Как проходят будни «заробитчан» на сезонных работах в Польше, рассказывает одна из искательниц европейского счастья. Анонимно — хотя она и зареклась ездить в Польшу «на яблоки».
Когда ты поехала в Польшу? Был ли с тобой кто-то ещё? Как пришла идея туда поехать?
Я поехала с другом в сентябре 2016 года. Денег нет, работы нет, перспектив нет, а у друга всё ещё сложнее — живёт он в маленьком городе на Западной Украине. Из-за тотальной безработицы там принято выезжать за бугор на работу.
Как происходит весь процесс отъезда?
В основном «по блату». Ищут знакомых, не доверяя неизвестным коммерческим посредникам. Мы не знаем законов на этот счёт и допускаем, что посредники действуют полулегально. Визу надо было оплачивать заранее.
Двоюродный брат друга уже работал в Польше и благодаря ему будущий хозяин бесплатно прислал нам приглашение. Работники без «блата», как правило, за приглашение платят. Работа — сбор яблок осенью.
С этим приглашением и кучей других документов я пошла в польское посольство, оформила визу, заплатила страховку. Куча бабла на это ушло. Потом приехала в этот город, там бус нас должен был забрать и повезти на место. Платишь тоже крупную сумму за этот бус. Я приехала, условно, 5 сентября, ждала там неделю. Нам говорили, что срочно едем, а бус все не ехал.
Самое интересное: я у нашего «благодетеля» спросила, какие на рабочем месте условия, будут ли выходные и свободное время, всё-таки ведь Польша, хочется поехать на страну поглядеть.
Этот родственник ответил: «Будете жить в хороших условиях: стиральная машина, комнаты, двухэтажные кровати, есть постели, два выходных, нормированный рабочий день, без проблем». «Слишком хорошо все звучит. Тут какой-то подвох», — настаивала я. На что друг твердил: «Я два раза переспрашивал у брата».
Итак, прикатили мы в Польшу на бусе. Ехали с толпой незнакомых гастарбайтеров. Люди из разных областей, часть с Волыни. С этого буса высаживались на разные фермерские хозяйства. Приехали на место глубокой ночью. Самое яркое впечатление: завезли в дворик, встречают какие-то пьяные чуваки, местные работники.
Приходит этот двоюродный брат и говорит: «Покажу, где вы будете жить». Идём. Первые этажи внутреннего дворика — складские помещения и гаражи для техники. А на втором этаже гаражей — помещения для прислуги… то есть для нас. Облезлые стены, штырит неясно чем, нет ни вешалок, ни стульев, ни батарей. На 10 человек в небольшой комнате — маленький кусок батареи. Это важно, так как быстро наступили холода. Вместо матрасов — картонка, под ней облезлая сетка.
Двухэтажные нары, а не кровати, к которым я привыкла в хостелах. Мне швырнули даже не одеяло, а какую-то тонкую ветошь. Я на это сказала: «Вообще-то осень и офигенно холодно. Я замёрзну. Мне нужно что-то более удобное, дайте одеяло». В ответ скривились, но дали старый матрас, грязную подушку, грязное, но плотное одеяло и сомнительной чистоты постельное белье.
«Как имущество или скотину, нас везут в открытых ящиках. Да и то, у скотины лучше условия»
На первом этаже в пристройке возле гаража было подобие кухни. На дворе около часу ночи, народ бухает, дерется. При этом мы помним, что завтра в 6 утра подъём, потому что в 7 выезжаем на работу.
Я вспоминаю, как спрашивала накануне напарника о туалете и душе. Он ответил: «Не путай тюрьму с курортом. Это Польша, нормальное европейское государство, не перепроверяй, не переживай». И вот я говорю другу:
«Не похоже на то, что рассказывали. Где туалет, душ, стиральная машина?» Ищем. Душ и туалет в подвальном помещении, там сыро и холодно. Две стиральные машины на 50 человек.
