Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Великая Северная экспедиция

  Levenguk
SergeiB65


Сообщений: 16826
06:27 07.03.2016
Южный отряд Шпанберга 1738—1742 г.г.

Согласно распоряжениям Сената и Адмиралтейств-коллегии для отыскания морских путей в Америку и Японию были снаряжены два морских отряда. Южному морскому отряду Великой Северной экспедиции предписывалось, построив в Охотске или на Камчатке три судна, плыть „ради обсервации и изыскания пути до Японии” и попутно обследовать Курильские острова. Достигнув Японии, отряд должен был ознакомиться с ее политическим строем, обследовать порты и по возможности установить мирные торговые отношения с ее жителями. Возглавил отряд помощник Беринга капитан Мартын Шпанберг.



М.Шпанберг

В 1735 г. Шпанберг прибыл в Охотск, где под его наблюдением были построены два судна для „японского отряда” — бригантина „Архангел Михаил” и дубель-шлюпка „Надежда”. К концу 1737 г. подготовка судов была полностью завершена, однако не удалось закончить подвозку путевого провианта и морского снабжения. Отправку экспедиции отложили до весны 1738 г.



Бригантина русского типа "Архангел Михаил".
Построен в Охотске в 1735-1737 гг. Рогачевым и Кузьминым для нужд II-й Камчатской экспедиции под руководством В.И.Беринга.
Длина по палубе 59 футов, ширина без досок обшивки 14 футов, глубина трюма 6 футов, осадка с грузом - 5,5 фута.





Дубель - шлюп "Надежда".
Построена в Охотске в 1736г.
Длина 24,5м. ширина 6м. глубина трюма 1,8м. Трехмачтовая.
Могла нести и прямые паруса и гафельные.
Использовалась при подготовке Второй Камчатской экспедиции.
Потерпела крушение у Курильских островов в 1753г.


18 июня 1738 г. суда экспедиции покинули устье Охоты и вышли в море. На борту флагманского судна „Архангел Михаил”, командовал которым Шпанберг, было более 60 человек экипажа, в том числе штурман Петров, пробирных дел мастер Гардеболь, лекарь, иеромонах и пр. Дубель-шлюпкой „Надежда” командовал мичман Александр Шельтинг и штурман Казимеров, ботом „Святой Гавриил” — лейтенант Вильям Вальтон и его помощник подштурман Верещагин. Из-за штормовой погоды суда вскоре потеряли друг друга, но в начале июля встретились в Большерецке на Камчатке.



Бот «Святой Гавриил»

15 июля 1738 г., пополнив личный состав отряда подштурманом Родичевым, геодезистом Свистуновым, переводчиками и матросами, а также загрузив запас провизии, мореплаватели направились к Курильским островам. В густом тумане суда вновь разошлись. „Надежда” вернулась в Большерецк, „Архангел Михаил” прошел вдоль Курильской гряды до острова Уруп. Подойти к островам и осмотреть их Шпанберг не рискнул, написав в отчете: „берега каменные, утесы весьма крутые, и в море великая быстрина, и колебание жестокое на якоре стоять, грунтов не имеется и очень глубоко…”. В середине августа судно прибыло в Большерецк. Наибольшего успеха добился лейтенант Вальтон. Его отряд на „Св. Гаврииле” дошел до берегов острова Хоккайдо, обследовав и описав 26 островов, затем вернулся в Охотск, а в мае 1739 г. — в Большерецк.




Зиму 1738-39 г. отряд Шпанберга посвятил подготовке к новому походу. Суда экспедиции были отремонтированы, в дополнение к ним на Камчатке построили 18-весельный шлюп „Большерецк”. Командиром шлюпа стал квартирмейстер Василий Эрт.
21 мая 1739 г. отряд вышел в плавание и через четыре дня подошел к Курильским островам. Некоторое время мореплаватели потратили на поиски гипотетической земли Хуана де Гама, а затем, не обнаружив ее, направились к берегам Японии. 16 июня экспедиция достигла северо-восточного побережья острова Хонсю и продолжила движение к югу.
Из-за густого тумана и сильного шторма „Св. Гавриил” отбился от эскадры. Продолжая двигаться вдоль японского берега, он вскоре стал на якорь у селения Амацумура на широте 37° 42′. Для того чтобы набрать свежей воды и осмотреть селение, Вальтон отправил на берег штурмана Казимерова, квартирмейстера Черкашина и шестерых матросов. Эти люди стали первыми русскими, вступившими на японскую землю. Японцы радушно встретили моряков, угощали их вином, фруктами и овощами. В сохранившемся отчете штурмана Казимерова о посещении деревни Амацумура написано: „Ходил я по слободе, в которой дворов например полторы тысячи. Строение во оной слободе деревянное и каменное, палаты устроены вдоль по берегу близ моря например версты на три, и жители той слободы имеют в домах чистоту и цветники в фарфоровых чашках, а также и лавки с товарами, в которых видел я пестряди бумажные и шелковые, а иного вскорости рассмотреть некогда было; скота имеют у себя коров и лошадей, тако ж и куриц. А хлеба, по-видимому, кроме рису и гороху у них нет; из овощей имеют виноград, померанцы, шепталу и редис”.
На борт „Св. Гавриила” поднялся местный чиновник, осмотревший судно. Затем „Св. Гавриил” продолжил путь на юг и дошел до залива Симода, откуда в конце июня лег на обратный курс, а спустя месяц благополучно вернулся в Большерецк, а потом направился в Охотск.




