Правила форума | ЧаВо | Группы

Российский Кавказ

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница
Следующая страница →К последнему сообщению

Мухаджирство или геноцид черкесов

  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
10:14 31.01.2013
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
> – Судьба северокавказских народов целиком зависит от развития всей России.
quoted1
И дураку это понятно. Куда кошка - туда и хвост
> Никакой другой участи на Северном Кавказе не желают.
quoted1
Люди живут надеждой, а участь какое-то мрачное слово
> К примеру, за границей число адыгов в десятки раз больше, чем в нашей стране: миллионы в Турции, сотни тысяч в Сирии, Иордании и в других странах.
quoted1
Единственная фраза с которой не поспоришь.
> Но нигде диаспоры не смогли в полной мере сохранить свою национальную идентичность, они на глазах растворяются.
quoted1
Тут некорректное сравнение уровня диаспор за границей и уровня народов живущих в России (т.е. на своей Родине)
> Народы Северного Кавказа, проживающие в России, получили все необходимое для сохранения своего языка и культуры, для развития в будущем и включения в мировое сообщество на равных.
quoted1
Спасибо, хоть не запрещают язык и культуру.
Развитие идет семимильными шагами.
Пока-что мировое сообщество знает, что Сочи - это древняя земля Эллинов.
> В мире нет никакого подобного отношения к немногочисленным народам, которое мы наблюдаем в России.
quoted1
Да, сначала вырезали и выселили поголовно, а потом "Мы вам русскую культуру принесли, города вам построили (в которых сами же и живем), заводы, фабрики (сами же и развалили)".
> Напряженность создают или люди, которые вообще плохо понимают ситуацию, не знают истории и плохо представляют будущее северокавказских народов, или те, кто работает на дестабилизацию в стране.
quoted1
Видимо Путин, Тхакушинов, Журавский и т.п.
> Конечно, есть и проблемы.
quoted1
Наверное, автор все еще кандидат в Единую Россию, иначе написал бы, что проблем вообще нет.
> Но федеральному центру надо более основательно изучать особенности разных народов – незнание и приводит к непониманию.
quoted1
Особенности адыгов очень хорошо изучаются с балкона правительственного дачного комплекса "Лунная поляна" у подножья Фишта на территории Кавказского биосферного заповедника.
> Но о сохранности народов Северного Кавказа можно говорить только в союзе с Россией, в союзе с русским народом, который и предоставил возможность нам изучать свой язык и культуру.
quoted1
No comments
> Директор Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований, доктор философских наук Батырбий Берсиров.http://svpressa.ru/society/article/63307/quoted1
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
10:35 31.01.2013
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
>> Я жду когда его покинут люди, которые желают зла моей РОДИНЕ. Ну это так, мягко сказано.. Мне тут комфортно.
quoted1

Если эту ветку покинут люди о которых ты так плохо думаешь, то ветку можно смело переименовывать в "зиг хайль" или "Россия для русских"
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
13:18 31.01.2013
Tembot_k писал(а) в ответ на сообщение:
> Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
>>> Я жду когда его покинут люди, которые желают зла моей РОДИНЕ. Ну это так, мягко сказано.. Мне тут комфортно.
quoted2
>
> Если эту ветку покинут люди о которых ты так плохо думаешь, то ветку можно смело переименовывать в "зиг хайль" или "Россия для русских"
quoted1

У кого что болит, тот о том и говорит. Пока что на этой ветке наблюдается одна горская троица больная клинической русфобией под лозунгом "Кавказ - для кавказцев". Но, этого не будет никогда. Не те времена.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
13:18 31.01.2013
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
> Народы Северного Кавказа, проживающие в России, получили все необходимое для сохранения своего языка и культуры, для развития в будущем и включения в мировое сообщество на равных. В мире нет никакого подобного отношения к немногочисленным народам, которое мы наблюдаем в России.
quoted1

...по ущербу для этнокультурного развития соответствующих народов переселение вт. пол. XIX – нач. ХХ вв. можно отнести к числу невосполнимых утрат.
Даже в середине ХХ века многие населённые пункты после депортации местного населения оказались заброшенными, сельское хозяйство (особенно в горных районах) было низкопроизводительным, а то и вовсе убыточным. ...на равнине « …горцы не имели возможности покидать установленные для них места проживания, им были оставлены минимальные угодья, которые позволяли влачить жалкое существование. Аулы были расположены между казачьими станицами, поставлены под их контроль» . ...последнее обстоятельство, ведущее к раздроблению единого этнокультурного массива... "
В. Г. Шнайдер, Россия и Северный Кавказ в дореволюционный период. 2005 г.
> Директор Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований, доктор философских наук Батырбий Берсиров.http://svpressa.ru/society/article/63307/quoted1
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
14:31 31.01.2013
Межнациональный тупик
Семeн Резниченко о «черкесском проекте» и российской Адыгее


25 ноября 2012 года на «Свободной прессе» была опубликована статья Алексея Полуботы «Кровавый передел Кавказа (русских выдавливают из Адыгеи, чтобы создать Великую Черкесию)». Статья очень интересная и актуальная, вызвавшая немалый резонанс. Думается, было бы небезынтересным развить и уточнить некоторые ее положения.
Адыги (черкесы) проживают на территории республики Адыгея, в основном, в 45-ти аулах, а также в г. Майкопе, п. Энем, п. Яблоновский и п. Тлюстенхабль. Наиболее компактно они расселены в Тахтамукайском, Теучежском, Шовгеновском, Кошехабльском и Красногвардейском районах. (107048 человек, 25,2 % населения республики поданным официальной переписи 2010 года).

