> > Михаил Иванович Забейда-Сумицкий, (белор. Мiхась Iванавiч Забэйда-Сумiцкi, 14 июня 1900 — 21 декабря 1981) — оперный певец (лирический тенор), исполнитель славянских и др. песен, педагог. > > > > > > Беларуский певец-эмигрант с мировым именем. > > Родился 14 июня 1900 в д. Нестеровичи Свислочского района Гродненской губернии Российской империи. Двойную фамилию взял от отца — Ивана Забейды и матери — Александры Сумицкой. Окончил Молодечненскую учительскую семинарию (1918), где проявил свои музыкальные способности. > > Во время Советско-польской войны переехал в Барнаул, где два года работал учителем. В 1922 году переехал в Харбин, где продолжил обучение на экономическом отделении юридического факультета местного университета. В Харбине Забейда-Сумицкий много работал над постановкой голоса. Как оперный певец дебютировал в партии Ленского в опере «Евгений Онегин». С 1929 по 1932 годы был певцом Харбинского оперного театра. >
> В 1932—1934 годах был на стажировке в Милане, где учился у знаменитого педагога Фернандо Карпи. В Ла Скала познакомился с Шаляпиным и Собиновым. Свою оперную карьеру продолжил в Польше, сначала в Познани, а в 1937—1940 годах — в Варшаве. С этого времени Забейда-Сумицкий все чаще включает в репертуар концертов белорусские песни, которые с детства слышал от матери. > > С мая 1940 года работал в Праге в Национальном театре, где знакомил тысячные аудитории с белорусской песней. В Праге Забейда-Сумицкий прожил до конца жизни. Лишь в 1963 году ему было разрешено приехать в БССР (выступал в Минске, Гродно). В 1965 году гастролировал в Белостоке. Умер 21 декабря 1981, похоронен в Праге на Ольшанском кладбище. quoted1
Владимир Семёнович Короткевич (белор. Уладзімір Сямёнавіч Караткевіч; 1930 — 1984) — белорусский писатель, поэт, драматург, сценарист и публицист, классик белорусской литературы. Является одной из наиболее ярких фигур в белорусской литературе XX столетия. Стал первым белорусским писателем, обратившимся к жанру исторического детектива
Классик беларуской литературы. Его знаменитые «Дикая охота короля Стаха» и «Черный замок Ольшанский» вернули беларусов из небытия агитпрома СССР и царизма – в осознание своего прошлого ВКЛ как части Западной Цивилизации, а не российско-ордынско-советской. Это стало поистине революцией в национальном самосознании беларусов.
Творчество Владимира Короткевича отличается романтической направленностью, высокой художественной культурой, патриотичным пафосом и гуманистическим звучанием. Писатель существенно обогатил белорусскую литературу в тематических и жанровых отношениях, наполнил её интеллектуальным и философским содержанием
Предки Владимира Короткевича были шляхетского сословия и происходили из белорусского Приднепровья, из Рогачёва, Мстиславля, Могилёва и других городов. Один из родственников писателя по материнской линии, по семейной легенде — Тамаш Гриневич (белор.)русск., принимал участие в восстании 1863—1864 годов. Повстанцы под его командованием были разбиты, а его самого расстреляли в Рогачёве. Эту историю Короткевич описал в эпилоге повести «Предыстория», и в прологе романа «Нельзя забыть» («Леониды не вернутся к Земле»).
Народный писатель Белорусской ССР Янка Брыль характеризовал Короткевича как неутомимого труженика, литератора, который постоянно и основательно работал над собой. Также он говорил, что многие знали Владимира Короткевича как человека неисчерпаемо светлого настроения, который умел смеяться как ребёнок, всей душой любил родных людей и родную землю.
Белорусская писательница и литературный критик Людмила Рублевская говорит, что целое поколение белорусских литераторов, к которому принадлежит и она сама, «вышло из творчества Владимира Короткевича, приняв сердцем его исторический романтизм, его трагический и прекрасный миф о Беларуси». А писатель Владимир Липский назвал Короткевича «человеческой планетой», на которой находят утешение люди разных возрастов, и где можно отыскать ответы на те вопросы, перед которыми бессильны академические учебники и опытные учителя. Поэт Николай Аврамчик, также как и Короткевич принадлежащий к фронтовому поколению, называет Владимира Короткевича белорусским романтиком. Кратко и понятно характеризовал Короткевича кинорежиссёр Валерий Рубинчик: «Гений — он и есть гений». Также Рубинчик считал, что образ Белоруссии, созданный Короткевичем,
« принципиально отличается от того, что существовал до него в литературе и искусстве. Вместо описанной миллионами поколений белорусских писателей Беларуси лапотной, убогой, неприглядной Короткевич впервые показал образ Беларуси как европейского цивилизованного государства... Он рассказал о стране, где существуют не только деревенские сказки, но и большое культурное наследие, бережно хранимое поколениями, где присутствует поиск извечных истин, тех высоких материй, о которых любят рассуждать герои Короткевича[
Николай Иванович Ермолович (белор. Ермало́віч Мікола Іванавіч; 29 апреля 1921, д. Малые Новосёлки Дзержинский район Минской области — 5 марта 2000, г. Молодечно, Минская обл.) — белорусский писатель, историк.