Остальные суда экспедиции, также двигавшиеся вдоль японского берега, 22 июня бросили якорь в бухте Тасирохама у деревни Исомура. Прибытие русских судов вызвало большой интерес у местного населения. Жители ближайших селений на лодках привозили путешественникам рыбу, крупу, овощи, фрукты, табак, обменивали их на русские товары или просто дарили. Японцы помогли морякам запастись свежей водой. Побывал на судне Шпанберга и японский чиновник, осмотревший парусник. С его помощью Шпанбергу удалось удостовериться, что он действительно находится у побережья Японии. Из-за отсутствия переводчиков, владеющих японским языком, объясняться приходилось жестами.
Спустя несколько дней суда экспедиции, снявшись с якорей, покинули японский берег, взяв направление на северо-восток. 3 июля моряки подошли к большой группе островов, покрытых богатейшей растительностью. Эти острова, принадлежащие Курильской гряде, получили названия Зеленый, Фигурный, Трех сестер, Цитронный и т. д. Во время дальнейшего пути путешественники прошли мимо ряда островов (Кунашир, Шикотан, Итуруп и др.), на некоторых островах высаживались для их исследования и пополнения запасов пресной воды.




В середине июля в отряде Шпангберга появились больные цингой, от которой умерло более 10 человек. Сильные ветры, штормы, частые густые туманы мешали продвижению судов, поэтому было принято решение о возвращении в Большерецк. В августе отряд подошел к устью реки Большой, а после небольшой стоянки отправился в Охотск. На пути в Охотск во время шторма едва не погибла дубель-шлюпка „Надежда”, и Шельтинг вынужден был вернуться в устье Большой и встать там на зимовку. Летом 1740 г. „Надежда” присоединилась к остальным судам отряда в Охотске.
В Охотске Шпанберг встретился с Берингом и доложил ему об итогах экспедиции к берегам Японии. По поручению Беринга в ноябре 1739 г. Шпанберг отправил в Адмиралтейств-коллегию рапорт с описанием плавания и картами, составленными участниками похода. К рапорту были приложены вещи, привезенные из Японии, в том числе золотые монеты, полученные в обмен на русские товары.
В апреле 1740 г. Шпанберг получил приказ немедленно отправиться в Петербург, однако в пути его встретил нарочный с распоряжением возвратиться в Охотск и начать подготовку нового плавания к Курильским островам и Японии.
В течение года Шпанберг занимался подготовкой экспедиции: заготавливал снаряжение и провизию, руководил ремонтом старых и строительством новых судов. К концу лета 1741 г. все было готово к началу похода. В сентябре пакетбот „Святой Иоанн”, бригантина „Архангел Михаил” и шлюп „Большерецк” из Охотска взяли курс на Большерецк, где должны были встать на зимовку. При переходе во время сильного шторма бригантина „Св. Михаил”, которой командовал геодезист Свистунов, потеряла управление и была отброшена к Курильским островам. Дубель-шлюпка „Надежда” под командой мичмана Шельтинга отправилась для описи западного берега Охотского моря до устья Амура, однако возле Шантарских островов на судне появилась течь, и моряки вынуждены были вернуться в Большерецк.
Все суда собрались в Большерецке в начале октября 1741 г. После окончания зимовки в мае 1742 г. суда экспедиции взяли курс на Курильские острова. Флагманским судном отряда, которым командовал Шпанберг, стал пакетбот „Св. Иоанн”. Штурмана судна Петрова заменили Хмелевский и Верещагин. В качестве переводчиков с японского языка к экспедиции были прикомандированы двое учеников Академии из Петербурга.
На сей раз дойти до Японии судам не удалось. До конца июля моряки вели исследования в районе Курильских островов, где многочисленные штормы изрядно потрепали суда, а „Святой Иоанн” получил пробоину. На совете, собранном Шпанбергом, было принято решение о возвращении. В конце июля суда прибыли в Большерецк, а оттуда дошли до Охотска. Продолжила работу лишь дубель-шлюпка „Надежда”, которая в начале августа прошла проливом между Сахалином и Японией. Добравшись до устья Амура, моряки провели съемку берегов между Амуром и Удой, а затем в сентябре 1742 г. вернулись в Охотск.
Участниками экспедиции были получены первые данные об Охотском море и Амурском лимане, открыт и нанесен на карту ряд островов Курильской гряды, установлено действительное положение островов Японии. Одним из важнейших итогов работы отряда стало открытие морского пути из России в Японию. В январе 2005 г. в Камогава, выросшем на месте деревни Амацумура, был поставлен памятный камень с надписью „Место первой в истории высадки русских на берега Японии”.
М. В. Дукальская















Курильские острова
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Levenguk
SergeiB65


Сообщений: 16826
16:53 09.03.2016
Человек! Зачем тебе дома не сидится? Зачем по земле идешь, человек? Зачем вся жизнь твоя в дороге?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Levenguk
SergeiB65