Необходимо иметь в виду, что современные адыгейцы мало пассионарны. По крайней мере, по сравнению с другими кавказскими этносами. Это проявляется во многом. В забвении старинных обычаев, низкой религиозности. И вопиюще низкой рождаемости. Мечети стояли пустыми. «Национальное возрождение адыгов» имевшее место в 90-е годы, сводилось в основном к пустой болтовне. И изданию массы книг. От серьезных научных работ по национальной истории и этнографии до откровенного бреда с русофобским уклоном. В целом «национальное возрождение» не оздоровило и не укрепило адыгейцев. Не перестроило их жизнь. Деградирует институт семьи, забывается национальный язык и традиции.

При этом сложилось идейное направление сторонников адыгства — адыгэ хабзэ. Или как их называют — хабзисты. Они ориентированы на этнонационализм и противостояние обоим видам глобализации. Как западной (российской), так и исламской. Хабзисты крайне разрознены и постепенно теряют влияние. Хотя их риторика широко используется властями. «У нас не исламская республика. У нас своя религия — адыгэ хабзэ» — говорит время от времени президент Адыгеи А.К. Тхакушинов. При этом официальное объединение хабзистов Адыгеи «Адыгэ Хасэ» крайне скудно финансируется. Его активисты считаются даже у многих адыгов, близких к хабзизму, городскими сумасшедшими.

Известный израильский публицист Авраам Шмулевич жалуется, что Кремль скорей пойдет на послабления ваххабитам, чем черкесским националистам (последние имеют поддержку «сильных мира сего» только на местном уровне). Это логично. Кремль заигрывает с теми, «кто сила». И не склонен церемониться со всеми остальными …

Адыги — потомки эмигрантов времен Кавказской войны, в Адыгею не вернулись. Во многом из-за серьезнейших различий в ментальности и образе жизни.

В 1998 году из автономного края Косово и Метохия, согласно постановлению правительства «О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из Автономного края Косово (Союзная Республика Югославия) в Республику Адыгея», была репатриирована группа черкесов (42 семьи (около 200 чел.), расселенная в Майкопе и новом ауле Мафэхабль (Майкопский район). Косовские адыги живут закрытой от местных общиной. Очень часто работают за пределами республики.

Да, совсем недавно начали возвращаться черкесы их Сирии. Всего на территории Адыгеи их теперь 452 человека. И может возвратиться еще больше, если в арабской стране продолжится гражданская война. Официальные власти Адыгеи активно призывают поддерживать сирийских репатриантов, помогать им, приглашать в Адыгею новых…

Но многие местные адыги отмечают, что это ну очень чужие им люди. Об исламской набожности «арабских черкесов» любят рассказывать похабные анекдоты… Ислам в Адыгее традиционно слаб.

Хотя потихоньку начинает развиваться и салафизм. Имел место ваххабитский эксцесс с неким Аскером Сетовым. У боевика, прошедшего подготовку в Дагестане сдали нервы во время досмотра на Яблоновском мосту (выезд из Краснодара). Он открыл огонь из пистолета Стечкина. Один из сотрудников ГИББД был убит. Боевика быстро задержали. После чего он активно сотрудничал со следствием. И получил двадцать пять лет вместо пожизненного.

Однако у славян Адыгеи (преимущественно русских) дела обстоит еще хуже. Хотя их — большинство (63,6 % по официальной переписи 2010 года. Существуют и «менее официальные» данные. Что, с учетом зарегистрированных в Адыгее, но постоянно живущих в других регионах русских в республике осталось всего 52 % населения. Есть и компромиссная цифра — где-то 58 %).

У адыгейцев, несмотря на весь упадок культуры и традиций, сохраняется система национальной самоорганизации. Сохраняются кровно — родственные и территориальные коллективы выживания. А также достаточно развитое национальное самосознание и этническая солидарность.

У русских всего этого уже давно нет. Поэтому более многочисленные русские не могут конкурировать с адыгейцами на политическом поле республики. Когда в местном парламенте был отменен принцип этнической пропорциональности (признана антиконституционным), то доля русских в законодательном органе резко упала. Адыгейское меньшинство заняло большинство депутатских мест. Всего 30 мест (55%). А русские — всего 20 (37%). (Сравним соотношение численности населения). За русскими традиционно была закреплена должность спикера Госсовета республики. Совсем недавно эту традицию попытались сломать адыги — единороссы. Они выдвинули своего кандидата — Магомеда Ашева. Поэтому очередного русского спикера Владимира Нарожного избрали с трудом, с третьей попытки. Хотя на словах все были только «за». Но голосование, как известно, тайное…

В прилегающем к Краснодару поселке Яблоновском адыгов весьма мало. Но за ними зарезервированы даже не слишком престижные и высокооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере. А других мест работы в поселке почти и нет…

А пытаются ли русские бороться за свои права?

Русская национальная организация «Союз славян Адыгеи» проявляла в свое время значительную активность. Известный кавказовед А. Цуциев назвал ее единственной самостоятельной и дееспособной русской организацией в северокавказский республиках. Однако «Союз славян Адыгеи» последовательно преследовался и подавлялся. Постоянным репрессиям подвергался его лидер Владимир Каратаев. Большую роль в жизни славянских активистов Адыгеи играла и Надежда Коновалова, человек с более официальным статусом и стилем работы. Эти два деятеля внесли наибольший вклад в развитие славянского движения в республики.

Однако для движения были характерны некоторые фундаментальные ошибки. Во-первых, определенное сектантство. Неумение находить общий язык с другими русскими объединениями и активистами. Особенно из других регионов (Что вообще характерно, к сожалению, для русского движения в целом).