Распорядок дня: 6 утра подъём, в 7 выезд, работать до 19 или 20. Нам говорят: «Если дождь, то запаситесь чем-нибудь».
Я заранее, в Украине, купила на секонде штормовую куртку, рыбацкие непромокаемые штаны, нерезиновые пенковые сапоги, перчатки, специальные защитные очки. Как оказалось, не прогадала.
Постелились, легли. Только мы уснули, через 40 минут с ноги открываются двери, влетает пьяная девица ромской (цыганской — прим. «Русской Весны») внешности: «Какого х** ты спишь на моей кровати? Ты украла мои вещи!» Отвечаю ей: «Я тебя впервые вижу. Не знаю ни про какие вещи».
Оказывается, местные работяги решили её выжить, её вещи выкинули во двор и на соседнюю койку. Она собирает вещи, ревёт, кричит, матерится. Потом приходит какой-то дядька и начинает бить её прямо там. Она кричит: «Не бий мене!» Я со второй полки наблюдаю и фигею. Потом дядька её утешает и кричит: «Людям спать надо!» — выносит её за шкирки. Внизу снова крики, вопли. Я с мыслью: «Мне в 6 утра вставать», — засыпаю. Через час припхались пьяные работницы и начали укладываться. К утру всё затихло.
Встаём в 6 утра. Обстановка: имеется три кабинки туалета и одна кухня с 4 конфорками. Людей тьма и все хотят приготовить себе завтрак. Чем раньше встал, тем больше шансов на место у стола и готовку.
А потом нас ждёт «транспорт».
Это трактор, за ним стоит прицеп с огромными ящиками из досок (их тут называют «палеты»). В эти ящики грузят людей и везут на место работы. Если близко везут, то ещё ок. А это осень, заморозок, 40 минут ехать. Не на чем сидеть, держишься за край. Сидишь на досках. Как имущество или скотину, нас везут в открытых ящиках. Да и то, у скотины лучше условия.
Если холодно или дождь, никого это не волнует. Через щели в ящиках продувается всё. Мы, пока ехали, кутались и съёживались. Приглядываюсь к контингенту. Большинство — женщины в возрасте от 18 до 60, до возраста, пока ноги носят. Они так и рассаживались побригадно согласно возрасту. Все сельского происхождения, Комплекция намного мощнее моей, я на их фоне была худышкой. Явно с детства пахали на таких работах.
«Тебя заставляют в приказном порядке набирать не 5 ящиков, как договаривались, а 8−10, бесплатно». Работа — сбор яблок. Дали нам штуку под названием «рвач» — ведро с заворачивающимся мягким дном. Крепится лямками и висит у тебя на груди.
Яблоки перебрасываются в ящик очень бережно. Ты целый день это ведро носишь на груди. Болят плечи и поясница. Рвачи, как правило, это не подогнанные под фигуру походные рюкзаки, они висят на лямках тяп-ляп. Вся конструкция натирает и давит.
Ты должен следить, чтоб яблоко было не гнилое и без червяка, не сжимать его пальцами, аккуратно класть в рвач и очень аккуратно высыпать в ящик.
Сказали — делаю. Беру яблоко, смотрю, делаю аккуратно. Но почему-то женщины вокруг начинают на меня коситься и шептаться. Спрашиваю, что не так. В ответ: «Ты очень медленно делаешь». — Так я же осматриваю яблоки! — А ты не смотри на яблоко. А ты потом узнаешь, какое без червяка. — Так ругать же будут! — А может, и не будут.
Поначалу мне сказали, что дневная норма — 5 больших ящиков. Это реально. Один человек теоретически это может сделать. Но скоро мне в процессе объяснили негласные правила: тебя заставляют в приказном порядке набирать не 5 ящиков, как договаривались, а 8−10, бесплатно. Для этого тебя заставляют очень быстро работать: матом, криками, палками. Так ведут себя надзиратели. Здесь это только украинцы. Лично меня не били, но откровенный мат был.