Использовал псевдонимы Сымон Беларус, М. Ермолов, Я. Мікалаеў, Мікола Наваселец, М. Ярмолаў.
Он ВЕРНУЛ нам Литву. Это дорогого стоит – до работ Ермоловича в сознании большинства беларусов существовал вдолбленный ещё в советской школе миф про «литовских феодалов, поработивших миролюбивый беларуский народ». И если теперь мы понемногу начинаем осознавать, что Альгерд и Витовт не какие-то иноземные захватчики, а НАШИ ПРЕДКИ, – в этом существенная заслуга Ермоловича. Названия его работ говорят сами за себя: «Где находилась летописная Литва», «По следам одного мифа – было ли литовское завоевание Беларуси», «Беларуское государство – Великое Княжество Литовское».
В 1938 году окончил Койдановскую среднюю школу, после чего поступил на белорусское отделение литературного факультета Минского пединститута, где до начала Второй мировой войны окончил три курса. Ввиду плохого зрения был освобожден от службы в советской армии. Был эвакуирован и работал учителем русского языка и литературы в дер. Лабаски Мордовской АССР. В 1943 году возвращается в Белоруссию, где в 1943—1944 гг. работал учителем в г.п. Сураж Витебской области, в 1944—1946 гг. продолжил работу в Койданово Минской области. С 1946 года возобновил учёбу в пединституте, который окончил в 1947 году, после чего в 1947—1948 годах учился в аспирантуре при пединституте.
В 1948—1955 гг. — преподаватель белорусской литературы в Молодечненском учительском институте, а после его закрытия, в 1955—1957 — заведующий методическим кабинетом Молодечненского областного института усовершенствования учителей. В кон. 1957 года вышел на пенсию вследствие значительного ухудшения зрения. Жил в г. Молодечно.
Николай Ермолович — основатель новой белорусской романтической историографии, которая противоречила официальной советской концепции истории Белоруссии. Работы Ермоловича в значительной степени повлияли на формирование современной общественной мысли и историографии Белоруссии. По политическим мотивам главные концептуальные работы Ермоловича не могли появляться в официальном печати, поэтому рукописи Ермоловича в 1970—1980-х обращались в неподцензурной печати. Самиздатовски распространялась работа «По следам одного мифа: Было ли литовское завоевание Беларуси?». Так, к примеру, делались фотокопии с работы Ермоловича «Балтские племена» (газета «Голас Радзімы», 05.11.1981). В машинописном виде распространялась работа «В духе застойного времени». Этот материал Ермолович написал в ответ на статью В. Мелешко и Д. Капыскога «Фактам вопреки» («Советская Белоруссия», 28.07.1987). После того, как редакция «Советской Белоруссии» отказалась печатать его, материал распространялся в машинописных копиях. Позже был опубликован в «Студэнцкай думцы» № 3 за 1989 год.
Альтернативное видение истории Белоруссии вызвало раздражение власти, несколько раз на квартиру к Ермоловичу сотрудники КГБ приносили повестки с требованием явиться и разобраться с «извечной самостоятельностью белорусов». Исторические произведения Ермоловича лежали неопубликованными в редакциях журналов, несмотря на то, что эти работы были очень популярны и в большом количестве распространялись самиздатом. Только со времен перестройки свет увидели несколько работ Ермоловича.
Особое внимание уделял политической истории древних земель Белоруссии.Опровергал тезис российских историков о завоевании «летувисами» (терминология автора) белорусских земель во 2-й половине ХIII века. Локализовал территорию исторической Литвы в пределах современной территории Республики Беларусь, Великое Княжество Литовское характеризовал как белорусское государство.
> FlaviusA , чёрт побери , неужели ты думаешь я не знал ? Я написал так , как мне захотелось написать . Она родилась в Днепропетровской губернии ! quoted1
Думал скорее знаешь, чем нет. Но наши хотения не всегда понятны остальным, когда понятны нам самим.
> Мама , слава богу жива . Ей 85 отпраздновали 'этим летом . 85 залпов в её честь отгремело в белорусском небе . quoted1
Залпов чего, хлопушек-фейерверков? А моей бабушке в декабре будет 90...