Во-вторых, старые рутинные методы типа «писем царю — батюшке», упований на «федеральный центр», для которого славянские активисты Адыгеи просто не существуют. Потому, что «не достаточно сила». И вообще, в республике не стреляют. И дружно голосуют за «Единую Россию». Чего еще «федеральному центру» надо-то? Зачем ему за славян вступаться, петиции всякие читать?

Другое дело, если бы славяне Адыгеи обзавелись массой активных союзников в других регионах, в среде национально мыслящих русских Москвы и Санкт-Петербурга. И смогли бы организовать всероссийские акции в свою поддержку (наподобие акции «Хватит кормить Кавказ!»). Возможно, последовали бы более жесткие репрессии. Но в любом случае были бы приняты меры в поддержку русских Адыгеи. И «рядового» населения республики в целом. И на московском и на местном уровне.

Русские оказались крайне чувствительны к развалу советской системы хозяйствования. К закрытию заводов, уничтожению колхозов. Прогрессирующая безработица также гонит русских за пределы республики.

Адыги же наладили систему выращивания и продажу сельхозпродукции. Сочетающую индивидуальное хозяйствование на больших приусадебных участках с кооперацией по родственному и земляческому принципу. Адыги не отдают продукцию в руки перекупщиков. Но сами организовывают ее сбыт. В том числе в весьма отдаленных от Кубани регионах. Широко известен адыгейский помидорный бизнес.

Почти в каждом адыгейском роде есть важный чиновник или силовик. Очень большое количество адыгов занимают большие должности не только в Адыгеи, но и в Краснодарском крае. Назовем хотя бы покойного Мурата Ахеджака и Джамбулата Хатуова. Уровнем пониже — глава Северского района Краснодарского края Адам Джарим. И это не только значимые чиновники аппарата краевого или местного самоуправления, МВД. Это и многочисленные высокопоставленные и известные представители кубанской профессуры, журналисты, бизнесмены. Образ жизни очень многих высокопоставленных и / или образованных адыгейцев крайне европеизирован. У молодежи — откровенно гламурен. Что не лучшим образом сказывается на сохранении традиций…

Иногда у кубанцев, не бывающих в Адыгее, возникает впечатление, что среди адыгейцев «простых работяг»-то и нет. Хотя это далеко не так.

В том же Краснодаре, непосредственно граничащем с Адыгеей, есть и проблемы в молодежной среде. «Горячие адыгейские парни» ездят тянуться в Краснодар. То побили кого-то, то ограбили, то грубо приставали. То им за что-то местные наваляли.

Но это, конечно, не вайнахи, дагестанцы и карачаевцы в Кавминводах. Нет ни такого беспредела, ни такой безнаказанности.

«Молодые, спортивные и крепкие» адыгские и русские националисты в Краснодаре иногда дружат. И те, и другие считаются «местными». Не то что «понаехавшие». Есть общие интересы: здоровый образ жизни, боевые единоборства, оружие, хотя бы декларативное уважение к старине, традициям. Вот и обсуждают «в своем кругу» новости спорта, известных бойцов и тренеров, лучшие модели ножей и травматов.

Конечно, не все далеко безоблачно. Нередко случаются и «разборки». Но у них больше шансов закончиться сравнительно безболезненно. Чем если бы на месте адыгов были «приезжие»…

Адыги не развиваются, не расширяют свое жизненно пространство. Это не растущий этнос вроде вайнахов или дагестанцев. Адыги находятся в ситуации медленного и постепенного упадка ( в отличии от бурного у русских). Они вполне способны держать в подчинении утративших национальную самоорганизацию русских Адыгеи. Отбирать у них лакомые кусочки.

Но адыги не могут занять территориальную и хозяйственную нишу, которая остается от вымирающих и покидающих Северный Кавказ русских. На место русских приходят пассионарные, растущие этносы. Такие, как курды в Адыгее, чеченцы и турки-месхетинцы в Кабардино- Балкарии. (Существует легенда о словах, приписываемых президенту Кабардино — Балкарии Арсену Канокову: «Вот мы выгнали русских. А на их место идут сорные народы»).

Курды Адыгеи компактно живут в селах Белое, Преображенское, Садовое, Еленовское, Красногвардейское, аул Бжедугхабль (Красногвардейский район). По официальным данным переписи 2002 года в Красногвардейском районе их было 3261 человек (10,3% населения). Больше всего их на момент переписи было в селе Белое — 801 человек (26,1% населения). При этом надо учитывать, что численность курдов за прошедшее десятилетие резко выросла. Как за счёт миграции, так и демографического роста. К тому же многие курды проживали ( и проживают) в районе без регистрации. И переписью учтены не были.

Курды стремительно осваивают эту территорию. Населенные пункты, еще недавно бывшие в основном русскими, уже стали курдскими. Курды сплоченны и очень многодетны. Они наладили систему производства и сбыта сельхозпродуктов, сходную с описанной выше адыгейской. К тому же они весьма преуспевают в различных сферах «теневого бизнеса».

Курды резко противопоставляют себя всем народам Адыгеи. И русским, и адыгейцам, и армянам. Особенно часты конфликты с адыгами, которые считают себя хозяевами республики. И пытаются показать это курдам. Без особого впрочем, результата. Многие курды игнорируют как нечто несущественное и Республику Адыгея, и Россию. И считают себя гражданами виртуального Курдистана. Не забывая при этом пользоваться благами, полагающимися россиянам.

У адыгейских курдов есть обычай праздновать свадьбу перед двором на проезжей части. Дорогу они при этом перегораживают. Если кто-то пытается оспорить их право на это, могут ответить выстрелами…

У классика современной адыгской литературы И.Ш. Машбаша есть роман «Жернова». И современные адыги действительно попали между двух жерновов. Глобализации западной и глобализации исламской. Первая больше представлена в республике Адыгея, вторая — в Кабардино-Балкарии.