Если «послать» надзирателя — тебя уволят. А я не могу позволить себе уволиться, потому что должна отбить хотя бы деньги на оплату визы и обратный проезд.
Приходится молчать и делать, что говорят. Кстати, это именно надзиратель бил ту самую девицу в первую ночь. Мы не успевали отрабатывать 8−10 ящиков.
Почему никто не протестует?
Тут я столкнулась с современной украинской культурой во всей её красе. Интересное явление. У моих сотрудниц был явный комплекс неполноценности, причём невероятно воспаленный. Они угнетены и гордятся этим. Они впахивают. С ними такое обращение, потому что они позволяют с собой это делать.
К примеру, я сказала, что не позволю, чтобы меня как скот возили в коробке. В ответ услышала от работниц: «Скажи спасибо, что не пешком ходим. Ты что, дура, молчи!» Из мужчин на всё хозяйство один тракторист и один мой коллега, приехавший со мной, остальные — женщины.
На бригаду из десяти женщин — один надсмотрщик-украинец, который ими командует кулаком и матом. Его боятся до чёртиков. При этом они успевают пить водку ночами напролёт. Мы к их пьянкам не присоединялись, и в том числе поэтому стали изгоями. Фермера они называют «паном». Вспоминаются душераздирающие повести о крепостничестве из классической украинской литературы.
Ещё красноречивая деталь, на сей раз об отношении работниц к своему здоровью. Поздняя осень, холодно, прошёл дождь, женщины садятся голыми задницами на холодную землю и какие-то железки. У меня есть каремат. Предлагаю им. Слышу ответ: «Мы люди не гордые, в отличии от некоторых! Мы так посидим».
Убеждаю: «Так вы себе наживёте цистит, половые проблемы». Отвечают: «Ничего страшного!» Ну ок, ваш выбор. Когда работницы увидели куртки, перчатки и защитные очки у нас с другом, только спросили: «А шо вы это так подготовились хорошо? Первый раз ведь приехали!» Работницы завидовали нам, что мы хорошо экипированы. У пана они при этом попросили на время дождя… костюм химзащиты. Отмечу, что в костюме руки поднять сложно, а поднимать надо постоянно.
Я им пыталась поначалу объяснять и «майданить»: — Женщины, вы понимаете, что вас бесплатно заставляют работать выше нормы? — Но мы же хорошие работницы! — Вы убиваетесь. Не перерабатывайте норму. — Если мы так не будем делать, нас не будут приглашать. Говорю надсмотрщику: — Я видела, как работают в саду поляки. Медленно и логично. В ответ: — Будешь полькой, будешь медленно. Сиди тихо, сука, заткнись, будешь делать, что я указал!
Мы, как скот: нас посадили, повезли, до заката работаем (не до официально обозначенного часа), после заката назад.
Перерыв формально час. Если надсмотрщик решил, что надо больше успеть, у тебя уже не час, а 30−40 минут. Иногда он при этом с циничной ухмылкой обещает увезти на час раньше. Но на час раньше никто не увозит, и никто ему ничего не скажет.
Выходных нет. Формально выходной — это полдня воскресенья. За это время мы не можем выйти за территорию, потому что заинтересованы в том, чтоб постирать вещи, накопившиеся за неделю, выстояв в очереди на стиральную машину.
Где-то есть хозяин — фермер-поляк. Приезжает на машине, смотрит, как мы работаем. Чтоб не ели яблоки. Если никто не смотрит, то яблоки всё-таки едят. В группе друг на друга стучат, это развито на высшем уровне. Взаимоподдержка, взаимопонимание — такого понятия нет, каждый сам за себя.
Снова «майданю»: «Нам такие ужасные условия делают! Давайте бунтовать, делать по 5 ящиков». В ответ: «Мы тут работаем, а ты пришла и ушла. Если слиняешь, всем будет лучше».
