У Гетмана Сагайдачного в 2018 году истекает срок эксплуатации.
Вице-адмирал Сергей Гайдук в интервью Корреспондент.net рассказал о состоянии флагмана украинского флота — Гетьмана Сагайдачного.
По его слова, срок эксплуатации корабля истекает в следующем году.
«Мог бы служить и дольше — но жизненный цикл корабля сократился из-за постоянных проблем с финансированием», — пояснил Гайдук.
Также вице-адмирал рассказал о возможной роли России в проблемах флота Украины. Так, в «наследство от СССР» стране досталось три корабля, как Сагайдачный, но два из них были списаны и отправлены в утиль.
«Не исключаю, что к этому приложил руку и „старший брат“, который был не заинтересован в сильном украинском флоте, с которым надо конкурировать на Черном море», — рассказывает Гайдук.
Кроме того, проблемы появились и при плановых ремонтах флагмана. Для кораблей такого класса доковый ремонт проводится один раз в два года.
«К сожалению, качество этих поддерживающих ремонтов, которые проводились николаевским заводом имени 61 коммунара, оказалось очень низким. Из двух заявленных в ремонт корабельных дизель-генераторов, один вышел из строя еще на гарантии. Причем эту поломку не смогли устранить даже в течение гарантийного срока. Дошло даже до прокуратуры, которая пыталась оштрафовать николаевские верфи почти на 700 миллионов гривен», — объяснил вице-адмирал.
Главной же проблемой в последующих ремонтах, так как дизель-генераторы корабля были изготовлены в России, и даже после их замены жизненный цикл корабля будет продлен лишь лет на десять.
40 боевых кораблей и катеров: как флот Украины превратился в обузу
Положение корабельного состава ВМС и кораблестроения в Украине критическое, сказал вице-адмирал.
Украина не может себе позволить эксплуатацию советского корабельного наследия и строительство новых кораблей. Об этом заявил в интервью Корреспонденту вице-адмирал Сергей Гайдук.
По его словам, с момента создания флота содержание кораблей и летательных аппаратов стало непосильной ношей для Украины. Ежегодное финансирование составляло в среднем 10 — 12% от необходимого, а в лучшие годы — до 32%.
«Существующее положение корабельного состава ВМС Украины и системы военного кораблестроения, мягко говоря, критическое. Оно вплотную приблизилось к точке невозврата. А по некоторым позициям уже и эта линия преодолена. Почему это произошло? Мы не создавали флот, отвечая на геополитические угрозы. Мы получили его в наследство — 40 боевых кораблей и катеров, 100 судов обеспечения родом из Советского Союза. Мы были слишком спокойны, владея таким флотом, и не понимали, зачем он нам нужен», — рассказал Гайдук.
Он отметил, что все украинские корабли, кроме нового (2016 года) фрегата «Гетьман Сагайдачный» и артиллерийских катеров «Аккерман» и «Бердянск», устарели и уже на 10−15 лет превысили свой «срок годности».
«Состояние судоремонтных предприятий Украины не позволяет проводить средние и капитальные ремонты боевых кораблей. А ведь флот требует наличия своих кораблестроительных и ремонтных заводов. Если же все покупать за рубежом, то и для этого нужны сервисно-ремонтные представительства зарубежных компаний в Украине — причем по каждому из направлений: дизельные двигатели, ракетные комплексы, средства связи. Сегодня ничего этого нет», — подчеркнул вице-адмирал.
Он добавил, что за время независимости было списано и утилизировано 19 боевых кораблей и катеров, 45 судов обеспечения, а достроено всего лишь пять, и то по аналогичным советским проектам (фрегат «Гетьман Сагайдачный», большой разведывательный корабль «Славутич», корветы «Луцк» и «Тернополь», десантный корабль на воздушной подушке «Донецк»).
Как сообщалось, Украина намерена покупать за границей бывшие в эксплуатации военные корабли, заявлял командующий украинскими ВМС вице-адмирал Игорь Воронченко. Еще одна концепция Минобороны — до 2020 года спустить на воду до 30 новых кораблей и катеров «москитного флота».