Несмотря на то, что в последней воинствующий адыгский шовинизм порой выливается в омерзительные насильственные акты. Например, массовые избиения русских и балкарцев. В июне 2010 года в городе Майском военнослужащий — контрактник Асланбек Дошоков попытался изнасиловать тринадцатилетнюю девочку. На помощь ей пришла мать. Тогда Дошоков избил обоих, с возмущением выговаривая матери и дочери за недостаточное почтение к адыгству. Никакого наказания он не понес. (Конечно, необходимо признать, что многим кабардинским хабзистам криминальное поведение отнюдь не свойственно. Зачастую это интеллигентные и мирные люди, профессиональные ученые).

Вообще необходимо иметь в виду, что современные адыги очень и очень разные. По своей идейно-культурной ориентации. Конечно, не столь разные, как русские. Но гораздо менее монолитные, чем представители народов-мигрантов. Которые отвоевывают жизненное пространство. В том числе и у адыгов.

Но престиж «адыгства» в Кабардино — Балкарии подорван политикой республиканских властей. Которые жестоко грабят своих соотечественников — кабардинцев (особенно этим отличаются правоохранительные органы). Большая часть «народа господ» с трудом сводит концы с концами и лишена каких-либо возможностей для самореализации на родине. Формальное «адыгство» и национализм просто-напросто почти никому ничего не даёт.

Молодежь, особенно малообразованная и сельская, массовым потоком идет в ваххабиты. Очень многим только участие в бандподполье дает возможность чувствовать себя человеком: иметь социальный престиж, нормальный доход, ощущать реальную поддержку со стороны других людей.

При этом жители столицы республики — Нальчика пытаются сопротивляться исламизации. Например, предложение ввести в качестве школьного предмета изучение основ ислама вызвало едва ли не поголовное неприятие родителей.

Часть адыгов, опираясь на древние традиции и национализм, еще пытается сопротивляться. Другие уже сдались и помогают перемалывать соотечественников. Как, например, кабардинские вахаббиты и гламурные представители кубано-адыгейской элиты.

Процесс идет постепенно. Но, с исторической точки зрения, стремительно. И пока ничто не может его остановить. Известный кабардинский этнолог и идеолог национального возрождения С.Х. Мафедзев не даром писал о неспособности адыгов, начиная с XX века, быть активным субъектом исторического процесса…

Пресловутый проект «Великой Черкесии» может реализоваться только при крайне искусственных, тепличных условиях. При ликвидации России как таковой и мощнейшем давлении действительно сильных государств и международных структур в пользу этого проекта. И то, «Великая Черкесия» может существовать только «под колпаком» этих структур. Которые будут мешать черкесам эту самую Черкесию развалить. Ведь согласовать интересы кабардинцев, адыгейцев, сирийских мухаджиров, турецких мухаджиров, всевозможных сторонников идейных и клановых течений будет практически невозможно.

Уровень продавливания «черкесского проекта» со стороны Турции, Израиля, США не характеризует этот проект как приоритетный.

Нельзя забывать о куда более мощном исламском факторе.

Даже если произойдет массовое переселение сирийских (и прочих других) черкесов. Это будет экспансия уже совершенно другого народа. По своей сути — арабо-исламского. И тогда западная глобализация кубанских адыгов просто-напросто смениться исламской. В Кабарде тоже подскочит исламизм. Что будет сопровождаться подавлением местных адыгов и откровенным террором против славян.

http://svpressa.ru/blogs/article/63733/
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
14:42 31.01.2013
Tembot_k писал(а) в ответ на сообщение:

>Даже в середине ХХ века многие населённые пункты после депортации местного населения оказались заброшенными, сельское хозяйство (особенно в горных районах) было низкопроизводительным, а то и вовсе убыточным. ...

Другой, на мой взгляд, субъективной причиной уничтожения черкесской сельскохозяйственной культуры было то, что на место адыгов пришли именно казаки. Как мы знаем, «Кубанские казаки пренебрегли опытом адыгов в садоводстве… и практически не использовали его».[5]

Казачество никогда не являлось наиболее эффективным сословием с экономической точки зрения и оно не может быть таковым по определению. Если мы говорим о новых территориях, то его задачей был симбиоз войны с освоением, причем если совмещать войну с освоением оно могло еще хорошо, то вот делать упор на освоении параллельно с войной настолько хорошо у него уже не получалось по вполне понятным обстоятельствам.

Казак приходил в новые места, где население зачастую, а то и всегда было настроено к нему враждебно. Большую часть жизни он воевал, а значит отсутствовал дома, но его семья, находясь в опасном окружении, на незнакомой для себя, необжитой территории должна была тянуться и выстраивать жилье и быт, вгрызаясь зубами в новую, неприветливую и неизвестную землю.

На этапе освоения новых земель, казачество, без сомнения, давало большую фору крестьянству, но затем, когда все упорядочивалось и земли, еще вчера бывшие новыми, прочно входили в сферу российского владычества, чиновники и интеллигенция начинали сравнивать экономическую выгоду – налоги и подати, которые давал никогда не служивший и не воевавший мужик с постоянно служащим и почти совсем освобожденным от налогов казаком. Конечно же, в таком случае первый почти всегда получался для казны более выгоден, что зачастую приводило к дискуссиям на тему о необходимости расказачивания целых регионов.