Одна женщина постарше сказала: «Расскажу тебе анекдот. Стоит тюрьма, в первой камере двери закрыты наглухо, стража. Это потому что в ней сидят евреи: если один сбежит, он вытащит и всех остальных. А соседняя камера открыта. Там украинцы: если кто вырвется, свои же затянут назад и побьют».
Я говорю на польском. По словам поляка-хозяина, самые выгодные работники — ромы и украинцы. В какую конуру их не посели, они все стерпят.
«Пан» к «нашим» относился не так хамски, как надсмотрщик, но при этом подчёркнуто пренебрежительно. На моего друга он как-то наорал, мол: «Бегом сюда ко мне!» Тот не спеша подошёл. Поляк: «Я же сказал бегом!» Юноша невозмутимо: «Мы не в армии, чего я бегать к вам буду». «Пан» так ничего толком и не сказал, но потом ставил работника в самые неприятные условия. К примеру, верхушки яблок приказывал обдирать с лестницы, а не с машины.
Странные, необоснованно тяжёлые вещи. Парень отнёсся к ситуации апатично. А сама я не подниму на борьбу 40 человек без поддержки.
В конце концов я сказала: «Хотите — горбатьтесь на ровном месте бесплатно, а я буду собирать свои 5 ящиков, хоть ты тресни». После этого никто не хотел нас брать в бригаду. Потому что в их понимании мы моральные уроды: бастуем, ленимся, подрываем всю группу. Нажаловались «пану», потому что теперь это они за нас «должны» отработать эти 10 ящиков. Работницы нас люто ненавидели, садились есть отдельно (прямо как в зоне «по понятиям»), не шли с нами в ящик при транспортировке. Это свои же, украинки!
Как-то раз случилось несчастье. Девушка-работница сломала ногу. Я прекрасно понимала, что поляк сказал об этом: он полушутя обозвал её инвалидкой. Гипс ей наложили, потом сказали, что она ленивая скотина, симулянтка, что её нужно палками поднять и дать в руки рвач. И девушка со сломанной ногой покорно ходила с рвачом. Её клевали и называли инвалидкой — слова «пана» запомнились. Свои же подхватили эту кличку и начали издеваться постоянно.
Создалась отдельная когорта изгоев — я, мой друг, «инвалидка» и мужик, работающий не на этом хозяйстве, но ночующий у нас. Он «отрабатывал» койку. Мы, будучи изгоями и ленивыми скотами, собирали норму спокойно и относительно медленно работали (на самом деле — в максимальном для нас темпе). За это нас все ненавидели, ждали, пока «уберёмся», говорили: «П*****е отсюда, вы нам здесь все портите!»
А они видимо думали что их там ждут и им дадут самую хорошую теплую работу? Они там никто зовут их никак. Прав никаких нету и т. д. Им еще повезло что деньги платят да хотя я думаю многих кидают на зарплату и их место сразу же занимают другие такие же работники согласные на всё.
> Это трактор, за ним стоит прицеп с огромными ящиками из досок (их тут называют «палеты»). В эти ящики грузят людей и везут на место работы > Работа — сбор яблок. Дали нам штуку под названием «рвач» — ведро с заворачивающимся мягким дном. Крепится лямками и висит у тебя на груди. > Поначалу мне сказали, что дневная норма — 5 больших ящиков. Это реально. Один человек теоретически это может сделать. quoted1
Эх украинцы. Это же кайф. Помню отправили нас из института на сельхозработы яблоки собирать. Все то же самое, в прицепе трактора на досках с песнями в сад. Ведро такое же давали. Я не знаю сколько это: «5 больших ящиков», мы собирали два контейнера по 500 кг в день. Денег нам платили символически. Кормили правда бесплатно. Золотое времечко. Вечером местных девчат счупали. Потом с пацанами местными конфликтовали. Все в общем были довольны.