Белорусские сказки Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
> Альтернативное видение истории Белоруссии вызвало раздражение власти, несколько раз на квартиру к Ермоловичу сотрудники КГБ приносили повестки с требованием явиться и разобраться с «извечной самостоятельностью белорусов». Исторические произведения Ермоловича лежали неопубликованными в редакциях журналов, несмотря на то, что эти работы были очень популярны и в большом количестве распространялись самиздатом. Только со времен перестройки свет увидели несколько работ Ермоловича. > > Особое внимание уделял политической истории древних земель Белоруссии.Опровергал тезис российских историков о завоевании «летувисами» (терминология автора) белорусских земель во 2-й половине ХIII века. Локализовал территорию исторической Литвы в пределах современной территории Республики Беларусь, Великое Княжество Литовское характеризовал как белорусское государство. quoted1
Наверное и в Баварии найдутся "смельчаки" утверждать, что Святая Римская империя германской (!) нации была древним государством баварцев... А немцы (!) - о гады! - их поработили, отняли язык... превратили в Немецкий (!) Рейх... ну, сволочи немцы в общем...
Вот так и белорусские хуторяне возникают... вот тока с Литвой им 100% обломится как белорусским государством... и ООН на это никогда не пойдет - протестуйте ни протестуйте, хуторские нарезы земли свои берегите, а то все в города политиканствовать от земли убежали, мыслители
>>> >>> GROZA866 (Олег866) писал(а) в ответ на сообщение: >>>> >>>> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение: >>>>> >>>>> Никто не будет ничего выяснять.У литвинов-беларусов своя древняя история у русинов-вкраинцев своя. >>>> Кто это ? >>>> Многое было общим и имело одни корни.Но есть свои особенности что имеет право на уважение. >>>> Общим было холопское ,,свинопаское" прошлое . Общим было и спасение русским царём из польского ярма . >>>> История украинцев и белорусов отличается от истории московитов.
>>>> Это когда вы свиней пасли ? Ну забудь уже , русские же выручили . Не всех поляки на виселицах плотами успели сплавить . Не всех девчат ваших перечпокали . История одного народа не может разительно отличаться . Или тебе бытие польским свинопасом ближе , чем советское прошлое ?
>>> >>> Да.Это когда стали Российской империей.все вместе были холопами,русины,литвины и великороссы.Нет свиней мы не пасли .Мы пасли поросят.А свиней пасли московиты.Хотя вру.Московиты не ели свинину.Вера не позволяла.Так вот перечпокали московиты беларуских девчат и наплодились такие янычары как ты.Так ты что бы за мать отомстить насильникам прислуживаешь. quoted3
>>Ты кажись совсем уже с катушек слетел . Читаешь твой маразм и диву даёшься , до чего народ с Нэньки дошёл . Ты , тупая сука . Но я тебе , попытаюсь , ДБ , объяснить . Не знаю , какой печенег твою насиловал , принуждаю к браку , моя вышла замуж по большой любви . Далее , моя мама урождённая Нижегородской губернии , в 16 лет перевезённая на Кубань родным братом-танкистом , освобождавшим эту Кубань , как и твою Украину и бравшему Берлин . Закончив Одесский с/х институт по виноделию, попала по распределению в Белоруссию . Там и встретила отца . Мне кому мстить , белорусской родне ? Девять лет отхолостяковав на Украине , я провёл чудные вечера порядка с сорока девчатами . Паспорт не спрашивал , но украинки среди них точно были . Может приедешь мне мстить , тупой укр ? Жена у меня урождённая Днепропетровской губернии , может отомстишь мне , тупой укр ? Да пошёл ты , убожество . quoted2
> > Ну так а мы тут в неньке с тебя смеемся.Смеемся русские,украинцы,беларусы,таары,евреи,га гаузы,литовцы,грузины и ....Смешной ты Гроза хоть и человек вроде как и не плохой. quoted1
К тому чтор ты тут перечислил , добавь ещё 140 народов России и представь ихнюю ржачку над твоими опусами про Великую Укрию . А человек ты вредный .
> GROZA866 (Олег866) писал(а) в ответ на сообщение:
>> >> Так и говорю , в России достаточно белорусов с высшим образование , классных специалистов . Как гражданских , так и военных . quoted2
> > А как ты узнал что они белорусы?Ну вот ты сам типа белорус ,это чем выражается?Немец на немецком говорит,француз на французском ну а как ты белорусов видишь в России? quoted1
На лбу Лакашенко нарисован у одних , и скачущий на осляти лЫцьвин у других . Мы многие тут друг друга знаем и дружим . Украинцы , белорусы , русские , татары , казахи , азербайджанцы и многие другие . Встречаемся
Конечно же зомбируемся Киселёв ТВ . И смеёмся над муйданутыми . Посидели в пятницу с друзьями в гараже . Потом перешли на домашний самогон со знаком качества . Потом шлифуется дома живым разливным пивком .