Если представить, что в отрыве от исторической и военной ситуации, первым в Черкесию пришел русский крестьянин-мужик, то, думаю, что практическая жилка и тяга к использованию в хозяйстве всего полезного привела бы к наилучшему сохранению наследия тех адыгов. Но в реальной жизни это было невозможно потому что, как показывает история, до прихода казака мужик мог появиться в Черкесии лишь на аркане пленника и именно поэтому казак пришел первым.

Он мало заботился о сохранности остатков адыгской земледельческой культуры, вряд ли видел как их применить и вряд ли стремился к этому. Он пришел с уже сложившейся концепцией устройства сельского хозяйства и почти все из того, что он видел в Черкесии шло с ней в разрез и во многом поэтому он с ней мало считался. Естественно, с высоты опыта сегодняшнего дня мы видим, что это было неправильно, т.к. та сельскохозяйственная культура, носителем которой он являлся, была в основном культурой степи и далеко не во всем подходила к условиям горного и приморского ландшафта Кавказа. Вот, что пишет известный дореволюционный историк Кубанского казачества В.А. Щербина: «Помимо неблагоприятных климатических особенностей закубанский поселенец встретил совершенно иные, чем он знал до этого времени, почвенные и вообще физические условия, в значительной степени неблагоприятно отразившиеся на его хозяйственно-экономическом положении»[6]. Потребовалось около 50 лет пока произошла акклиматизация, привыкание, встраивание казачества в эти природные и общественные рамки и вообще то, что мы называем «трансформация казачества из степного в кавказское».

Когда это становится понятным, то сразу видится то, что люди, пишущие о том, что черкесская сельскохозяйственная культура была гораздо более продвинутой чем казачья, сравнивают несравнимые понятия – наивысшую стадию развития узко специализированной и адаптированной к местным условиям черкесской культуры, к которой адыги шли много веков и совершенно новой системы хозяйствования, буквально только что пришедшей из иного региона с несовпадающими условиями.
http://kon-budenogo.livejournal.com/
>на равнине « …горцы не имели возможности покидать установленные для них места проживания, им были оставлены минимальные угодья, которые позволяли влачить жалкое существование. Аулы были расположены между казачьими станицами, поставлены под их контроль» . ...последнее обстоятельство, ведущее к раздроблению единого этнокультурного массива... "
> В. Г. Шнайдер, Россия и Северный Кавказ в дореволюционный период. 2005 г.
quoted1

"Единого этнокультурного массива" не существовало у черкесов и до Кавказской войны. Была группа племён-зародышей нескольких народов (убыхов, шапсуго-натухайцев, абадзехов, темиргоевцев с подвластными им мелкими народностями мамхеговцев, егерухайцев, адамийцев, хатукайцев, и стоящих до поры до времени бжедугов) и бесленеевцев. И только война и связанные с ней этнодемографические процессы стали катализатором консолидации племен СЗК в народность (до конца 19 века, сами черкесы в русских переписях четко разделяли себя по племенам). Кабарда развивалась всегда обособленно от западных черкесов, как бы не хотелось певцам "Единой Черкессии" доказать обратное. Да и сейчас большинство кабардинцев не стермится слиться в экстазе единства нации со своими западными братьями, искренне гордясь именно "кабардинским прошлым", и только потом вспоминая о общем просихождении ("Си адыгъэ")...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
09:00 01.02.2013
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
>
> "Единого этнокультурного массива" не существовало у черкесов и до Кавказской войны. Была группа племён-зародышей нескольких народов
quoted1

Нет ничего лучше, для того чтоб подчеркнуть свое национальное превосходство, как называть другие народы ПЛЕМЕНАМИ, подменяя этническую составляющую социальной.
Что интересно, к народам добровольно (с облизыванием сапог) присоединившимся к РИ или бывшим христианами, термин племена практически не применялся. Например, по отношению к Грузии, чаще употреблялось народы или народности (сваны, аджарцы, мегрелы, картвелы и т.п.).
Хотя культурно-социальный уровень тех же сванов или мегрелов мало чем отличался от общекавказского.
А "племена-зародыши" - это, что-то новенькое. От них избавиться, сделать аборт, также просто как сжечь муравейник. И не жалко совсем, они же недочеловеки.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
13:06 01.02.2013
Tembot_k писал(а) в ответ на сообщение:
> Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
>>
>> "Единого этнокультурного массива" не существовало у черкесов и до Кавказской войны. Была группа племён-зародышей нескольких народов
quoted2
>
> Нет ничего лучше, для того чтоб подчеркнуть свое национальное превосходство, как называть другие народы ПЛЕМЕНАМИ, подменяя этническую составляющую социальной.
quoted1
Если у тебя какие-то комплексы, то это твои проблемы, если ты видишь везде "национальной превосходство". Термин "племена" употребляем по отношению к черкесам в российской историографии давно, и лишь отражает их уровень социальных отношений в то время, которые были недалеки от родо-племенных. Ибо "народность" все-таки более консолидированная этническая общность, чем черкесские пл..., прошу прощения - "народности" 18-19 века. Поройся в этнологии - может не будешь так остро реагировать.
> Что интересно, к народам добровольно (с облизыванием сапог) присоединившимся к РИ или бывшим христианами , термин племена практически не применялся. Например, по отношению к Грузии, чаще употреблялось народы или народности (сваны, аджарцы, мегрелы, картвелы и т.п.).
quoted1
Значит, народы, добровольно присоединившиеся - это облизывающие сапог?? Ну-ну.. А кто такие "бывшие христиане" вообще непонятно..
> А "племена-зародыши" - это, что-то новенькое. От них избавиться, сделать аборт, также просто как сжечь муравейник. И не жалко совсем, они же недочеловеки.
quoted1