Вот они — «постмайданные украинские сказки». Безысходность, ненависть друг к другу и никчемная жизнь (выживание), а главное, что перенесённые тяготы не сплачивают людей, а оскотинивают до потери собственного достоинства и человеколюбия.
Вывсеврете !!! Счаззз придет этот … как там его… который с баранами на аватаре … вербовщик холопов, короче ! и расскажет, как поляки «нежно любят» и с «радостью» ждут своих братьев-украинцев …
МариМишон0704 (МариМишон0704) писал (а) в ответ на сообщение:
> Вот они — «постмайданные украинские сказки». Безысходность, ненависть друг к другу и никчемная жизнь (выживание), а главное, что перенесённые тяготы не сплачивают людей, а оскотинивают до потери собственного достоинства и человеколюбия. quoted1
Да нечего там уже терять … Все оставшееся они потеряли, когда назвали Россию врагом …
> Как проходят будни «заробитчан» на сезонных работах в Польше, рассказывает одна из искательниц европейского счастья. Анонимно — хотя она и зареклась ездить в Польшу «на яблоки». > > Когда ты поехала в Польшу? Был ли с тобой кто-то ещё? Как пришла идея туда поехать? > > Я поехала с другом в сентябре 2016 года. Денег нет, работы нет, перспектив нет, а у друга всё ещё сложнее — живёт он в маленьком городе на Западной Украине. Из-за тотальной безработицы там принято выезжать за бугор на работу. > > Как происходит весь процесс отъезда? > > В основном «по блату». Ищут знакомых, не доверяя неизвестным коммерческим посредникам. Мы не знаем законов на этот счёт и допускаем, что посредники действуют полулегально. Визу надо было оплачивать заранее. > > Двоюродный брат друга уже работал в Польше и благодаря ему будущий хозяин бесплатно прислал нам приглашение. Работники без «блата», как правило, за приглашение платят. Работа — сбор яблок осенью. > > С этим приглашением и кучей других документов я пошла в польское посольство, оформила визу, заплатила страховку. Куча бабла на это ушло. Потом приехала в этот город, там бус нас должен был забрать и повезти на место. Платишь тоже крупную сумму за этот бус. Я приехала, условно, 5 сентября, ждала там неделю. Нам говорили, что срочно едем, а бус все не ехал. > > Самое интересное: я у нашего «благодетеля» спросила, какие на рабочем месте условия, будут ли выходные и свободное время, всё-таки ведь Польша, хочется поехать на страну поглядеть. > > Этот родственник ответил: «Будете жить в хороших условиях: стиральная машина, комнаты, двухэтажные кровати, есть постели, два выходных, нормированный рабочий день, без проблем». > "Слишком хорошо все звучит. Тут какой-то подвох", — настаивала я. На что друг твердил: «Я два раза переспрашивал у брата». > > Итак, прикатили мы в Польшу на бусе. Ехали с толпой незнакомых гастарбайтеров. Люди из разных областей, часть с Волыни. С этого буса высаживались на разные фермерские хозяйства. > Приехали на место глубокой ночью. Самое яркое впечатление: завезли в дворик, встречают какие-то пьяные чуваки, местные работники. > > Приходит этот двоюродный брат и говорит: «Покажу, где вы будете жить». > Идём. Первые этажи внутреннего дворика — складские помещения и гаражи для техники. А на втором этаже гаражей — помещения для прислуги… то есть для нас. Облезлые стены, штырит неясно чем, нет ни вешалок, ни стульев, ни батарей. На 10 человек в небольшой комнате — маленький кусок батареи. Это важно, так как быстро наступили холода. Вместо матрасов — картонка, под ней облезлая сетка. > > Двухэтажные нары, а не кровати, к которым я привыкла в хостелах. Мне швырнули даже не одеяло, а какую-то тонкую ветошь. Я