> С/х земля должна быть не у убыточных совхозов (заросшая сорняками) и не у местных баев сдающих ее в аренду, а у фермеров. quoted1
..Тембот,а оно так и есть давно уже.по всей стране.кроме того,рядовые экс-колхозники сдают свои с\\х земельные паи фермерам в аренду.где и когда в последний раз Вы видели заросшие поля(-в совхозах??).насчет Вашего интернационализма-ПОХВАЛЬНО!ДАЖЕ ССЫЛКУ ВАМ ЩАС СКИНУ,ЧТОБЫ ВЫ УБЕДИЛИСЬ В личном ПРОГРЕССЕ( или можно уже отложить лупу в сторону ??)!
> О литературе. Вы считаете правильно, что в книгах типа "Путеводитель по Черноморскому побережью Кавказа", в кратком историческом обзоре региона нет упоминания об адыгах-черкесах? Зато есть греки, генуэсцы, казаки и армяне. quoted1
Не правильно,конечно же.но я пока произвожу с\\х продукцию,немного ею торгую,у меня работает интернационал и налоги я плачУ исправно,так что до путеводителей еще рука не дошла.как увижу-РАЗБОМБЛЮ редакцию!
>> как и все полукровки все время ищите компромисы. quoted2
>Возвращаюсь последний раз к этой теме. > А как,по-Вашему,Тембот,-любить своего отца,но не любить свою мать?? отвечаю:КАК И ВСЕ ПОЛУКРОВКИ. Искать ИМЕННО КОМПРОМИСС( Компромисс — в этике и праве разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок.)!!!Отец с матерью нашли же... .. quoted1
И слава Всевышнему! Что нашли. Я ничего не имею против смешанных браков и не борюсь за чистоту наций и т.п. К тому же, у меня самого кого-только нет в роду, по-слухам есть и греки и ногайцы.
> Мой "план" касался всех жителей, вне нац. признаков. quoted1
Да-да. Мы слепые и глухие. Если это так, причем тут мнимые притеснения черкесов по национальному признаку?
> С/х земля должна быть не у убыточных совхозов (заросшая сорняками) и не у местных баев сдающих ее в аренду, а у фермеров. > Должны быть налоговые и др. льготы для тех фирм которые откроют свое производство в регионе и обеспечат рабочие места для людей всех национальностей. > Должна быть особая поддержка молодым предпринимателям, особенно производственным,а не торговым. quoted1
Причем тут Кавказская война и русские оккупанты? Это нужно всем. Не только в Адыгее. Значит этот вопрос уходит наверх.Где ты видел "убыточные совхозы" "местных баев" в Адыгее, для меня большая загадка. Видимо давно не выезжал на историческую Родину в Закубанье? Паевая земял в размере 2,5-3,2 га в собственности у жителей населеных пунктов, которые и сдают ее в аренду. Насколько эффективно она обрабабтывается арендаторами - отдлеьная тема.
> > О литературе. Вы считаете правильно, что в книгах типа "Путеводитель по Черноморскому побережью Кавказа", в кратком историческом обзоре региона нет упоминания об адыгах-черкесах? Зато есть греки, генуэсцы, казаки и армяне. quoted1
Здесь есть вина и ваших ученых и нацкультурной элиты. Не предъявляйте претензй и счетов, а проводите грамотную пропаганду ( только не в духе - мы коренные, а все оккупанты) или пиар. Но для этого надо ж средства иметь и средства не пилить. Издавать и распространять литературу, встречаться с кубанскими историками, дискутировать, спорить, а не навязывать только свою точку зрения, как истину в последней инстанции. Но это никому в Адыгее НЕ НУЖНО, И поверь,я знаю о чем говорю..Я уже писал, что в начале 90-х гг с Краснодаром были налажены нормальные отношения, в том числе и по вопросам истории. Но благодаря Совмену и нынешним властям они скатились до точки замерзания. В крае правильно рассудили - "мы отдельные субъекты? Ну вот и не будем вмешиваться в дела друг друга". И это началось, как раз, когда стали всплывать и пропагандироваться вопросы "геноцида" и исторических претензий со стороны адыгов. Сейчас на Кубани (я имею ввиду КК и РА) нет общего экономическоно, культурного и образовательного пространства. Ибо тезис "Кубань (ну или чтоб польстить тебе - Черкесия" наш общий дом" черкесскую элиту, а самое главное, националистов не устраивает.
