При этом 5 659 из этих украинских машин — машины Skoda — произведены методом крупноузловой сборки на заводе «Еврокар» в Закарпатской области. И лишь одна легковушка вышла из цехов легендарного Запорожского автозавода. Единственный автомобиль — по всей видимости, ZAZ Lanos — был собран, по сути, в тестовом режиме. Как пояснили на ЗАЗе, это было сделано исключительно для проверки технического состояния простаивающего оборудования и соблюдения технологических процедур. Проверили и вновь законсервировали — в Запорожье сейчас мелкосерийно производят лишь автобусы, о которых ранее писала «РГ», и легкие коммерческие автомобили
Как получилось, что Украина растеряла весь свой автопром?
ПРИЧИНА 1
«Корни проблемы — в старой промышленной базе времен СССР. После распада Союза и разрыва старых производственных связей, украинским предприятиям надо было переориентироваться на другие виды производства, другую продукцию, другие рынки. Для этого необходимо было менять устаревшее оборудование — а это огромные инвестиции. Во всем мире это делается за счет кредитования. А какие гривневые кредиты для промышленных предприятий были и есть у нас в стране? Короткие и дорогие. Не дешевле 16%, не длиннее чем на год. Какую же норму рентабельности надо иметь, чтобы платить 16% годовых?» — отмечает в колонке на портале Liga замглавы правления корпорации «Укравто» (в нее входит и ЗАЗ) Олег Папашев.
По его словам, государство от решения этих проблем, по сути, самоустранилось, а параллельно подключились «убийственные для производителей» экономические факторы — кризис и девальвация гривны. Это привело к обрушению внутреннего рынка автомобилей и банкротству тех предприятий, которые на нем подвизались. В то же время пропал и огромный внешний рынок — Россия, с которой Киев просто отказался торговать автомобилями.
«Что сделали бы правительства других стран в такой ситуации? Попытались бы всячески помочь национальному производителю. Механизмы помощи, опять-таки, хорошо известны и неоднократно апробированы. Включаются программы стимулирования покупки отечественных автомобилей: дотации покупателям, схемы автокредитования <nobr>и т. д.</nobr> То есть делается все, чтобы защитить свой рынок и обеспечить производителю достаточный объем продаж. А что делают наши власти? Закрывают глаза на нелегальный ввоз сотен тысяч подержаных автомобилей из Европы. И при этом вступают в диалог с „евробляхерами“, ведут переговоры, ищут компромиссы. К собственным производителям почему-то никто никогда так не прислушивался — отмахивались, как от назойливых попрошаек, которые снова требуют каких-то льгот и преференций», — констатировал Олег Папашев.
Еврокар:
Что говорить, если даже на относительно успешном «Еврокаре» заявляют о сложных с точки зрения бизнеса временах. Во-первых, нынешний объем производства оказался почти вдвое ниже планируемого — 9 400 машин. Во-вторых, владелец предприятия Олег Боярин в интервью тому же порталу результаты в 5−6 тысяч автомобилей называет «каплей в море». «При существующих условиях нет смысла заниматься производством в Украине. Мы последние, кто выпускает легковые автомобили. Пытаемся сохранить персонал с расчетом на возможные будущие проекты. Без поддержки промышленности на государственном уровне говорить о каком-то развитии сложно», — отметил он.
ПРИЧИНА 2
И добавил, что завод пострадал в том числе и от антироссийских санкций.
«До событий на Майдане у нас был почти готовый к старту проект производства двух моделей — Rapid и Rapid Spaceback — для российского и украинского рынков. Планируемые объемы производства — от 50 000 до 100 000 автомобилей в год, — подчеркнул Боярин. — Как раз в этом проекте планировалось полномасштабное производство. По известным причинам он так и не состоялся, а наши инвестиции были нереализованы»…
Возвращение экспорта в Россию — пожалуй, один из немногих вариантов спасения украинского автопрома, понимают специалисты. В частности, гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко считает, что выход на внешние рынки необходим для загрузки местных заводов — в том же Запорожье и Луцке.
Какие страны покупали украинские автомобили? В Европе это была на 95% Россия.
«Проектная рентабельность автозавода начинается как минимум с выпуска 180−200 тысяч автомобилей в год. В Украине с рынком 80 тысяч автомобилей, остатки автомобилей нужно выпускать на внешние рынки. Рынок СНГ и России мы потеряли, а рынок ЕС для Украины закрыт», — отметил он в комментарии порталу «Голос».
В 2012 году Россия ввела утилизационный сбор на автомобили, что уменьшило привлекательность автомобилей производства Украины на российском рынке.
В 2014 году было подписано соглашение о зоне свободной торговли Украины с Евросоюзом, после чего Украина ввела экологический стандарт Евро-5. Следствием этого явилось прекращение производства на Украине марок автомобилей, которые не соответствовали новым нормам. Дополнительным фактором, способствовавшим снижению автомобильного производства на Украине, стал массовый нелегальный импорт автомобилей с иностранной
В результате, к 2018 году производство авто-транспортных средств на Украине сократилось более чем в 50 раз по сравнению с показателями 10-летней давности. Так, в марте 2018 заводы страны выпустили 773 машины, в мае — 442, в 90 раз меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Полномасштабное производство легковых автомобилей полностью прекратилось, весь выпуск легковых авто свёлся к крупноузловой сборке.