Комплекс САМОМАЗОХИЗМА? Что ты делаешь далеко идущие выводы? Не ищи черную кошку в темной комнате.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
13:09 01.02.2013
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
>
> "Единого этнокультурного массива" не существовало у черкесов и до Кавказской войны.
quoted1

Олекса! Где ты учился на историка? наверное в Майкопе?
Не даром майкопские дипломы не котируются в Краснодаре.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
13:19 01.02.2013
Tembot_k писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения
>
> Олекса! Где ты учился на историка? наверное в Майкопе?
> Не даром майкопские дипломы не котируются в Краснодаре.
quoted1

Увы, и ах...Что ж такого невысоко отзываешься о "кузнице национальных кадров", где что ни "звезда науки" и сплошь с "правильной адыгейской фамилией"??
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
13:26 01.02.2013
В Майкопе "теория золотого века Черкесии до прихода северных варваров" как раз в почете, и априори не оспариваема. И еще. Мнение Слав-Ко обо мне может отличаться от реальности. Так что не обольщайся и не ищи поводов для шпилек по этому поводу. Ну а то, что этническое развитие черкесов до 19 века шло сложным и отличающимся от других этносов Кавказа путём, это только для тебя открытие? Что деление на "Братства", "сопряжничества" и другие фратрии, высшей из которой была "народность" (специально для тебя) тоже относятся к элементам периода родовой демократии, тоже новость? Почитай умнейшего этнографа В.К.Гарданова на эту тему. Многое откроешь для себя. В том, что развитие феодализма у черкесов затормозилось где-то в 17 веке, это не хорошо и не плохо. Так сложилось. Почему - другой вопрос. Ну может быть плохо для самих черкесов.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Slav&Co
AskAsk


Сообщений: 1459
13:56 01.02.2013
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
> Косовские адыги живут закрытой от местных общиной.
quoted1
Так и есть.От меня в 10-ти км .Мафэхабль.Очень культурные,воспитанные(Тембот,ОНИ-не в пример нашим из Мамунхабля!),НО И ОЧЕНЬ ЗАМКНУТЫЕ ЛЮДИ.Нигде не бегают и не жалуются на власти и на жизнь ,И НА ПРИТЕСНЕНИЯ,КСТАТИ....
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
14:17 01.02.2013
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
> В Майкопе "теория золотого века Черкесии до прихода северных варваров" как раз в почете, и априори не оспариваема. И еще. Мнение Слав-Ко обо мне может отличаться от реальности. Так что не обольщайся и не ищи поводов для шпилек по этому поводу. Ну а то, что этническое развитие черкесов до 19 века шло сложным и отличающимся от других этносов Кавказа путём, это только для тебя открытие? Что деление на "Братства", "сопряжничества" и другие фратрии, высшей из которой была "народность" (специально для тебя) тоже относятся к элементам периода родовой демократии, тоже новость? Почитай умнейшего этнографа В.К.Гарданова на эту тему. Многое откроешь для себя. В том, что развитие феодализма у черкесов затормозилось где-то в 17 веке, это не хорошо и не плохо. Так сложилось. Почему - другой вопрос. Ну может быть плохо для самих черкесов.
quoted1

Ты путаешь (может, намеренно) политическое единство с этно-культурным. Это совершенно разные понятия.


Несомненно, что в конце XVIII – первой половине XIX в. имело место значительное единство адыгского этноса. Не было существенных этнических различий между бжедугами и другими адыгскими субэтническими группами – темиргоевцами, егерухаевцами, шапсугами и другими. Обычаи, нравы, костюм, кухня, язык (за исключением небольших диалектных различий) были у всех адыгов одинаковы. Но существовало некое своеобразие каждой субэтнической группы, как своеобразен, индивидуален каждый человек. У различных субэтносов были определенные особенности социальных отношений и политической организации общества.
Н. Х.Женетль
Бжедуги в конце XVIII – первой половине XIX в.: социально-экономические отношения
и политическое развитие.

Твой коллега "ученный", наверное, для тебя менее авторитетен чем Епифанцев?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
14:37 01.02.2013
Tembot_k писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
> Несомненно, что в конце XVIII – первой половине XIX в. имело место значительное единство адыгского этноса. Не было существенных этнических различий между бжедугами и другими адыгскими субэтническими группами – темиргоевцами, егерухаевцами, шапсугами и другими. Обычаи, нравы, костюм, кухня, язык (за исключением небольших диалектных различий) были у всех адыгов одинаковы. Но существовало некое своеобразие каждой субэтнической группы, как своеобразен, индивидуален каждый человек. У различных субэтносов были определенные особенности социальных отношений и политической организации общества.
> Н. Х.Женетль
quoted1
Сей опус я читал. Я тебе толкую о том, чего не было - не было "единой черкесской нации", а ты мне о том, что могло быть. Да, для которой нужно единство ПОЛИТИЧЕСКОЕ в том числе. Увы, но таковы общие концепции развития общества, хоть у черкесов, хоть у русских 15 века, хоть у племен банту в Африке. Разговор о мифическом черкесском Эльдорадо - единой нации, единой стране и ее "золдотым веком" до прихода русских. И если я писал о .. народнстях - зародышах будущих адыгских родственных народов, то только потому чтобы показать, что только война ускорила процесс национальной консолидации, так и не завершив его. И кто знает, сколько адыго-абхазских народов было бы сегодня? Три? Четыре? Причем без "козней большевиков", а естесственным путем.
> Твой коллега "ученный", наверное, для тебя менее авторитетен чем Епифанцев?
quoted1
Ох,бедный Андрей.. Наверно скоро его именем будут пугать черкесских детишек в аулах, как 200 лет пугали именами Ермолова, Вельяминова или Засса...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
14:07 15.02.2013
Авраам Шмулевич
Великая Черкессия: провокация и мечта
"Черкесия должна быть территориально воссоздана в своих границах, и альтернативы этому я не вижу"

В последние годы в СМИ и в работах некоторых публицистов, политологов и кавказоведов в штатском, большей частью русских или балкарцев по национальности, звучит утверждение о существовании "проекта Великая Черкессия" – создание некоего черкесского образования на Кавказе, угрожающего территориальной целостности России. При этом в работах, написанных самими черкесами, это словосочетание никогда не употребляется. "Великая Черкесия" - такого понятия вообще нет в черкесском языке, на черкесский эти слова даже нельзя перевести адекватно.