на это сказала: «Вообще-то осень и офигенно холодно. Я замёрзну. Мне нужно что-то более удобное, дайте одеяло». > В ответ скривились, но дали старый матрас, грязную подушку, грязное, но плотное одеяло и сомнительной чистоты постельное белье. > > "Как имущество или скотину, нас везут в открытых ящиках. Да и то, у скотины лучше условия" > > На первом этаже в пристройке возле гаража было подобие кухни. На дворе около часу ночи, народ бухает, дерется. При этом мы помним, что завтра в 6 утра подъём, потому что в 7 выезжаем на работу. > > Я вспоминаю, как спрашивала накануне напарника о туалете и душе. Он ответил: «Не путай тюрьму с курортом. Это Польша, нормальное европейское государство, не перепроверяй, не переживай». И вот я говорю другу: > "Не похоже на то, что рассказывали. Где туалет, душ, стиральная машина?" > Ищем. Душ и туалет в подвальном помещении, там сыро и холодно. Две стиральные машины на 50 человек. > > Распорядок дня: 6 утра подъём, в 7 выезд, работать до 19 или 20. Нам говорят: «Если дождь, то запаситесь чем-нибудь». > > Я заранее, в Украине, купила на секонде штормовую куртку, рыбацкие непромокаемые штаны, нерезиновые пенковые сапоги, перчатки, специальные защитные очки. Как оказалось, не прогадала. > > Постелились, легли. Только мы уснули, через 40 минут с ноги открываются двери, влетает пьяная девица ромской (цыганской — прим. «Русской Весны») внешности: «Какого х** ты спишь на моей кровати? Ты украла мои вещи!» > Отвечаю ей: «Я тебя впервые вижу. Не знаю ни про какие вещи». > > Оказывается, местные работяги решили её выжить, её вещи выкинули во двор и на соседнюю койку. Она собирает вещи, ревёт, кричит, матерится. Потом приходит какой-то дядька и начинает бить её прямо там. Она кричит: «Не бий мене!» Я со второй полки наблюдаю и фигею. Потом дядька её утешает и кричит: «Людям спать надо!» — выносит её за шкирки. Внизу снова крики, вопли. Я с мыслью: «Мне в 6 утра вставать», — засыпаю. > Через час припхались пьяные работницы и начали укладываться. К утру всё затихло. > > Встаём в 6 утра. Обстановка: имеется три кабинки туалета и одна кухня с 4 конфорками. Людей тьма и все хотят приготовить себе завтрак. Чем раньше встал, тем больше шансов на место у стола и готовку. > > А потом нас ждёт «транспорт». > > Это трактор, за ним стоит прицеп с огромными ящиками из досок (их тут называют «палеты»). В эти ящики грузят людей и везут на место работы. Если близко везут, то ещё ок. А это осень, заморозок, 40 минут ехать. Не на чем сидеть, держишься за край. Сидишь на досках. Как имущество или скотину, нас везут в открытых ящиках. Да и то, у скотины лучше условия. > > Если холодно или дождь, никого это не волнует. Через щели в ящиках продувается всё. Мы, пока ехали, кутались и съёживались. > Приглядываюсь к контингенту. Большинство — женщины в возрасте от 18 до 60, до возраста, пока ноги носят. Они так и рассаживались побригадно согласно возрасту. Все сельского происхождения, Комплекция намного мощнее моей, я на их фоне была худышкой. Явно с детства пахали на таких работах. > > "Тебя заставляют в приказном порядке набирать не 5 ящиков, как договаривались, а 8−10, бесплатно". > Работа — сбор яблок. Дали нам штуку под названием «рвач» — ведро с заворачивающимся мягким дном. Крепится лямками и висит у тебя на груди. > > Яблоки перебрасываются в ящик очень бережно. Ты целый день это ведро носишь на груди. Болят плечи и поясница. Рвачи, как правило, это не подогнанные под фигуру походные рюкзаки, они висят на лямках тяп-ляп. Вся конструкция натирает и давит. > > Ты