>> Мой "план" касался всех жителей, вне нац. признаков. quoted2
> > Да-да. Мы слепые и глухие. Если это так, причем тут мнимые притеснения черкесов по национальному признаку? quoted1
Ты о чем?
>> С/х земля должна быть не у убыточных совхозов (заросшая сорняками) и не у местных баев сдающих ее в аренду, а у фермеров.
>> Должны быть налоговые и др. льготы для тех фирм которые откроют свое производство в регионе и обеспечат рабочие места для людей всех национальностей. >> Должна быть особая поддержка молодым предпринимателям, особенно производственным,а не торговым. quoted2
> > Причем тут Кавказская война и русские оккупанты? Это нужно всем. Не только в Адыгее. Значит этот вопрос уходит наверх.Где ты видел "убыточные совхозы" "местных баев" в Адыгее, для меня большая загадка. Видимо давно не выезжал на историческую Родину в Закубанье? Паевая земял в размере 2,5-3,2 га в собственности у жителей населеных пунктов, которые и сдают ее в аренду. Насколько эффективно она обрабабтывается арендаторами - отдлеьная тема. quoted1
Хочешь сказать, что все совхозы процветают? А насчет "баев", то я лично знаю несколько человек, которые пользуясь служебным положением, связями прихватили по десятку га и теперь кладут глаз на соседские или муниципальные земли типа, "сыну надо взять, вырастит спасибо скажет".
>>
>> О литературе. Вы считаете правильно, что в книгах типа "Путеводитель по Черноморскому побережью Кавказа", в кратком историческом обзоре региона нет упоминания об адыгах-черкесах? Зато есть греки, генуэсцы, казаки и армяне. quoted2
> > Здесь есть вина и ваших ученых и нацкультурной элиты. Не предъявляйте претензй и счетов, а проводите грамотную пропаганду ( только не в духе - мы коренные, а все оккупанты) или пиар. Но для этого надо ж средства иметь и средства не пилить. Издавать и распространять литературу, встречаться с кубанскими историками, дискутировать, спорить, а не навязывать только свою точку зрения, как истину в последней инстанции. Но это никому в Адыгее НЕ НУЖНО, И поверь,я знаю о чем говорю..Я уже писал, что в начале 90-х гг с Краснодаром были налажены нормальные отношения, в том числе и по вопросам истории. Но благодаря Совмену и нынешним властям они скатились до точки замерзания. В крае правильно рассудили - "мы отдельные субъекты? Ну вот и не будем вмешиваться в дела друг друга". И это началось, как раз, когда стали всплывать и пропагандироваться вопросы "геноцида" и исторических претензий со стороны адыгов. Сейчас на Кубани (я имею ввиду КК и РА) нет общего экономическоно, культурного и образовательного пространства. Ибо тезис "Кубань (ну или чтоб польстить тебе - Черкесия" наш общий дом" черкесскую элиту, а самое главное, националистов не устраивает. quoted1
> Хочешь сказать, что все совхозы процветают? quoted1
В Адыгее нет ни одного совхоза.
> А насчет "баев", то я лично знаю несколько человек, которые пользуясь служебным положением, связями прихватили по десятку га и теперь кладут глаз на соседские или муниципальные земли типа, "сыну надо взять, вырастит спасибо скажет". quoted1
Речь видимо о Тахтамукайском районе. И "бай" явно коренной национальности. К кому претензии? Где связь с катастрофой 1864 года? Это ваша "национальная элита".
Не передергивай. Речь о том, что деньги на все это (пиар и т.д.) в руках не Петровых и Сидоровых, а Кумпиловых или Тхакушиновых, которым все эти проблемы до лампочки. Министерству науки и образования РА никто не мешает разработать интегрированный курс краеведения для школ республики, по примеру того же кубановедения, который бы не пропагандировал нацисключительность (как это случилось с курсом истории Адыгеи (по крайней мере до в 6-8 классах), а рассказывал об истории всего края, естесственно и об адыгской тоже. Никто не мешает издавать буклеты, справочники, путеводители и так далее. А в букинистическом магазине в Майкопе (единственном кстати месте, гед можно купить местную литературу) лежат годами пылящиеся тома национальных "литераторов", неинтересные даже их соплеменники. Запрет на издание справочной и рекламной продукции есть? Или распространение ее в крае? Нет.