«Великая Черкесия» - является ли она примером «дыма без огня», или же какой-то «огонь» в ней все же кроется? Что стоит за этими словами и имеют ли они какое-то отношение к реальности? Что такое «Великая Черкессия» - изобретение чересоведов в штатском, провокация злонамеренных и недобросовестных пропагандистов? Или же это реально существующая идея, политическая программа, которую воплощают в жизнь черкесские национальные организации или даже, кто знает, официальное руководство черкесских республик? Что думают на эту тему сами черкесы? Для ответа на этот вопрос я решил обратиться к ним самим – на вопросы отвечают черкесский историк и черкесский общественник.

Профессиональный историк Альмир Абрегов, из г. Майкоп, респ. Адыгея. С 1976 по 1988 годы был ученым секретарем Абхазского государственного музея. 19 лет после возвращения из Абхазии работал директором Национального музея Республики Адыгея.

Альмир Абрегов – Ни как историку, ни как читателю исторической литературы мне не приходилось сталкиваться с таким словосочетанием как "Великая Черкессия". Вообще, надо сказать, что тема "Великой Черкессии" стала популярной у авторов, которые лезут из кожи вон, чтобы найти какой-то главный компромат, на который, по мнению и желанию этих изобретателей, российская власть обязательно должна обратить внимание, чтобы в удобный момент "точечно" обрушить репрессии на общественных деятелей, лидеров черкесских организаций. Это вожделенная мечта "политологов" разных мастей, "научных" сотрудников разных институтов "стратегических исследований", продукция которых, по стилю изложения и рекомендациям, не напоминает труды академических институтов Российской Академии наук (бывшей Академии Наук СССР), посвященных истории и этнографии адыгов (черкесов). Ни один из этих "исследователей", сделавших "Великую Черкессию" своей фишкой, не может назвать ни один документ, манифест, воззвание, призывы, обращение к адыгам, в которых говорилось о создании "Великой Черкессии". Не могут найти, потому, что такого документа нет в природе. Это фабрикация, вытащенная из запыленных архивов НКВД времен репрессий, направленных в 30-х гг. против ученых, мыслителей, историков, философов, историков, лингвистов, партийных руководителей.

Чтобы не быть голословным, я хотел бы рассказать, как в моих руках оказался документ, в котором упоминалось это название и не в кавычках - Великая Черкессия. – Как известно, документы по репрессированным лицам в 30-х годах были засекречены, и только в в нулевых годах появился к ним доступ. Так уж случилось, что некоторые из подобной документации попали в Абхазский государственный музей, где я работал в то время ученым секретарем. Как и когда эти бумаги попали в архив музея и сколько лет они хранились там, мне неизвестно. Я работал в Абхазском музее и, изучая некоторые документы о репрессиях 30-х годов, нашел, среди пожелтевших от времени бумаг, обвинительное заключение по делу т.н. "группы Ладария". Владимир Ладария с 1930 по январь 1936 был 1-й секретарём Абхазского областного комитета КП(б) Грузии, арестован и расстрелян в 1937. Обвинение, предъявленное Ладария и другим, показалось мне очень странным и, увидев в нем впервые в своей жизни это словосочетание Великая Черкессия, мне стало не по себе. Ладария и его товарищи обвинялись в том, что они ставили своей целью создание буржуазно-националистической повстанческой организации для создания Великой Черкессии, которая по плану организаторов должна была выйти из состава СССР и войти в состав Турции. У меня сразу возник вопрос, почему, вдруг, абхазам понадобилось создавать Великую Черкесию, а не, скажем, Великую Абхазию. Со временем, ознакомившись с документами в Адыгее, партийно-советское руководство которой полностью было физически ликвидировано, обнаружил ту же формулировку "создание буржуазно-националистической повстанческой организации" и там фигурировала опять эта таинственная страна - "Великая Черкессия". Стало очевидным, что, примененные к "группе Ладария", формулировки были стандартными, и следователи НКВД, выявляя "врагов народа", не желали утруждать себя какими-то заботами о том, чтобы составлять обвинительные заключения хотя бы в измененном виде. И когда в наше время, стараниями "политологов", "ученых" полусекретных институтов, ангажированных журналистов и ультра-патриотов вновь на политическом горизонте замаячил фантом "Великой Черкессии", о существовании которой сами черкесы даже не подозревали, можно догадаться из какой преисподней его извлекли и для каких целей. Мне кажется, что настало время, чтобы лидеры адыгских (черкесских) организаций проявили интерес и выявили, когда, кем и где было положено начало возобновлению этой старой, настолько ложной, насколько и страшной идеи, залившей кровью историю народов Кавказа.

Дело в том, что снова фабрикуется дело против адыгской элиты на новом витке истории. Я считаю, что адыги должны знать об этом.