должен следить, чтоб яблоко было не гнилое и без червяка, не сжимать его пальцами, аккуратно класть в рвач и очень аккуратно высыпать в ящик. > > Сказали — делаю. Беру яблоко, смотрю, делаю аккуратно. Но почему-то женщины вокруг начинают на меня коситься и шептаться. Спрашиваю, что не так. > В ответ: «Ты очень медленно делаешь». > — Так я же осматриваю яблоки! > — А ты не смотри на яблоко. А ты потом узнаешь, какое без червяка. > — Так ругать же будут! > — А может, и не будут. > > Поначалу мне сказали, что дневная норма — 5 больших ящиков. Это реально. Один человек теоретически это может сделать. Но скоро мне в процессе объяснили негласные правила: тебя заставляют в приказном порядке набирать не 5 ящиков, как договаривались, а 8−10, бесплатно. Для этого тебя заставляют очень быстро работать: матом, криками, палками. Так ведут себя надзиратели. Здесь это только украинцы. Лично меня не били, но откровенный мат был. > > Если «послать» надзирателя — тебя уволят. А я не могу позволить себе уволиться, потому что должна отбить хотя бы деньги на оплату визы и обратный проезд. > > Приходится молчать и делать, что говорят. Кстати, это именно надзиратель бил ту самую девицу в первую ночь. Мы не успевали отрабатывать 8−10 ящиков. > > Почему никто не протестует? > > Тут я столкнулась с современной украинской культурой во всей её красе. Интересное явление. У моих сотрудниц был явный комплекс неполноценности, причём невероятно воспаленный. Они угнетены и гордятся этим. Они впахивают. С ними такое обращение, потому что они позволяют с собой это делать. > > К примеру, я сказала, что не позволю, чтобы меня как скот возили в коробке. В ответ услышала от работниц: «Скажи спасибо, что не пешком ходим. Ты что, дура, молчи!» > Из мужчин на всё хозяйство один тракторист и один мой коллега, приехавший со мной, остальные — женщины. > > На бригаду из десяти женщин — один надсмотрщик-украинец, который ими командует кулаком и матом. Его боятся до чёртиков. При этом они успевают пить водку ночами напролёт. Мы к их пьянкам не присоединялись, и в том числе поэтому стали изгоями. > Фермера они называют «паном». Вспоминаются душераздирающие повести о крепостничестве из классической украинской литературы. > > Ещё красноречивая деталь, на сей раз об отношении работниц к своему здоровью. Поздняя осень, холодно, прошёл дождь, женщины садятся голыми задницами на холодную землю и какие-то железки. У меня есть каремат. Предлагаю им. Слышу ответ: «Мы люди не гордые, в отличии от некоторых! Мы так посидим». > > Убеждаю: «Так вы себе наживёте цистит, половые проблемы». Отвечают: «Ничего страшного!» Ну ок, ваш выбор. > Когда работницы увидели куртки, перчатки и защитные очки у нас с другом, только спросили: «А шо вы это так подготовились хорошо? Первый раз ведь приехали!» Работницы завидовали нам, что мы хорошо экипированы. У пана они при этом попросили на время дождя… костюм химзащиты. Отмечу, что в костюме руки поднять сложно, а поднимать надо постоянно. > > Я им пыталась поначалу объяснять и «майданить»: > — Женщины, вы понимаете, что вас бесплатно заставляют работать выше нормы? > — Но мы же хорошие работницы! > — Вы убиваетесь. Не перерабатывайте норму. > — Если мы так не будем делать, нас не будут приглашать. > Говорю надсмотрщику: > — Я видела, как работают в саду поляки. Медленно и логично. > В ответ: > — Будешь полькой, будешь медленно. Сиди тихо, сука, заткнись, будешь делать, что я указал! > > Мы, как скот: нас посадили, повезли, до заката работаем (не до официально обозначенного часа), после заката