> > Украинцы любят носить вышыванку. > > А вот я всегда задумывалась, почему Россия – это страна, где не носят национальной одежды. > Тельняшку – можно, френч – тоже. А косоворотка загнана в глухое подполье. > Это особенно рельефно смотрится на фоне Украины, где вышиванка давно перешагнула границы "фольклорной одежды" и прочно прописалась в бытовом гардеробе. > Дизайнеры вплетают элементы орнамента в футболки и платья, а сама национальная рубашка перестала быть маркером принадлежности к этническому сообществу. Напротив – переросла в маркер гражданственности. > А косоворотка этого пути не повторила. Наоборот, она маргинализировалась: её ношение – удел узкой группы условных ретроградов, людей, ориентированных на "посконное" и "домотканное". > Ее не надевают на государственные праздники или народные гуляния. Она так и осталась в культурном гетто, и перспектив выбраться оттуда у неё немного. > И это закономерно. > Потому что современная Россия как империя сформировалась раньше, чем на этой территории успело появиться национальное государство. > Начиная с позднего Московского царства, государственный аппарат исходил из категории "сверх-идей". > Поначалу господствовала идея "Катехона": государства как преграды на пути "второго пришествия". Соответственно, государственный аппарат должен был объединять православных и заниматься миссионерством. Впрочем, в XVII-XVIII веке на таком же религиозно-конфессиональном базисе строились почти все империи того времени. > Затем Московское царство разрослось до Российской империи – православного идеократического государства. Базис стал чуть более рациональным, но имперской сути не утратил. > Позже ему на смену пришла империя советская, отталкивавшаяся от идеи распространения социализма по всему миру. СССР подкармливал "дружественные режимы" повсюду – от американского континента до африканского. > И даже девяностые годы и распад Союза не смогли обнулить имперскую доминанту в России. > Страна ужалась и оказалась в ситуации, когда она меньше, чем империя, но больше, чем национальное государство. > Сытые нулевые и нефтедоллары подарили идею о возможном реванше. Он начался с провозглашения патриархом Кириллом концепции "русского мира". Затем концепцию дополнили светские власти, объявившие о создании Евразийского союза. > А особенность любой империи заключается как раз в том, что она противоречит идее национального государства. Это взаимоисключающие понятия – просто потому, что империя должна находить общие смыслы для самых разных конфессиональных и этнических групп. > Империя должна находить для своих подданых ответы на вопросы о том, почему дагестанец и бурят должны жить в одной государственной системе, и что их объединяет настолько, чтобы они с этим были готовы соглашаться. > Все разговоры о "духовных скрепах" именно оттуда – из попытки поженить коня и трепетную лань. > Из намерения собрать на одной чаше весов достаточно аргументов, чтобы центростремительность победила центробежность. Создать ситуацию, в которой смысл разнонационального и разноконфессионального государства был бы оправдан. > Собственно, отсюда – и все поиски новой имперской идеи, все разговоры о "суверенной демократии", "евразийской сверхдержаве" и прочих геополитических конструкциях. > Но империя рождает не только новояз. Она рождает еще и эстетическое. > В рамках имперского подхода есть две ключевые фазы: расширение и оборона. Гарантами обоих является армия. > И потому роль "гражданского повседневного" – нередко выполняют армейские атрибуты: та же тельняшка на российских улицах во время массовых праздников воспринимается как нечто, соотвествующее моменту. > Атрибуты армейские подменяют национальные, а сама косоворотка служит отсылкой к доимперскому и внеимперскому. К той логике существования, с которой заочно спорят последние три с лишним века российской истории. > Косоворотка осталась маргинальной, потому что Россия, в которой она была бы возможна – так и не появилась. > Потому что она рушит концепт "от моря до моря". > Потому что отсылает к национальной России. Той самой, границы которой четко не очерчены, но которые явно меньше существующих ныне. > Маргинальна, потому что весь культурный багаж, созданный в России за последние столетия, имеет имперский базис и не может служить опорой и фундаментом для национальной русской рубашки. > Другое дело, что никто не знает, где в нынешней имперской России начинается и заканчивается Россия национальная. > В этом, кстати, проблема русских националистов. Любой коллективный Егор Просвирнин раз за разом безуспешно пытается свести национальные числительные к имперскому знаменателю. В крайнем случае, они готовы рассуждать об отделении "инокультурного Кавказа". Но в остальном их рецепт сводится все к той же формуле: "Объявим всех русскими, а кто не согласится – накажем". > В том и состоит особенность современной России: это страна, у которой нет своего национального проекта. В которой он не артикулирован, не обдуман и не существует.
> Даже самые жесткие турбулентности могут привести лишь к тому, что на месте одной Российской Федерации появятся несколько русских проектов, конкурирующих друг с другом за право считаться "настоящей Россией". > Но и тогда конкуренция будет идти за всё то же имперское наследство, в рамках которого тельняшка всегда будет побеждать косоворотку. > А пока этого не произошло, Россия будет пытаться победить еще и вышиванку. quoted1
Рекомендую полистать сборник Великорусских и Малороссийских узоров вышивания, изданный в Санкт Петербурге в 1877 году.
Я уверен, это очень важная тема и ею я думаю следует заниматься на самом высоком уровне. Но! После того когда поднимут экономику, науку, культуру на первое место в мире. Ну в самом деле, разве уж так важно, как одет голодранец?
Айлин (Алёна) (ОНА) писал(а) в ответ на сообщение:
> > весь культурный багаж, созданный в России за последние столетия, имеет имперский базис и не может служить опорой и фундаментом для национальной русской рубашки. quoted1
Ярополк (Константин2017) писал(а) в ответ на сообщение:
> > Айлин (Алёна) (ОНА) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Потому что современная Россия как империя сформировалась раньше, чем на этой территории успело появиться национальное государство quoted2
>Русское Царство не национальное государство?
>> Даже самые жесткие турбулентности могут привести лишь к тому, что на месте одной Российской Федерации появятся несколько русских проектов, конкурирующих друг с другом за право считаться "настоящей Россией". quoted2
>Появились уже, только не на месте РФ, а на месте России. > И ты даже являешься адептом одного из них quoted1
Нет, Русское Царство никогда не было национальным государством. И Британия не была, и Порта... Империи сразу рождаются на стыке разных народов.
Остап Сулейман (34901) писал(а) в ответ на сообщение:
> > Айлин (Алёна) (ОНА) писал(а) в ответ на сообщение:
>> >> весь культурный багаж, созданный в России за последние столетия, имеет имперский базис и не может служить опорой и фундаментом для национальной русской рубашки. quoted2