Сообщений: 16826
15:42 12.03.2016
Их имена на карте

Ссылка Нарушение Цитировать  
  W2q
SA97


Сообщений: 6734
00:20 13.03.2016
Levenguk (SergeiB65) писал(а) в ответ на сообщение:
> Возглавил отряд помощник Беринга капитан Мартын Шпанберг.
quoted1
ПодЪ именемЪ КурильскихЪ острововЪ разумЬются
всВ по^іти острова ^ которые отЪ Курильской
лопатки или южнаго конца земли Камчатки грядою
лежатЪ вЪ южно-вападную сторону до самой Японіи.
Званіе ихЪ произошло отЪ жителей ближайшихЪ остро­
вовЪ кЪ КамчаткВ , которые отЪ тамошнихЪ народовЪ
Куши ч а отЪ россіанЬ Курилами называются.
Точное число сихЪ. острововЪ опредВлить трудно*
По словеснымЪ извЪст5ЕямЪ ^ которыя собраны были
отЪ КуриловЪ дальнихЪ острововЪ и отЪ ЯпонцовЪ,
которыхЪ на судахЪ кЪКамчатскимЬ берегамЪ прибивало,
считается юеЪ двашцать два, можетЪ быть выключал
мЪлкіе: ибо по описанію Капитана господина Шпанберга э
которой доходилЪ до Лпоніи , обЪявляется ихЪ гораздо
больше ; а сіе самое причімяепйЬ и великое затрудненіе
данныя отЪ помянушаго Капитана рбссійскія имена
осшровамЪ соединять сЪ Курильскими, ксторыя знаемы
по обЪлвлсннымЬ словеснымЪ извЪсгаГямЪ, выключая два
первые, и ближайшей кЬ Машмаю КунаширЪ островЪ,
кошорымЪ и ошЪ господина Шпанберга Курильскхя
званія оставлены*
Перьвой и ближайшей кЪ Курильской лопагпкЪ
осшровЪ называется Шбумшчу : вЪ длину отЪ сВверо-
восточной кЪ южно-западной сторонВ простирается
БерстЪ на 50 , а вЪ ширину верстЪ на 30.

ИзЪ вышеписанныхЪ четырехЪ острововЪ соста-
вляющихЪ Езо j названы отЪ реченнаго Шпанберга
своими именами токмо Матмай и КунаширЪ ^ а Итурхгу
и УрупЪ кажегасл подЬ именами Зеленаго и Цитроннаго
острововЪ обЪявлены. И понеже острова-оные кромЪ
Матмля шакЪ описаны, что и ъеличина ихЪ извЪсгпна
и положеніе 5 т о -сумиБваться почти не можно, что
вышеписанной мысЪ Тессой есть -сВверо-западная изго*
ловь острова Матмая^ которой осмотрБнЪ россТанами
Ліокмо. сЬ восточной стороны стЪ Японии ;

Я слышалЪ удивительное приключение о казакахЪ , ко­
торые вЪ первую Камчатскую экспедицію подЪ коман­
дою господина Шпанберга были при строеніи бота Га-
вріила. Помянутые казаки отЪ всегдашней мокроты
такЪ оцынжали\ что сЪ і^ждою вЪ рабоюсу могли быть
употребляемы , по тЪхЪ порЪ пока снВгЪ стаялЪ*
Но какЪ на высокихЪ поляхЪ появились проталины > и
черемша изЪ земли вышла , то казаки напустились сщь
оную сЪ великою жадноепйю > отЪ чего напосл докЪ
всЪ они опаршивЪли, іпакЪ что комаНдирЪ принужденЪ
былЪ почишать ихЪ франуускою болВзнію зараженны-
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Levenguk
SergeiB65


Сообщений: 16826
07:41 19.03.2016
Стеллерова корова


В 1741г Георг Стеллер обнаружил в экспедиции этих удивительных гигантов. Мясо стеллеровой коровы оказалось вкусным. Выловить её не предоставляло труда, т.к. эти животные не боялись человека. Всего за 27 лет люди истребили этот вид.

Есть данные, что последнюю стеллеровую корову съели русские - землепроходец Федот Попов со своей командой. Выловили они её около острова Беринга. И только спустя 6 лет были опубликованы записи Стеллера об обнаружении этих гигантов.




Георг Стеллер

Стеллерова корова или морская корова(капустница) - вымершее морское млекопитающее отряда сирен. Длина до 7,88 метров, весила до 4 тонн. Место обитания - Командорские острова (однако имеются сведения обитания и у берегов Камчатки и Северных Курил).


/250px-Pallas_Sea_Cow.jpg
Рисунок Стеллера
Внешность капустницы была характерной для всех сиреновых, за исключением того, что стеллерова корова намного превосходила своих сородичей по размеру. Тело животного было толстым и вальковатым. Голова была в сравнении с размерами тела очень небольшой, причём корова могла свободно двигать головой как в стороны, так и вверх-вниз. Конечности представляли собой сравнительно короткие закруглённые ласты с суставом посередине, оканчивавшиеся роговым наростом, который сравнивали с конским копытом. Тело оканчивалось широкой горизонтальной хвостовой лопастью с выемкой посередине.
Кожа стеллеровой коровы была голой, складчатой и чрезвычайно толстой и, по выражению Стеллера, напоминала кору старого дуба. Цвет её был от серо- до тёмно-коричневого, иногда с беловатыми пятнами и полосами. Один из немецких исследователей, изучавший сохранившийся кусок кожи стеллеровой коровы, установил, что по прочности и эластичности она близка к резине современных автомобильных покрышек. Возможно, такое свойство кожи было защитным приспособлением, спасавшим животное от ранений о камни в прибрежной зоне.
"Эти ненасытные животные едят без перерыва и из-за исключительной жадности к еде держат голову всё время под водой, таким образом мало беспокоятся о своей жизни и безопасности, и на лодке можно плавать между ними и выбирать то, что нужно вытащить из моря."
Георг Стеллер

Большую часть времени стеллеровы коровы кормились, медленно плавая на мелководье, часто используя передние конечности для опоры на грунт. Они не ныряли, и их спины постоянно высовывались из воды. На спину коровам часто садились морские птицы, выклёвывавшие из складок кожи прикреплявшихся там ракообразных (китовых вшей). Коровы подходили так близко к берегу, что иногда до них можно было дотянуться руками. Обычно самка и самец держались вместе с детёнышем-сеголетком и молодым прошлого года, в целом же коровы обычно держались многочисленными стадами. В стаде молодняк находился в середине. Привязанность животных друг к другу была весьма сильной. Описано, как самец в течение трёх дней приплывал к убитой самке, лежавшей на берегу. Так же вёл себя и детёныш другой самки, забитой промышленниками. О размножении капустниц известно мало. Стеллер писал, что морские коровы моногамны, спаривание происходило, по-видимому, весной.