назад. > > Перерыв формально час. Если надсмотрщик решил, что надо больше успеть, у тебя уже не час, а 30−40 минут. Иногда он при этом с циничной ухмылкой обещает увезти на час раньше. Но на час раньше никто не увозит, и никто ему ничего не скажет. > > Выходных нет. Формально выходной — это полдня воскресенья. За это время мы не можем выйти за территорию, потому что заинтересованы в том, чтоб постирать вещи, накопившиеся за неделю, выстояв в очереди на стиральную машину. > > Где-то есть хозяин — фермер-поляк. Приезжает на машине, смотрит, как мы работаем. Чтоб не ели яблоки. Если никто не смотрит, то яблоки всё-таки едят. В группе друг на друга стучат, это развито на высшем уровне. Взаимоподдержка, взаимопонимание — такого понятия нет, каждый сам за себя. > > Снова «майданю»: «Нам такие ужасные условия делают! Давайте бунтовать, делать по 5 ящиков». > В ответ: «Мы тут работаем, а ты пришла и ушла. Если слиняешь, всем будет лучше». > > Одна женщина постарше сказала: «Расскажу тебе анекдот. Стоит тюрьма, в первой камере двери закрыты наглухо, стража. Это потому что в ней сидят евреи: если один сбежит, он вытащит и всех остальных. А соседняя камера открыта. Там украинцы: если кто вырвется, свои же затянут назад и побьют». > > Я говорю на польском. По словам поляка-хозяина, самые выгодные работники — ромы и украинцы. В какую конуру их не посели, они все стерпят. > > "Пан" к «нашим» относился не так хамски, как надсмотрщик, но при этом подчёркнуто пренебрежительно. На моего друга он как-то наорал, мол: «Бегом сюда ко мне!» Тот не спеша подошёл. Поляк: «Я же сказал бегом!» Юноша невозмутимо: «Мы не в армии, чего я бегать к вам буду». «Пан» так ничего толком и не сказал, но потом ставил работника в самые неприятные условия. К примеру, верхушки яблок приказывал обдирать с лестницы, а не с машины. > > Странные, необоснованно тяжёлые вещи. > Парень отнёсся к ситуации апатично. А сама я не подниму на борьбу 40 человек без поддержки. > > В конце концов я сказала: «Хотите — горбатьтесь на ровном месте бесплатно, а я буду собирать свои 5 ящиков, хоть ты тресни». > После этого никто не хотел нас брать в бригаду. Потому что в их понимании мы моральные уроды: бастуем, ленимся, подрываем всю группу. Нажаловались «пану», потому что теперь это они за нас «должны» отработать эти 10 ящиков. Работницы нас люто ненавидели, садились есть отдельно (прямо как в зоне «по понятиям»), не шли с нами в ящик при транспортировке. Это свои же, украинки! > > Как-то раз случилось несчастье. Девушка-работница сломала ногу. Я прекрасно понимала, что поляк сказал об этом: он полушутя обозвал её инвалидкой. Гипс ей наложили, потом сказали, что она ленивая скотина, симулянтка, что её нужно палками поднять и дать в руки рвач. И девушка со сломанной ногой покорно ходила с рвачом. Её клевали и называли инвалидкой — слова «пана» запомнились. Свои же подхватили эту кличку и начали издеваться постоянно. > > Создалась отдельная когорта изгоев — я, мой друг, «инвалидка» и мужик, работающий не на этом хозяйстве, но ночующий у нас. Он «отрабатывал» койку. Мы, будучи изгоями и ленивыми скотами, собирали норму спокойно и относительно медленно работали (на самом деле — в максимальном для нас темпе). За это нас все ненавидели, ждали, пока «уберёмся», говорили: «П*****е отсюда, вы нам здесь все портите!» >
Бухгалтер Берлага (muntinda) писал (а) в ответ на сообщение:
> Про скотские условия для укров в Польше было ясно с самого начала, чай не первый раз в истории. > Прикольно, как быстро оскотиниваются гидные скакуны. quoted1