как мечталось всем жителям Прибалтики в начале девяностых – НЕЗАВИСИМЫМИ государствами. Их новые хозяева навязали им тот тип экономики, который устраивал только их, хозяев – а на долю лакеев, после недолгого и не шибко хлебного «процветания» достались все беды и напасти «мирового экономического кризиса».
Теперь они будут лепетать о «дружбе и взаимовыгодном сотрудничестве с Беларусью» - хотя честнее и справедливее им было бы сказать: «Мы не сумели создать свою собственную независимую Латвию. Возьмите нас в лакеи!»
Думаю, немного преувеличено.Но в качестве проблемной, а не описательной журналистики - вполне допустимо. Неплохо. Спасибо. #
Валерий написал 22 Дек 2008 | Ответить
Все правильно, Лукашенко улучшил советскую модель государственности, а Датвия погналась за Западом - результат на лицо. Я живу в России, и обеими руками за объединение с Белоруссией. #
A3OXEHBE_Y написал 22 марта 2009 | Ответить
Я тоже живу в России. Я тоже за объединение с Белоруссией. Но! Только под руководством Лукашенко, а не медвепутов.
Мммм... хочеццо)) Купить Вентспилс..а сУркой не пробовали на паях? Правда, тот поставил свой терминал в Усть-Луге, но насколько я знаю его не хватает. Почем хоть предлагают то? Да и н уровне правительства... Вместо кредитов азиатам лучше бы купили у Латвии порт... и уже экономически влияли изнутри... или подождать пока упадет в цене вдвое?)