>> Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Так на F-22, в отличии от Томагавка, поглощающие материалы применены и технология рассеивания сигнала.. или как она там называется.. отраженный сигнал не возвращается на РЛС.. в этом же весь смысл стелс-технологий quoted2
> Да есть....
> Задачка на профпригодность. > Каков должен быть слой РПМ (в мм) чтоб начать поглощать L - диапазон? > Посчитаете - обалдеете!!! quoted1
Поэтому основное - это отражение сигнала "мимо" РЛС...
> Здесь амеры скорее всего исходят из параметров РЛС своих самолётов, в которых угол обзора всегда меньше, чем у российских, а значит максимальные данные радара достигаются только в отношении целей, расположенным точно по курсу... При этом амеры, скорее всего опять по старой доброй традиции, рассматривают идеальный встречный воздушный бой, благодаря чему и приводят значение ЭПР фронтальной проекции самолёта. quoted1
Та нет... Все это из разряда мурзилак.... Как и режим LPI.... Было уже СОИ, Боевые лазеры, и прочие "звездные войны". Физику то не обманешь. А обмануть можно того кто ее не знает...
Все эти стелс-методы нивелируются достаточно просто... Все это, в том числе и LPI подробно рассматривалось в академиях еще в начале 00-ых. А может и раньше, мне лично в 00-ых.
Если кому-то интересно, могу рассказать подробней об радарах, РПМ, стелсах, ЭПР, и прочих методах противодействия....
Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
> serg757 (Совок) писал(а) в ответ на сообщение:
>>> По ЭПР - не нужно повторять американскую ДУРЬ, ибо применение РЛС, в Х-диапазоне радиоволн полностью сводит на "0" это достижение... При этом практически все старые советские РЛС также прекрасно различают невидимку, равно как и современные РЛС начиная с С-300ПМУ1 и далее. quoted2
> > Видят с близкого достаточно расстояния... когда поздно уже зачастую.. quoted1
Замечу, что С-300ПМУ-1 уже давно не производятся. Ирану и то поставляем то ли С-300ПМУ-2 то ли даже С-300ВМ.
> Я просто не вижу каких-либо замечательных характеристик F-35. quoted1
А их кроме "Шизлов" никто не видит Ну разве что современная электронная начинка, правда и тут ПО никак не допилят Ну и вооружение неплохое, но тоже большую часть можно и с предыдущих ф-к применять.
По летным характеристикам это явно уровень поколения 3+, только как бомбер и сгодится. Все из-за того, что захотели скрестить ужа с ежом да еще и в стелс-варианте.
ИМХО, какой-нибудь Ф-15 SE в целом, как комплекс, лучше. Ну пусть уж амеры дальше этих хромых уток пилят, чем нормальные самолеты.
> _developer (_developer) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Если кому-то интересно, могу рассказать подробней об радарах, РПМ, стелсах, ЭПР, и прочих методах противодействия.... quoted2
>Конечно интересно. Я думаю многим будет интересно. quoted1
Рассказывать буду на аналогиях без физико-математических обоснований. Все утрированно. Все-таки это не специализированный технический форум и забивать голову гуманитариям (которых здесь много) не буду. Если кому-то нужно будет более подробно с технической стороны, попытаюсь ответить.
И так, что вообще такое радиолокация? Все очень просто... Представьте некую упругую стенку определенным размером (площадью) и вы в нее бросаете мячик. Мячик отскакивает от нее обратно к вам. Зная скорость, мощность и направление броска, вы легко определите направление дальность. Бросая и ловля постоянно шарик в разных направлениях, можно определить скорость и направление движения нашей стенки (если она движется). Вот примерно по такому принципу работает радар или локатор.
Существует несколько способов его обмануть:
1. Отраженный сигнал не вернулся обратно. Я не буду вдаваться в подробности о "Диффузном отражение" и "зеркальном отражении", но основная задача избавиться от диффузного отражения и добиться зеркального. Представьте себе, что вы бросаете мячик под углом... Он отскакивает в сторону и вы не ловите его. На этом принципе основана форма F-117 и B-2. Они максимально (на сколько позволяет аэродинамика) плоские и гладкие. Все их плоскости сделаны под минимальными углами и за частую стараются эти углы сделать одинаковыми.