"Мы ловили их, пользуясь большим железным крюком, наконечник которого напоминал лапу якоря; другой его конец мы прикрепляли с помощью железного кольца к очень длинному и крепкому канату, который тащили с берега тридцать человек... Загарпунив морскую корову, моряки старались сразу же отплыть в сторону, чтобы раненое животное не опрокинуло или не разломало ударами мощного хвоста их лодку. После этого люди, оставшиеся на берегу, принимались натягивать канат и настойчиво тащить к берегу отчаянно сопротивлявшееся животное. Люди в лодке тем временем подгоняли животное с помощью другого каната и изнуряли его постоянными ударами, до тех пор, пока оно, выбившись из сил и совершенно неподвижное, не вытаскивалось на берег, где ему уже наносили удары штыками, ножами и другими орудиями. Иногда большие куски отрезались от живого животного и она, сопротивляясь, с такой силой била по земле хвостом и плавниками, что от тела даже отваливались куски кожи... Из ран, нанесённых в задней части туловища, кровь струилась ручьём. Когда раненое животное находилось под водой, кровь не фонтанировала, но стоило ему высунуть голову, чтобы схватить глоток воздуха, как поток крови возобновлялся с прежней силой..."
Георг Стеллер






Морская корова была совершенно доверчивым и безобидным существом, чем и поплатилась. На этих животных люди начали охотится уже давно, когда их численность была еще достаточно велика и ареал обитания не ограничивался только северной частью Тихого океана, но и простирался от островов Рю-Кю до Калифорнии. На Командорских островах они выжили лишь потому, что к тому времени они еще не были освоены человеком.
Это животное безжалостно истреблялось из-за своего подкожного жира, который имел приятный вкус и мог долго храниться в жаркие дни, а его нежное мясо по вкусу сравнивали с говядиной.
Но уже в 1768 году стеллерова корова исчезла с лица земли. Конечно, некоторые люди утверждают, что видели небольшие стайки этих животных. Но какого-либо официального подтверждения этих слов нет.
Таким образом, с момента ее официального открытия до полного исчезновения прошло всего чуть больше четверти века. А Георг Стеллер стал единственным ученым-натуралистом, которому удалось увидеть этих животных живыми и оставить их подробное описание.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Valentina 33957
33957


Сообщений: 2
10:07 19.04.2016
Добрый день! Огромнейшее спасибо за прекраснейший труд!
Очень интереснейшая информация об этой удивительнейшей экспедиции! Здесь описание и времени когда это происходило, и биографические сведения об этих мужественных моряках-исследователях, и описание труднейших маршрутов экспедиции для изучения арктического побережья, и богатый иллюстративный материал, который даёт возможность посмотреть на корабли, на которых они совершали открытия, и отдельные фотографии территории, где они были (например, очень интересна для меня была фотография реки Кара, где они зимовали, поднявшись вверх по течению на 60 км), и рисунки местных жителей. Спасибо!!!
Очень жаль, что встречаю второй раз публикацию карты "Маршрут отряда Дмитрия Лаптева", которая отображает его маршрут только по побережью и не показаны его исследования по реке Анадырь, я сожалею о карте, в тексте всё сказано об Анадырском маршруте. Низкий поклон за этот великолепный труд! Удачи и Успеха, Здоровья и Счастья, Благополучия и Радости от общения с близкими, коллегами и друзьями! С искренним уважением и огромнейшей благодарностью, Валентина Ивановна
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Levenguk
SergeiB65


Сообщений: 16826
18:02 20.04.2016
Valentina 33957 (33957) писал(а) в ответ на сообщение:
>
> Добрый день!
quoted1
Спасибо на добром слове! Материалы Великой Северной экспедиции столь велики, что каждый эпизод достоин отдельного большого романа. Конечно, где-то что-то я упустил, недосказал. Но тема открыта для всех. И вы можете что-то добавить, дополнить :)
Еще хотел бы обратить внимание на молодость большинства участников экспедиции, их невысокие звания. Это и есть настоящие, невыдуманные петровские гардемарины.
Фотографии моделей судов разместил не для красоты, а для того, чтобы читатель увидел, что это вовсе не большие океанские фрегаты, а довольно небольшие суда, построенные самими участниками экспедиции на месте, непосредственно перед походами.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Valentina 33957
33957


Сообщений: 2
01:42 26.04.2016
СПАСИБО ЗА ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ МАТЕРИАЛ!!!
ОЧЕНЬ РАДА, ЧТО ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СТАРАЮТСЯ ДОНЕСТИ ДЛЯ ДРУГИХ ПАМЯТЬ О ПЕРВЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЯХ АРКТИКИ, ОБ ИХ МУЖЕСТВЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМЕ!
К сожалению, мы так мало о знаем об этих первых исследователях!!!
НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН И ЗДОРОВЬЯ, УСПЕХА И УДАЧИ!
С искренним уважением и признательностью, Валентина Ивановна.
А предыдущее письмо, отправленное - ответить, оказалось роботу, вероятно, и Вы его не получили?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Иви
HoroWolf


Сообщений: 14551
16:59 28.08.2016
Есть неточность, там не было японцев вообще, там было местное население называющее себя Айнами. Японцы впервые прибыли на Хоккайдо в 1786, но тогда остров уже был под контролем Российской империи и местный народ Айны уже были крещены в православии и носили русские фамилии.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Levenguk
SergeiB65