>> У адыгов же священным животным (тотемом) является Ха (собака), поэтому они получили и общее название Адыга (Адэха), где Ады – «имя» на карачаево-малкарской языковой (тюркской) основе, или Адэ – «отец» также на тюркской основе, а лексема га (ха) на адыгской основе означает «собака». Таким образом, в целом этническое название Адыга, или Адэха, означает «имя Собака», «Собачье имя» или «Отец Собака», «дети Собаки». quoted2
>Тембот,я как полукровка(это Ваше клише ) И ТО обижен на это... quoted1
На дураков не стоит обижаться. И вообще, собака первый друг человека, ее приручение такое же культурное достижение как и использование огня. Есть еще такая сторона вопроса - Хьэ не только "собака", но и хьэ "ячмень" и хьэ "человек", присутствует как часть слова в тхьэмпэ "лист", Тхьэ "Дух", хьэпщхупщ , хьэп1ац1э "насекомые". Напрашивается вывод: "Хьэ" это "Жизнь". А вообще в "адыгэ"(адыхэ) отсутствует корень "хьэ", а -гэ(хэ) обозначает всего навсего множественность.
>>> У адыгов же священным животным (тотемом) является Ха (собака), поэтому они получили и общее название Адыга (Адэха), где Ады – «имя» на карачаево-малкарской языковой (тюркской) основе, или Адэ – «отец» также на тюркской основе, а лексема га (ха) на адыгской основе означает «собака». Таким образом, в целом этническое название Адыга, или Адэха, означает «имя Собака», «Собачье имя» или «Отец Собака», «дети Собаки». quoted3
>>Тембот,я как полукровка(это Ваше клише ) И ТО обижен на это... quoted2
>
> На дураков не стоит обижаться. И вообще, собака первый друг человека, ее приручение такое же культурное достижение как и использование огня. > Есть еще такая сторона вопроса - Хьэ не только "собака", но и хьэ "ячмень" и хьэ "человек", присутствует как часть слова в тхьэмпэ "лист", Тхьэ "Дух", хьэпщхупщ , хьэп1ац1э "насекомые". Напрашивается вывод: "Хьэ" это "Жизнь". > А вообще в "адыгэ"(адыхэ) отсутствует корень "хьэ", а -гэ(хэ) обозначает всего навсего множественность. quoted1
Этоты не нам расскажи, а своему другу Справедливому..
Посмотри на эти аналогии абхазских и адыгских слов. И это только малая часть из того что есть. А`къама – къамэ, А`жакΙьа – жакΙэ, А`дзыдз – быдзы, А`гуыпжъуа – губж, А`гуы – гу, А`бз – бзэ...
А если рассмотреть такую аналогию: А`дзихэ - дзихэ - зихи. При этом зихи - это греческая транскрипция. Вполне может быть, что в протоадыгоабхазском языке префикс (или как он там называется) "А" - мог быть широко применим. Затем в адыгских языках он исчез, а в абхазском остался как архаизм, в нашем понимании.
> Другое я! Сыд уикъэбар? > > Посмотри на эти аналогии абхазских и адыгских слов. И это только малая часть из того что есть. > А`къама – къамэ, А`жакΙьа – жакΙэ, А`дзыдз – быдзы, А`гуыпжъуа – губж, А`гуы – гу, А`бз – бзэ...
> > А если рассмотреть такую аналогию: А`дзихэ - дзихэ - зихи. При этом зихи - это греческая транскрипция. > Вполне может быть, что в протоадыгоабхазском языке префикс (или как он там называется) "А" - мог быть широко применим. Затем в адыгских языках он исчез, а в абхазском остался как архаизм, в нашем понимании. quoted1
>> Другое я! Сыд уикъэбар? >> >> Посмотри на эти аналогии абхазских и адыгских слов. И это только малая часть из того что есть. >> А`къама – къамэ, А`жакΙьа – жакΙэ, А`дзыдз – быдзы, А`гуыпжъуа – губж, А`гуы – гу, А`бз – бзэ...