Противодействовать этому можно. 1.а Это бистатическая локация. Принцип ее очень прост - источник и приемник излучения разнесены в пространстве, но согласованы между собой. То есть, представьте что вы под углом бросаете мячик в нашу стенку, а ловят его не только вы один, но и парочка ваших друзей распределенных в пространстве. Боюсь ошибиться, но по моему, группа МиГ-31 в последних модификациях, может использоваться как бистатическая РЛС.
1.б Уменьшить длину волны. Представьте, что наша стенка не гладкая, а имеет некие шероховатости, а наш мячик гораздо меньше в диаметре чем эти шероховатости. Даже бросив его под углом, он все равно отразиться прямолинейно (почти прямолинейно). Самолет тоже не гладкий стыки, заклепки и прочие девайсы (например датчик приборной скорости), сочленения внутренних отсеков и шасси - дают неплохое отражение. Именно по этому стыки на самолетах замазывают специальной смолой. И именно по этому большинство радаров работает в X-диапазоне где длины волн маленькие. Но тут возникают другие проблемы, чем меньше длина волны (следовательно больше частота) тем большее затухание/рассеивание мы получим. Поэтому надо увеличивать мощность, а это не так просто особенно на самолете.
2. РПМ - "Радиопоглощающие материалы". Зачастую представляют собой некую поверхность состоящую из "пирамид". Радиоволна отражается от ребер под углом на другое ребро другой пирамидки итд. Тем самым, в результате такого множественного переотражения волна теряет свою энергию. На нашу стенку наклеено полотно из таких пирамидок. Бросая шарик диаметром меньше высоты пирамиды, он отскакивает от ребра к ребру (вязнет или запутывается) и гасит свою энергию.
Противодействие очень простое. Это расширение диапазона частот (следовательно и длин волн). Представьте что мы бросаем мячик который больше чем высота пирамиды, мячик не увязнет, а просто отскочит от вершин обратно к нам. Именно по этому, многие радары работают в широком диапазоне от X до L. А теперь давайте просчитаем толщину слоя (высоту пирамидки) допустим для L диапазона с длиной волны 30 см. По закону дифракции, чтоб начал работать наш РПМ, высота пирамидки должна быть не меньше четверти длины волны. Итого получаем, чтоб был невидим самолет для L-радаров, нам надо нанести на него не меньше 75 мм слой РПМ. Представляете на сколько это много... И опять же, 100% гарантии это не даст. Потому, что волна от радара может прилететь перпендикулярна ребру, и отразиться обратно. Но сильно большая длина волны, по тому же закону дифракции, может обогнуть и сам самолет в целом, Поэтому главное не переборщить.
Но также остаются и места у самолета геометрию которых нельзя изменить и нанести РПМ. Например, лопатки вентилятора (КНД) в турбореактивном двигателе(ТРД). На Су-47, F-22, F-35 их прячут. Делают искривленный (S-образный) воздухозаборник (ВЗ). Но тут возникают другие проблемы с давлением воздуха в этих искривленных воздухозаборниках, что в свою очередь сказывается на тяге и летных качествах самолета. Такие самолеты как F-15SE и Boeing X-32 оставили прямые (не полностью искривленные) ВЗ, а поставили в воздухозаборник так называемый радарблокер. Выглядит он как "крыльчатка" с нанесенным РПМ. Он тоже дает некие проблемы с давлением воздуха в ВЗ, но не так как S-образный ВЗ. Также, видел наш патент с изменяющимся радарблокером. То есть, когда нужна малая радиозаметность, он искривляется (скручивается) и прикрывает лопатки, когда нужна тяга - он выпрямляется. Также, точно зная, что на наших крылатых ракетах (КР), используют изменяемое S-образное ВЗ, за счет "памяти металла". На каких именно КР - не скажу. Принцип примерно такой, на марше КР летит с искривленной ВЗ, а на конечном участке где нужна скорость - ВЗ выпрямляется.
Еще одним местом которое никак не скрыть - это сам радар самолета. Его антенна вносит хороший вклад в ЭПР. Чтоб его уменьшить, радары делают неподвижными и загнутыми под углом.