Сообщений: 16826
17:06 28.08.2016
Иви (HoroWolf) писал(а) в ответ на сообщение:
>
> Есть неточность, там не было японцев вообще, там было местное население называющее себя Айнами. Японцы впервые прибыли на Хоккайдо в 1786, но тогда остров уже был под контролем Российской империи и местный народ Айны уже были крещены в православии и носили русские фамилии.
quoted1
Буду рад, если поделишься источником. А пока, с твоего позволения, я буду доверять отчетам Шпанберга.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Иви
HoroWolf


Сообщений: 14551
17:20 28.08.2016
Levenguk (SergeiB65) писал(а) в ответ на сообщение:
> Буду рад, если поделишься источником.
quoted1
Историко-Документальный департамент МИД РФ достаточно уважаемый источник для Вас?)

http://www.idd.mid.ru/inf/inf_53.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Levenguk
SergeiB65


Сообщений: 16826
17:49 28.08.2016
Иви (HoroWolf) писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> Levenguk (SergeiB65) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Буду рад, если поделишься источником.
quoted2
>Историко-Документальный департамент МИД РФ достаточно уважаемый источник для Вас?)
>
> http://www.idd.mid.ru/inf/inf_53.html
quoted1
Большое спасибо. Прочту, но чуть позже. Что-то устал, в глазах рябит..
Ссылка Нарушение Цитировать  
  zaperenos
zaperenos


Сообщений: 12313
18:17 28.08.2016
Иви (HoroWolf) писал(а) в ответ на сообщение:
> Историко-Документальный департамент МИД РФ достаточно уважаемый источник для Вас?
quoted1
По Хоккайдо.Вы пишите ложь.
На крайнем юго-западе его полуострова Осима,еще в 1604 году утвердилось феодальное княжество Мацумаэ, вассальное от сёгунов Токугава, во владение которому и был отдан весь остров. Он назывался в то время Эдзо, а его коренное население составляли айны.
Полномасштабное хозяйственное освоение острова началось после Реставрации Мэйдзи 1868. Остров тогда был переименован в Хоккайдо («Губерния северных морей» или «Путь к северным морям»), а через некоторое время стал единой административной единицей на правах губернаторства.
Русские появляются на сцене,только в 1712—1713 годах,когда по расспросам айнов и рассказам японцев, занесённых бурей на Камчатку в 1710 году, своё описание острова составил казак Иван Петрович Козыревский. Весной 1779 года русские моряки и промысловики, возглавляемые Антипиным и Шабалиным, на семи байдарах направились к берегам Хоккайдо. 24 июня того же года они вошли в гавань Ноткомо на северо-востоке острова, где собрали с проживавших там айнов ясак и фактически приняли 1500 человек в российское подданство. Данный факт вызвал негодование японцев ,которые считали остров своим..Осенью 1792 года север Хоккайдо посетила российская экспедиция во главе с Адамом Лаксманом, хотя японцы и запретили русским торговать с хоккайдскими айнами
После этого японцы КАТЕГОРИЧЕСКИ запретили русским появляться там.
В 1868—1869 годах на острове существовала Республика Эдзо, созданная сторонниками сёгуната; после падения республики остров переименован в Хоккайдо. В 1869 году Правительство Японии учредило «Управление колонизации Хоккайдо».

До прихода русских и японцев Курильские острова были населены айнами. На их языке «куру» означало «человек», откуда и пошло их второе название «курильцы», а затем и наименование архипелага.

Первая информация об островах была получена японцами в ходе экспедиции на Хоккайдо и Сахалин в 1635 году. В 1644 году по итогам экспедиций 1635—1637 годов на Хоккайдо была составлена первая японская карта Сахалина и Курильских островов.



После чего Япония впала в кому самоизоляции...
В 1643 году острова были обследованы голландцами во главе с Мартином де Фризом. Эта экспедиция составила более подробные карты и описала земли. В июне 1643 года мореплаватели обнаружили Малую гряду Курильских островов и прошли пролив между островами Итуруп и Уруп (в настоящее время пролив Фриза). Де Фриз по ошибке посчитал остров Итуруп северо-восточной оконечностью Хоккайдо, а Уруп — частью Американского континента. 20 июня голландские моряки впервые высадились на Урупе. 23 июня 1643 года де Фриз установил на плоской вершине высокой горы острова Урупа деревянный крест и объявил эту землю собственностью Голландской Ост-Индской компании.

В России первое официальное упоминание о Курильских островах относится к 1646 году, когда казак Нехорошко Иванович Колобов, участник экспедиции Ивана Москвитина к Охотскому (Ламскому) морю, рассказал о населяющих острова бородатых айнах. Новые сведения о Курильских островах появились после похода Владимира Атласова на Камчатку в 1697 году, в ходе которого с юго-западного побережья Камчатки русские впервые увидели северные Курильские острова. В августе 1711 года отряд камчатских казаков под руководством Данилы Анциферова и Ивана Козыревского впервые высадился на самом северном острове Шумшу, разбив здесь отряд местных айнов, а затем и на втором острове гряды — Парамушире