>>
>> А если рассмотреть такую аналогию: А`дзихэ - дзихэ - зихи. При этом зихи - это греческая транскрипция. >> Вполне может быть, что в протоадыгоабхазском языке префикс (или как он там называется) "А" - мог быть широко применим. Затем в адыгских языках он исчез, а в абхазском остался как архаизм, в нашем понимании. quoted2
АДЫГЭ адыга: «адыге», «адыга», «адыг»- самоназвание адыгов, объединяемых в литературе на русском и других языках общим этнонимом «черкесы». Этноним в исторических источниках встречается со второй половины ХУ века(24, 18).
«Адыге – чиль, т. е. адыгские народы»- так абадзехи, шапсуги и натухажцы называют кабардинцев и другие родственные племена Центрального Предкавказья.
Дж. Интериано писал: «зихи, так называемые по- итальянски, по- гречески, по- латыни, но которых турки и татары зовут чиркасами и которые сами себе дают имя адыга,- живут от реки Дона по берегам Черного и Азовского морей до... Пицундской бухты».
Есть сведения, согласно которым натухайцы, шапсуги, убыхи и абадзехи «имя адехе приняли не ранее ХУI столетия, когда были на восточных берегах Азовского и Черного морей. Хе на их языке значит море; аде на арабском языке значит остров и полуостров; это же слово перешло и в тюркские наречия... Таким образом, адехе значит островитяне или жители морского полуострова».
Слабость этой концепции состоит прежде всего в том, что этимологизируется не оригинальная форма этнонима, а результат его русской адаптации.
Ш. Ногмов считал, что «настоящее родовое название нашего народа есть то, которое уцелело в поэзии и в преданиях, т. е. ант, изменившееся с течением времени в адыге или адыхе».
Такую этимологию справедливо отводит А.К. Шагиров, считая ее данью отождествления адыгов со славянами – антами.
П.К. Услар намекнул на возможность толкования этнонима на материале близкородственных языков. «Все вообще племена абхазского происхождения, – пишет Услар, – известны убыхам под коллективным именем адзыге... полагаю, что это название, худо расслышанное и худо записанное, есть azra Белля..».
Отсюда можно заключить, что убыхское «адзыге» имеет абхазский источник, и, следовательно, его первоначальный смысл можно искать в абхазском языке. Такая попытка существует. Л.Т. Лопатинский объяснил название «адыге» посредством абхазского слова адзы «вода», стало быть, адзыге – поморяне. Это же толкование приводит и А.М. Дирр.
А.К. Шагиров, считающий данное объяснение «интересным, хотя и недостаточно убедительным», приводит в пользу Лопатинского случаи соответствия в абхазо-адыгских языках звука д (адыгэ) аффрикате дз (адзыге): каб. дыд, адыгейск. дыды «шило», абх. а-дзыдз, а-дзадз и др.
Объяснение, аналогичное тому, что дал Лопатинский, находим и у К.Ф. Гана: «адыге от абх. адзы «вода»... Определив вторую часть слова как черкесский суффикс (-гъэ), выражающий отвлеченные понятия (?), Ган заключает, что термин имеет значение «водяных», приморских жителей.
Вторую часть слова другие исследователи понимали как показатель множественности -хэ, который, как говорит Н.Я. Марр, «при огласовке звучит как ге».
На изложенную версию опирается и В.А. Никонов: «адыге – предположительно из абхаз. адзы «вода»... («живущие у воды»). Полагают, добавляет Никонов, что греч. дзиху (V в. до н. э.) – испорченое адыгэ.
Последнее сопоставление (дзиху, зихи – адыгэ) принято многими кавказоведами (36).
Наконец отметим, что В.М. Иллич-Свитыч находил справедливым мнение о том, что в этнониме «зигои», «зигхои» византийских авторов отражается древнее самоназвание адыгов (адыгэ). Существуют и другие этимологии данного этнонима.