Есть еще очень "экзотический" способ для снижения ЭПР. Это холодная плазма (ионы). Наши, если мне память не изменяет, 2003 году в Лондоне показали технологию сокрытия радара ионной шторкой. То есть технологии в этом плане у нас есть. Также ходят слухи, что в носу Ту-160 последней модификации, стоит некий плазмогенератор, который уменьшает его ЭПР в передней полусфере. Но это только слухи. Знаю точно, что опыты с плазмой делались на проекте КР "Метеорит" и это действительно работало. Ракета просто исчезала с радаров, причем не важен даже диапазон. Но у плазмы есть свои недостатки. Во первых, она негативно влияет на собственные электронные системы. А во вторых, ее генерация требует больших мощностей.
_developer (_developer) писал(а) в ответ на сообщение:
> Боюсь ошибиться, но по моему, группа МиГ-31 в последних модификациях, может использоваться как бистатическая РЛС. quoted1
Подтверждаю МиГ-31 и был создан как вариант летающего КП с возможностью группового дежурства и атаки целей. Более того, ещё в советское время рассматривался вопрос о совместном применении МиГ-31 и нескольких Су-27. При этом МиГ-31 работал не только как перехватчик, но и использовался в качестве КП.
Да может оценили и остальные, только не пишут. К примеру об основных принципах физики электромагнитных волн и самых - самых основных принципах радиолокации я знаю, физик по образованию. но вот о технических нюансах, например о средствах снижения радиозаметности, таких как радарблокеры - я думаю не знает большинство.
Кстати читал о еще одном способе обнаружения всего летающего, включая небольшие почти не металлические беспилотники (вот где ЭПР мизерный). Наши разрабатывают систему создания сплошного ЭМ поля с помощью некоторого кол-ва станций, например вдоль границы. Если любое тело пролетает сквозь него нарушается структура, и это можно отследить. Идея прикольная, но вот как это реализовано, я даже приблизительно не представляю.
Против этого способа никакие стелс-ухищрения не помогут, разве что вообще пластиковые самолеты делать целиком, включая двигатели и остальное
privet75 (privet75) писал(а) в ответ на сообщение:
> Кстати читал о еще одном способе обнаружения всего летающего, включая небольшие почти не металлические беспилотники (вот где ЭПР мизерный). Наши разрабатывают систему создания сплошного ЭМ поля с помощью некоторого кол-ва станций, например вдоль границы. Если любое тело пролетает сквозь него нарушается структура, и это можно отследить. Идея прикольная, но вот как это реализовано, я даже приблизительно не представляю. quoted1
Не слышал о таком... Но чисто теоретически, такое возможно. Звукосниматели на электрогитаре придумали давно... Думаю, принцип тот же.. Но размеры и мощности.... На практике не уверен, совсем...
"Невидимый" F-22 Raptor приближается к расположению ЗРК С-300В и на дальности 300 км включает БРЛС.
Тайминг дальнейших событий.