В 1738—1739 годах состоялась научная экспедиция под руководством капитана русского флота Мартына Петровича Шпанберга. Эта экспедиция впервые нанесла на карту Малую Курильскую гряду (острова Шикотан и Хабомаи). По итогам экспедиции был составлен атлас «Генеральная карта России» с изображением 40 островов Курильского архипелага. На островах были установлены государственные знаки-кресты и медные доски с надписью «Земля российского владения». После публикаций в Европе в 1740-х годах известий об открытии русскими мореплавателями Курильских островов, для посещения своими кораблями островов этого района правительства других держав запрашивали разрешение у российских властей. Все нанесённые на карту острова императрица Екатерина II в 1786 году объявила как «земли, Российскими мореплавателями приобретённые», и велела передать их под управление Камчатки. Данный указ был опубликован на иностранных языках. После публикации ни одно государство не оспорило права России на Курильские острова т.к. Япония находилась в Сако́ку (яп. 鎖国, буквально «страна на цепи»), также самоизоля́ция Япо́нии — внешняя политика самоизоляции Японии от внешнего мира, которая была введена после восстания христиан в Симабаре и проводилась сёгунами из рода Токугава в течение двух столетий, с 1641 по 1853 годы.Псле выхода из этой комы,7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор — Симодский трактат о торговле и границах. Документ устанавливал границу стран между островами Итуруп и Уруп. К Японии отходили острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, а остальные признавались российскими владениями. Именно поэтому 7 февраля в Японии ежегодно отмечается как День северных территорий с 1981 года. При этом остались неурегулированными вопросы о статусе Сахалина, что приводило к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками.

7 мая 1875 года подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на все 18 Курильских островов в обмен на японскую часть Сахалина. Таким образом границы были урегулированы

В 1905 году, по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому Россия уступила Японии южную часть Сахалина. По инициативе японской стороны в приложение к протоколам Портсмутского договора было включено условие о том, что все прежние договоры Японии с Россией аннулируются
Тем самым теряли силу Симодский трактат о торговле и границах 1855 года, «обменный» договор» 1875 года и заключенный в 1895 году трактат о торговле и мореплавании.

20 января 1925 года, после переговоров в Пекине, Япония и СССР установили дипломатические отношения, подписав Пекинский договор. СССР признал положение, сложившееся в 1905 году в результате русско-японской войны, однако отказался признать «политическую ответственность» за Портсмутский договор
Ссылка Нарушение Цитировать  
  zaperenos
zaperenos


Сообщений: 12313
00:26 29.08.2016
Исполнилось 70 лет последней боевой операции Второй мировой войны




Остров Шумшу, или, как его называли когда-то сыны Страны восходящего солнца, «Острие меча, которое направлено в грудь материковой России». Если представить себе слегка выгнутую в сторону океана дугу Курильской гряды, простирающейся с севера на юг вдоль Охотского моря, то можно действительно увидеть в ней древний японский меч – катану.

НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ АВИАНОСЕЦ

На самом северном острове Шумшу находилась самая крупная военно-морская база Японии Катаока, с которой отправлялись японские военные суда на захват Перл-Харбора. Был здесь и аэродром, посадочные полосы которого сохранились до наших дней, и еще в 90-х прошлого века здесь совершали посадку вылетающие из Елизово (Камчатка) самолеты Л-410 19-местные двухмоторные авиамашины для местных воздушных линий.
Здесь на площади в 388 кв. км (30 км в длину на 20 км в ширину) руками китайских и корейских землекопов, которых потом утопили в океане, самураи создали под сопкой с отметкой 171 неприступную крепость. Она включала в себя пятиэтажный подземный укрепрайон. С 34 бетонными артиллерийскими дотами (долговременными огневыми точками), 24 дзотами (долговременными земляными огневыми точками), 310 закрытыми пулеметными точками, многочисленными подземными укрытиями для войск и военного имущества глубиной свыше 50 м, разветвленными бетонными ходами и помещениями, по которым ездили даже машины и электровозы. Это сооружение защищало гарнизон от прямых попаданий артиллерийских снарядов и авиационных бомб. В нем у тщательно замаскированных амбразур находилось свыше 100 орудий, а все ходы были соединены в единую оборонительную систему, снабжены ложными выходами на поверхность. А еще в этих катакомбах работали мастерские по ремонту боевой техники, госпитали и залы для ритуальных молитв. Японцы прорыли по побережью 40 км противотанковых рвов. Расположили за ними несколько десятков танков. Установили вокруг острова на расстоянии 100–200 м от берега противодесантные бетонные надолбы, чтобы к нему не мог приблизиться ни один корабль.

Они считали Шумшу неуязвимым и непотопляемым авианосцем. На нем были сооружены даже три аэродрома, взлетно-посадочные полосы которых круглогодично подогревались термальными источниками. Они были так хитроумно расположены, что самолеты могли взлетать с одной из них, независимо от силы, скорости и направления ветра, что продувает остров насквозь в любое время года.

В подземной крепости под высотой 171 в августе 1945 года находилось больше 10 тыс. солдат и офицеров императора Хирохито, которые входили в 73-ю пехотную бригаду 91-й пехотной дивизии, а также 31-й полк ПВО, крепостной артиллерийский полк, 11-й танковый полк (без одной роты).



Недалеко от нее также в бетонных укрытиях располагался гарнизон военно-морской базы Катаока, аэродромная команда и отдельные подразделения обеспечения. Еще примерно столько же солдат и офицеров. Глубина инженерных сооружений противодесантной обороны составляла 3–4 км. И эту неприступную и неуязвимую крепость в конце лета 1945 года нашим войскам, дислоцированным на Камчатке, предстояло взять в течение одного дня – 18 августа.