Нас было пятеро , три украинца , белорус и русский . Всё у нас тут ОК . Парни с Винницкой , Запорожской , Донецкой областей . И среди них нет дебилов с твоими взглядами .
FlaviusA (FlaviusA) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Мама , слава богу жива . Ей 85 отпраздновали 'этим летом . 85 залпов в её честь отгремело в белорусском небе . > > Залпов чего, хлопушек-фейерверков? А моей бабушке в декабре будет 90... quoted1
Ты думал мне Лукашенко парадную батарею выпишет ? Сейчас такие ,,хлопушки -фейверки " можно купить , что мало чем от залпа артиллерийской батареи отличаются .
>>> >>> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение: >>>> >>>> GROZA866 (Олег866) писал(а) в ответ на сообщение: >>>>> >>>>> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение: >>>>>> >>>>>> Никто не будет ничего выяснять.У литвинов-беларусов своя древняя история у русинов-вкраинцев своя. >>>>> Кто это ? >>>>> Многое было общим и имело одни корни.Но есть свои особенности что имеет право на уважение. >>>>> Общим было холопское ,,свинопаское" прошлое . Общим было и спасение русским царём из польского ярма . >>>>> История украинцев и белорусов отличается от истории московитов. >>>>> Это когда вы свиней пасли ? Ну забудь уже , русские же выручили . Не всех поляки на виселицах плотами успели сплавить . Не всех девчат ваших перечпокали . История одного народа не может разительно отличаться . Или тебе бытие польским свинопасом ближе , чем советское прошлое ?
>>>>
>>>> Да.Это когда стали Российской империей.все вместе были холопами,русины,литвины и великороссы.Нет свиней мы не пасли .Мы пасли поросят.А свиней пасли московиты.Хотя вру.Московиты не ели свинину.Вера не позволяла.Так вот перечпокали московиты беларуских девчат и наплодились такие янычары как ты.Так ты что бы за мать отомстить насильникам прислуживаешь. >>> Ты кажись совсем уже с катушек слетел . Читаешь твой маразм и диву даёшься , до чего народ с Нэньки дошёл . Ты , тупая сука . Но я тебе , попытаюсь , ДБ , объяснить . Не знаю , какой печенег твою насиловал , принуждаю к браку , моя вышла замуж по большой любви . Далее , моя мама урождённая Нижегородской губернии , в 16 лет перевезённая на Кубань родным братом-танкистом , освобождавшим эту Кубань , как и твою Украину и бравшему Берлин . Закончив Одесский с/х институт по виноделию, попала по распределению в Белоруссию . Там и встретила отца . Мне кому мстить , белорусской родне ? Девять лет отхолостяковав на Украине , я провёл чудные вечера порядка с сорока девчатами . Паспорт не спрашивал , но украинки среди них точно были . Может приедешь мне мстить , тупой укр ? Жена у меня урождённая Днепропетровской губернии , может отомстишь мне , тупой укр ? Да пошёл ты , убожество . quoted3
>> >> Ну так а мы тут в неньке с тебя смеемся.Смеемся русские,украинцы,беларусы,таары,евреи,га гаузы,литовцы,грузины и ....Смешной ты Гроза хоть и человек вроде как и не плохой. quoted2
>К тому чтор ты тут перечислил , добавь ещё 140 народов России и представь ихнюю ржачку над твоими опусами про Великую Укрию . А человек ты вредный . quoted1
Та по фиг мне какой то там смех.Им этим народам сейчас не до смеха.Им главное что бы на Бояришник денег хватило.
Вацлав Леонардович Ивановский (белор. Вацлаў Леанардавіч Іваноўскі; 25 мая (7 июня) 1880 — 7 декабря 1943, Минск) — белорусский общественный деятель, профессор.
Один из основателей Белорусской революционной громады и Белорусской социалистической громады. С 1907 года издавал в Санкт-Петербурге газету на белорусском языке.В 1918 году — министр образования в правительстве Белорусской народной республики. С осени 1919 года — член Временного Белорусского исполнительного комитета, издатель журнала «Рунь». С марта 1920 года — ректор Минского педагогического института.
В 1922—1939 годах — в Польше, профессор Варшавского политехнического института. После присоединения Западной Белоруссии к СССР в 1939 году — преподаватель Вильнюсского университета. После начала Великой Отечественной войны стал сотрудничать с немецкими оккупантами и 17 ноября 1941 года стал бургомистром Минска Один из лидеров подпольной организации белорусских националистов. Поддерживал тайные связи с Армией Крайовой и пытался через польское подполье войти в контакт с правительством Великобритании .
Застрелен в декабре 1943 года агентом НКГБ СССР, вскочившим в его пролётку. Похоронен на Кальварийском кладбище г. Минска