0 сек Включение БРЛС на F-22 Raptor. 5 сек Ближайшая "Кольчуга": взят на сопровождение источник ПШС, ЭИИМ: *** Ватт, медиана: *** ГГц, дальность: *** метров, азимут: ***, угол места: ***. Идёт обсчёт сигнатур. 20 сек "Кольчуга": готовы результаты анализа сигнатур. С вероятностью 78% источник — изделие марки AN/APG77. Индивидуальная сигнатура не коррелируется — архив данных РТР пуст. 25 сек "Байкал": объект поставлен в очередь на "перезвон", дивизионам NN, MM и KK — исполнять, "по четыре развертки", по очереди... 25,2 сек Территориальные 5Н36-е (хором): квитировано. 45 сек Они же: малоразмерная АД НЛЦ, трассовая информация прилагается. 50 сек "Байкал" — войсковому 9С457: Сосед, помоги, тут сложнячок, может укусить, а ты вроде помобильнее, да и покрепче... 50,2 сек 9С457: квит. 50, 4 сек "Байкал": NN, MM и KK, прверяем трассу каждые 15 сек, по очереди. 2 мин 00 сек "Байкал" — войсковому 9С457: уточнённая трасса — вот. Он твой. 2 мин 0,2 сек Войсковой 9С457: квит. 2 мин 0,4 сек 9С457 — "Имбирю": держи трассу, проверь и веди "на проходе". 2 мин 0,4 сек 9С457 — приданным "Газетчикам", 9С32 и 9А83: готовимся. 2 мин 15 сек 9А83: ТПК 1 и 2 — готовы. 2 мин 30 сек "Имбирь": трасса подтверждена, 9С32 в синхроне, пока "всухую", дальность уже вроде позволяет. 2 мин 31 сек 9С457 — 9С32: веди, скважность — четвёрка, уточненные координаты — 9А83-й. 2 мин 32 сек AN/ALR-944: Warning! SA-12 Giant in standby mode detected! 2 мин 35 сек 9А83: координаты валидны, СПЦ готова. 2 мин 36 сек 9С457 — 9А83-й: парный пуск, инерциал, пока без подсвета. 2 мин 37 сек 9А83: первая пошла. 2 мин 38 сек 9А83: вторая пошла. 2 мин 50 сек 9М83 №1: первая ступень — всё. 2 мин 51 сек 9М83 №2: первая ступень — всё. 3 мин 00 сек 9С457 — 9С32: готовь коррекцию, скважность — единичка, пять секунд, дальше — опять на четверть. 3 мин 01 сек AN/ALR-944: Warning! SA-12 Giant burst scan detected! Launch probable! 3 мин 05 сек 1Lt John Doe: Kill'em all, baby! Two JDAMs, please... 3 мин 10 сек 9С32 — 9М83-м: вторая ступень — зажигание, примите коррекцию. 3 мин 12 сек "Имбирь" — 9С457: ой, б.., оно стреляет! И, судя по всему, по нам! 3 мин 13 сек 9С457: "Газетчикам" — работать, 9С32 и 9А83 — терпеть, остальные — на 500 метров назад! 3 мин 40 сек 9С32 — 9А83: осталось 20 км, они твои, а я — съё... 3 мин 46 сек 9А83: СПЦ — подсвет! 3 мин 47 сек AN/ALR-944: Alarm! Alarm! Tracking detected! Chaff released! 3 мин 48 сек 1Lt John Doe: O, holy shit! 3 мин 49 сек 9М83 №1: БУМ-М! 3 мин 50 сек 9М83 №2: БУМ-М! 3 мин 51 сек 9А83: ффух! Дело сделано, а я что, дура одна в чистом поле стоять? Съё... быстро! 3 мин 55 сек 5Н36 дивизиона NN: фиксирую объёмную неподвижную цель с нулевым доплером в координатах ***,***,***. Трасса отслеживаемой НЛЦ пуста. 4 мин 30 сек JDAM №1: БУМ-М! Надувная 36Д6 успешно поражена! 4 мин 30 сек JDAM №2: БУМ-М! То место, где полминуты назад стояла 9А83 успешно поражено!
Примечания.
Байкал — АСУ группировки ПВО Газетчик — станция защиты РЛС от противорадиолокационных ракет Имбирь — войсковая РЛС программного обзора Кольчуга — станция радиотехнической разведки 36Д6 — всевысотная трехкоординатная РЛС обнаружения целей комплекса ПВО 5Н36 — командный пункт управления боевыми действиями комплекса ПВО 9А83 — войсковая пусковая установка с четырьмя ЗУР 9М83 — войсковая зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9С32 — войсковая многоканальная станция наведения ракет 9С457 — войсковой командный пункт управления боевыми действиями АД НЛЦ — аэродинамическая низколетящая цель ПШС — псевдошумовой сигнал БРЛС — бортовая радиолокационная станция РТР — радиотехническая разведка СПЦ — станция подсветки целей ТПК — транспортно-пусковой контейнер ЭИИМ — эквивалентная изотропно излучаемая мощность AN/APG77 — БРЛС с АФАР на F-22 Raptor AN/ALR-944 — система предупреждения об облучении на F-22 Raptor JDAM — высокоточное оружие (бомба или ракета) SA-12 Giant — войсковой ЗРК С-300В (по классификации НАТО)