СРАЖЕНИЕ ПОСЛЕ КАПИТУЛЯЦИИ

14 августа 1945 года после американских атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, разгрома советскими войсками миллионной Квантунской армии в Китае император Хирохито подписал приказ о капитуляции японских вооруженных сил перед армиями союзников. Но гарнизон на Шумшу, получивший этот приказ по радио, даже и не думал сдаваться. И 18 августа советские части, дислоцированные на Камчатке, начали операцию по очистке Курильских островов от японских войск.
Внезапность нападения была необходима потому, что к этому моменту СССР хотя и достиг договоренности с США о полном возвращении Курил и Южного Сахалина, но малейшее промедление способствовало занятию каких-либо островов американскими войсками. Тем более что Хирохито, японский император, еще 15 августа приказал войскам готовиться для сдачи в плен преимущественно американцам. Внезапность нападения, поставленная во главу угла операции советских войск, в общем, себя оправдала, если не считать, что при взятии самого северного острова опять погибли советские воины.


В десант, который должен был штурмовать остров Шумшу, вошло почти все, чем располагал оборонительный район Камчатки. Сама группировка состояла из 8,3 тыс. военных, орудия и минометы насчитывались в количестве 118 единиц, легких и тяжелых пулеметов было около 500 штук. Сама десантная группировка была разделена на передовой отряд и два подразделения основных сил. Кроме того, 64 корабля и судна, в состав которых входили тральщики, минные заградители, плавбатарея, транспортные суда, сторожевые катера и корабли, торпедные катера и десантные корабли, должны были поддерживать наступление. Эта армада тоже была разделена на 4 части отряд артиллерийской поддержки, транспортную группу, десантную, отряды траления и охранения. Поддерживала советское наступление смешанная воздушная дивизия из 78 самолетов, и береговая 130-миллиметровая батарея, находящаяся на мысе Лопатка. Остров Шумшу находится совсем недалеко от крайней точки м. Лопатка.
Замыслом советского командования предусматривалось высадить внезапно морской десант на северо-западе острова, как раз в районе высоты 171, и от нее нанести основной удар в направлении военно-морской базы Катаока, что располагалась на южном побережье. Овладеть островом и использовать его в качестве плацдарма для последующей очистки от сил противника других островов Курильской гряды. Десант формировался из 101-й стрелковой дивизии Камчатского оборонительного района, входившего во 2-й Дальневосточный фронт. В нем было два стрелковых полка, артиллерийский полк, истребительный противотанковый дивизион, батальон морской пехоты. Всего – 8 363 человека, которых поддерживали 95 орудий, 123 миномета, 120 тяжелых и 372 легких пулемёта. А также два сторожевых корабля («Дзержинский» и «Киров»), четыре тральщика, два катера-тральщика, минный заградитель «Охотск», плавбатарея, восемь сторожевых катеров, два торпедных катера, подводная лодка, 17 транспортных и 16 специальных десантных кораблей, полученных из США по ленд-лизу, две самоходные баржи. А еще 128-я смешанная авиационная дивизия.

Внезапности не получилось.


Десантные корабли, подошедшие к северо-западу острова в утреннем тумане 18 августа, дали залп из всех орудий, который потребовал от гарнизона Шумшу безоговорочной капитуляции. Но японцы и не думали сдаваться. Они ответили на этот залп огнем из всех своих орудий и танков. Началась высадка десанта. Прямо на воду, в сотне метров от берега. Ближе подойти оказалось невозможно, так как этому препятствовали торчавшие в воде бетонные надолбы. У солдат перед операцией никто не спрашивал, умеют они плавать или нет, и многие из них просто не смогли добраться до берега через холодное и быстрое течение. До сих пор никто точно не знает, сколько человек тогда потонуло, называют цифру в 400 человек. Так это или нет, утверждать невозможно. Но есть официальные данные, по которым 123 бойца уже 70 лет числятся пропавшими без вести.

Несмотря на героизм, мужество и стойкость советских воинов, сражавшихся с японскими танками, дотами и дзотами противотанковыми ружьями, гранатами, пулеметами и автоматами, за один день взять высоту 171, открывавшую дорогу к военно-морской базе Катаока, не удалось. Авиация из-за тумана десантникам помогала слабо. Артиллерия с кораблей тоже должной поддержки не оказала: боялись бить по своим. И расстояние от побережья до господствующей над островом сопки оказалось слишком кровавым. Мало того, что все наступавшие были перед японцами как на ладони, самураи еще и неожиданно вылезали из своих замаскированных нор и укрытий позади наступающих и стреляли им в спину, а потом опять скрывались под мшистыми шапками ольховых стлаников. Восемь атак за пять суток предприняли наши воины, прежде чем овладели высотой 171. Двое из них – старшина 1-й статьи Николай Вилков и краснофлотец Петр Ильичев закрыли своей грудью амбразуры дотов, повторив подвиг Александра Матросова. Оба они были удостоены звания Героя Советского Союза. На высоте 171 им поставлены памятники.

Сражение за Шумшу явилось единственной операцией советско-японской войны 1945 года, где наша армия понесла больше потерь убитыми и ранеными, чем противник. Официальные данные насчитывают 416 погибших, 123 пропавших без вести (в основном утонули при высадке), 1028 раненых – против чуть более 300 убитых и 700 раненых японцев.

Только 23 августа командующий японскими войсками на северных Курильских островах генерал-лейтенант Фусаки Цуцуми принял условия капитуляции. Он отвел свои войска в сборные пункты для сдачи в плен и сдался сам. Перед этим, как рассказывали очевидцы, перед строем своих подчиненных со слезами на глазах произнес покаянную речь, переломил пополам свою катану и встал на колени перед победителями.
По архивным данным, на Шумшу сдались в плен один генерал, 525 офицеров и 11 700 солдат. В качестве трофеев взято военное имущество: 40 пушек, 17 гаубиц, 9 зенитных орудий, 214 легких пулеметов, 123 тяжелых пулемета, 20 зенитных пулеметов, 7 420 винтовок, несколько уцелевших танков, 7 самолетов.

Некоторые из этих танков и самолетов до сих пор ржавеют на острове.

НЕПРЕХОДЯЩИЙ ДОЛГ ПЕРЕД ПАВШИМИ

Сегодня на Шумшу практически никто не живет. Только смотрители двух маяков – муж с женой на северо-западе острова, на маяке Курбатово (по имени одного из командиров августовского десанта), и еще двое на маяке Чибуйный (тоже, говорят, по имени участников августовской высадки 45-го года). Смотрители – люди гражданские, но находятся на службе в гидрографическом управлении ВМФ. Продукты, топливо, почту им завозят несколько раз в год. А пресной воды, как и рыбы, у них – завались. По количеству озер и небольших речушек, в которых нерестятся чавыча, нерка, кижуч и лосось, Шумшу может дать фору даже полуострову. Связь, если что, – по радио.

В советские времена на острове существовал гарнизон. Пограничники, военные моряки, подразделения ПВО… Сейчас – никого. Разрушительный цунами 1952 года, в котором на Курильских островах погибло, по разным данным, более 4 тыс. человек, и последующие природные катаклизмы вынудили военных уйти с Шумшу. Но не навсегда.

С прошлого года Министерство обороны России вместе с Экспедиционным центром Русского географического общества и Поисковым движением России в первый месяц осени организуют экспедиции на бывший непотопляемый авианосец Японии. Цели этих экспедиций (они включают до 45 человек) простые и ясные: поиск незахороненных останков воинов, погибших в ходе Второй мировой войны. Причем как советских, так и японских. Уход за расположенными на острове воинскими захоронениями и памятниками. Поиск и эвакуация военной техники и вооружений, оставленных войсками по окончании боевых действий. Спасение их от крайне неблагоприятных климатических условий, из-за которых они интенсивно ржавеют и разрушаются, а еще от вандалов, которые время от времени посещают Шумшу, выламывают для продажи интересующие их детали, хотя многие образцы боевой техники можно еще вывезти на Большую землю, отреставрировать и поместить в музеи

остров Шумшу остается необитаемым и нелюдимым. На нем еще, как говорят, есть где-то полтора десятка японских танков в разной степени разрушения. К ним полдюжины артиллерийских орудий, обломки каких-то самолетов… Туристы сюда не ездят, но иногда приплывают какие-то экстремалы погонять по бездорожью на квадроциклах и снегоходах, поохотиться на медведей и оленей, их здесь около двух десятков – приплыли с Камчатки через Курильский пролив, корма хватает на всех. Встречаются среди экстремалов и вандалы. А охранять музейные экспонаты некому.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Levenguk
SergeiB65


Сообщений: 16826
05:47 29.08.2016
Иви (HoroWolf) писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> Levenguk (SergeiB65) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Буду рад, если поделишься источником.
quoted2
>Историко-Документальный департамент МИД РФ достаточно уважаемый источник для Вас?)
>
> http://www.idd.mid.ru/inf/inf_53.html
quoted1
"Процесс проникновения японцев на Хоккайдо начался еще в ХII столетии. Однако это не была централизованная колонизация острова от имени правительства. На острове находили прибежище опальные чиновники, беглые преступники, авантюристы, обезземелившие крестьяне, разорившиеся ремесленники. Эти японцы и их потомки оседали в самой южной части Хоккайдо - полуострове Осима.
...
К концу XVI в. ситуация стала существенно меняться. К этому времени завершилось объединение Японии. Сёгун Хидэёси Тоётоми подчинил центральной власти многочисленные враждующие княжества на Кюсю, Сикоку и Хонсю. Владения империи все ближе подступали к проливу Цугару. Мацумайские даймё начали наносить визиты в императорскую столицу. В 1591 г. третий правитель Мацумаэ выступил на стороне сёгуна Японии и подавил сепаратистский мятеж феодала Огасавары Масадзамэ. В этом походе принимали участие айны Хоккайдо. Войдя в определенную зависимость от центрального правительства, Мацумаэское княжество все же до конца ХVIII в. считалось суверенным.
В конце ХVII в. Мацумаэский князь распространил свое влияние на значительную часть Хоккайдо. Непокоренными остались только айны северо-востока острова, сохранившие независимость до прихода русских. На мысе Носяппу, самой восточной точке Хоккайдо, сооружен памятник японцам, погибшим в 1785 г. в сражении с айнами. Этот год в Японии официально признается годом покорения Хоккайдо.
...
В 1798 г. японский военный отряд уничтожил все свидетельства пребывания русских на Итурупе и установил на холме Рикоппу столб с надписью: "Эторопу - владение великой Японии". Чуть позже надпись изменили на следующую: "Остров издревле принадлежит великой Японии". Началась японизация местных айнов, которых принуждали менять свои имена на японские, сбривать усы и волосы на голове.

В 1801 г. японцы попытались вытеснить русских с Урупа, где буквально на их глазах был поставлен столб с аналогичной надписью (Накамура С. Указ. соч., с. 122, 124-126).

Малочисленные военные гарнизоны русских находились тогда только на Камчатке и оказать противодействие японским захватчикам не могли. К тому же в расчеты правительства России не входило обострение отношений с Японией. Напротив, Россия всячески, стремилась установить с Японией торговые отношения."


Итак, если о русском присутствии и на Курильских островах и суверенитете над ними можно говорить, то о русском присутствии и русском суверенитете на Хоккайдо не сказано ничего. Не было его. Надо быть справедливыми.
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Великая Северная экспедиция. Южный отряд Шпанберга 1738—1742 г.г. Согласно распоряжениям Сената и ...
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия