5 июля в Париже умер французский журналист, режиссер-документалист Клод Ланцман. Ему было 92 года. Свою главную работу — девятичасовую ленту о нацистских лагерях смерти «Шоа» — режиссер снял в 1985-м. По сей день фильм Ланцмана, в 1980-х собравший основные европейские кинонаграды, остается одним из наиболее подробных исследований Холокоста.
5 июля в Париже умер французский журналист, режиссер-документалист Клод Ланцман. Ему было 92 года. Свою главную работу — девятичасовую ленту о нацистских лагерях смерти «Шоа» — режиссер снял в 1985-м. По сей день фильм Ланцмана, в 1980-х собравший основные европейские кинонаграды, остается одним из наиболее подробных исследований Холокоста. Если вы смотрели фильм Клода Ланцмана «Шоа» — именно смотрели, от начала до конца, все девять часов, лучше подряд, лучше на большом экране, — то не забудете об этом опыте никогда. Хочется сравнить его с прочтением, например, «Войны и мира», но сравнение будет слишком приблизительным: скорее уж это похоже на первую в жизни смерть близкого родственника. «Шоа» оставляет на памяти шрам, от которого не избавиться. Но этот шрам необходим, чтобы повзрослеть.
Можно много говорить, писать и снимать о Холокосте, но как донести до постороннего его масштаб? В этом — одна из проблем «искусства после Освенцима», по выражению Теодора Адорно. Любой игровой фильм или художественная проза на эту тему неизбежно сведет глобальную катастрофу к частному сюжету (например, об Оскаре Шиндлере). Любые исторические сводки с их чудовищной статистикой будут слишком абстрактны: с некоторыми цифрами человеческий мозг просто не в состоянии справиться.
Клод Ланцман эту проблему решил, — во всяком случае, в масштабе одного отдельно взятого фильма. Его картина нестерпимо конкретна: мы видим людей, у которых есть лица, имена и биографии; мы остаемся с каждым достаточно долго, чтобы удостовериться в их реальности. В то же время через них нам удается почувствовать нечто общее. Размер беды, которая приключилась — нет, не с европейскими евреями, а со всей цивилизацией, к которой мы так или иначе принадлежим.
Ланцман допрашивает с пристрастием бывших узников и коллаборационистов, свидетелей и самих палачей (их интервью сняты, как правило, скрытой камерой). На взгляд наивного зрителя, «Шоа» — просто набор «говорящих голов» перед камерой. Документ, пусть даже и уникальный; ничего сверх того. Но достаточно всмотреться и вслушаться в фильм, чтобы увидеть в нем подлинную эстетическую революцию.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
уважаю людей. которым хватило воли.мужества.всьо это записать.снять. у меня так не получится. с нас до сих пор требуют записи с ихтамнетами. не каждый способен их снять. дать в эфир. даже скрытой камерой.
Наталья Холман 39071 (39071) писал (а) в ответ на сообщение:
> уважаю людей. > которым хватило воли.мужества.всьо это записать.снять. quoted1
Когда верховный командующий силами союзников генерал Эйзенхауэр обнаружил жертв концентрационных лагерей во время Второй мировой войны, он приказал фотографировать увиденное, снимать фильмы, записывать показания свидетелей, потому что в будущем какой-нибудь подонок может заявить, что всего этого никогда не было.
Посмотрите фильм, он очень тяжёлый, но его надо увидеть!!!
В 1974-м он начал работать над самой известной своей картиной «Шоа», которая впоследствии была удостоена множества премий. Девятичасовая документальная лента о нацистских лагерях смерти стала одним из самых подробных исследований Холокоста. Ланцман работал над ней 12 лет своей жизни.
При создании ленты режиссер не использовал ни письменных, ни фотографических документов. В ее основу легли интервью с очевидцами ужасов Освенцима, Терезиенштадта и Треблинки, которые он проводил в течение шести лет.
Фильм четко разделяет героев на три группы: жертв Холокоста, нацистских преступников и их пособников, а также пассивных свидетелей. Среди опрошенных были выжившие заключенные, их дети и родственники, польские крестьяне, проживающие рядом с местами бывших концлагерей, а также бывшие немецкие охранники и офицеры.
Премьера «Шоа» в 1985 году стала мировым общественным событием. Фильм был удостоен премий кинофестивалей в Берлине и Роттердаме, премии «Сезар» на Фестивале европейского кино во Франции, наград Британской академии кино, Международной ассоциации кинодокументалистов, Общества кинокритиков Нью-Йорка, Бостона, Канзас-сити, Лос-Анджелеса, а также Национального общества кинокритиков США.