Вопрос о "Великой Черкессии" был, насколько память не изменяет мне, поднят лидерами Союза Славян Адыгеи, предприняли неимоверные усилия, чтобы помешать процессу выхода Адыгеи из состава Краснодарского края и преобразования ее в республику. О том, кто мог подбросить им эту идею, можно только догадываться. По всей видимости, те, кто владел информацией о тех процессах в 30-х годах.

Авраам Шмулевич – Вы сами писали "Мне не может не нравиться идея - Черкессия". Историческая Черкессия включала в себя территории, которые сегодня (кроме территорий трех черкесских республик) находятся в составе Дагестана, Осетии, Чечни, Ингушетии и РФ. Возникает вопрос: если произойдёт объединение тех черкесских субъектов Федерации, или если произойдут какие-то изменения в структуре власти на Кавказе - не потребуют ли черкесы возвращения этих территорий? Ведь историческая память о том, что Черкессия когда-то была много более обширной - жива.

Альмир Абрегов – Я думаю, что было бы неразумным предъявлять какие-либо территориальные претензии к республикам Северного Кавказа, это означало бы войну всех со всеми. Думаю, что можно ставить вопрос о репатриации адыгов на места их былого проживания на Западном Кавказе. Отсюда, главным образом, ушло главное черкесское народонаселение, и было бы справедливым актом его возвращение на эту территорию.

Авраам Шмулевич – То есть и на территорию современных Сочи, Моздока, Кубани?

Альмир Абрегов – Какими бы фантастичными не казались мои размышления по поводу репатриации, но шапсуги, абадзехи, убыхи неплохо знают этническую карту Западного Кавказа, и где историческая родина каждого субэтноса. Считать, что сюда могут приехать и поселиться представители многих этнических групп, за исключением адыгов, по-моему, было бы высшей мерой несправедливости.

Авраам Шмулевич – То есть, можно ли сказать, что недоброжелательно настроенные внешние наблюдатели называют как идея «Великой Черкесии» – это мечта о восстановлении былого исторического пространства адыгов, и что она живет в сердцах черкесов как память о прошлом, но не рассматривается черкесскими активистами ка актуальная политическая задача обозримого будущего?

Альмир Абрегов – С этим можно согласиться с одной поправкой. На этнической и политической карте мира на Западном Кавказе была страна Черкессия. Так она называлась, без приставки "Великая", поскольку именно на нее указывают постоянно наши недоброжелатели, подозревая черкесов в том, что они вынашивают планы по развалу России. Идея восстановления былого историко-культурного пространства адыгов безусловно живет в сердцах адыгов. И я думаю, ее актуализация должна стать, а может быть уже стала, задачей черкесских активистов. По крайней мере, она, на наших глазах, овладевает умами все большего числа черкесов во всем мире, и это является залогом того, что это произойдет.

Черкесский общественник Аслан Бешто, бывший председатель черкесской организации «Адыге Хаса» в Абхазии, ныне живет в Нальчике.

Аслан Бешто – «Проект "Великая Черкесия"», о существовании которой сами черкесы даже не подозревали, - можно догадаться из какой преисподней его извлекли и для каких целей. Сами черкесы не то что не догадываются о нём – в черкесском языке нет даже такого словесного оборота.

В начале 90-х этот термин взял на вооружение выходец из Сирии Мухамед Будай, с трудом говорящий по русски, но тем не менее выдающий на гора многостраничные труды, в которых во всех бедах своего карачаевского народа он видит черкесов.

Если же абстрагироваться от натянутости термина и его предвзятости, то Черкесия должна быть территориально воссоздана в своих границах, и альтернативы этому я не вижу. В связи с этим, наверное, можно утверждать следующее: территориальная реабилитация Черкесии является частью общего черкесского вопроса. Можно сказать, что первая фаза решения вопроса преодолена, несмотря ни на что – это признание геноцида. Не Грузией – хотя мы все ей благодарны за этот шаг. Геноцид черкесского народа признан, прежде всего, самим черкесским народом. Это самое главное. Нет ни одного человека среди черкесов, кто не осведомлён о произошедшем геноциде, и нет никого, кто в частных беседах не соглашается с термином случившейся трагедии.

Возвращаясь к территориальной реабилитации: понятно, что это трудный вопрос. Но не нерешаемый. В качестве примера приведу историю своего рода. Мой род проживал на территории, переданной Россией ингушам – нынешний Малгобекский р-н. Там у моей фамилии было одно село и два хутора. Часть фамилии ушла в глубь Кабарды, а часть осталась, где и жила. Постепенно люди ассимилировались, и стали ингушами – их немало сейчас там. И как здесь быть? Наверное, здесь уже следует решать народной дипломатией, поскольку часть наследников всё же осталась на своей земле, и в первую очередь нужно спрашивать их – оставшихся на своей земле и пожертвовавших ради этого своей идентичностью...

Потом, никто из черкесов не утверждает, что Черкесия должна быть моноэтничной. Мы претендуем на эти территории как на часть своего жизненного пространства, и никоим образом не говорим, что люди, ныне проживающие на этих территориях, должны быть в чём то ущемлены. Я думаю, как когда-то на территории Черкесии находили место и убежище представители любых национальностей – так будет и в будущем.

Авраам Шмулевич – Ты говоришь: "Черкессия в своих границах". Каковы эти границы?

Асла Бешто – Границы 1763 года – на момент начала Русско-Кавказской войны.

http://www.apn.ru/publications/article28417.htm...
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Сирия

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Мухаджирство или геноцид черкесов. И дураку это понятно. Куда кошка - туда и хвост Люди живут надеждой, а участь какое-то мрачное ...
    Muhajirun or Circassian genocide. >-The fate of the North Caucasian peoples depends entirely on the development of the whole ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия