Правила форума | ЧаВо | Группы

Беларусь

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница
Следующая страница →К последнему сообщению

История Беларуси

  aleksandr kyncevich 23798
23798


Сообщений: 22615
23:02 13.04.2016
FlaviusA (FlaviusA) wrote in reply to сообщение:
> aleksandr kyncevich 23798 (23798) писал(а) в ответ на post:
>> если бы это было так, то не нёс бы этот ушлёпок хрень тупую, как и ты например, а про замки Сапег, Радзивилов, Гальшанских, как польских вельмож, так ваще похоже жабье удушение, это же ушлепизм конкретный, людей и их предков, урождённых беларуской землёй с какого то рожна поляками обзывать, разве, что обезумевший от злобы мо$каль на такое способен
quoted2
>
> Ты бы Саша почитал хотя бы краткий очерк Игнатовского, знал бы тогда что после Люблинской унии белорусская шляхта ополячилась практически вся.
quoted1
ополячилась это как, стала считать себя "польским миром"? что и православная шляхта тоже туда же?

Итогами Люблинской унии осталась недовольная большая часть магнатов ВКЛ, которой пришлось делить политическую власть с магнатами Польши. Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей Наряду с политическими ограничениями белорусская шляхта почувствовала и экономические ограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединены к Польше. Польская же шляхта стала активно пользоваться правом приобретения имений в княжестве. Все это явилось основой сепаратистских и даже антипольских настроений в Беларуси в 70 – 90 гг. XVI в. принятие в 1588 г. своего свода законов – Статута – по существу сводило на нет некоторые положения Люблинской унии. Например, было записано, что занимать государственные посты и получать земли в ВКЛ могут только граждане ВКЛ.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  FlaviusA
FlaviusA


Сообщений: 6456
08:07 14.04.2016
Литвинизм давно аргументированно разобран и похоронен: http://lietuvos.istorija.net/lituanistica/litvi...

Ну а то, что у всяких невежественных лохов типа Морена всё с ног наголову - западнорусизм признак отсутствия знаний, а литвинизм признак "присутствия" - на то они и лохи. Они даже не знают в принципе, что такое аргументация, как можно опровергать аргументы а как нельзя. Убожество, по знаниям не тянущее даже на среднего любителя , спорит с профессионалами с таким апломбом, что можно подумать перед нами просто какой-то кандидат исторических наук, а не инженер-халтурщик. Наверное когда-то придётся его тупо засунуть в игнор, чтобы не мешал своими высерами хоть сколько-нибудь конструктивному обсуждению вопроса.

Дурень, ты разберись хотя бы с основными понятиями в истории, этнологии. Типа обособление/раздробленность, этноним/политоним. Руси у него блин не было, какую-то войну в 1991 выдумал, где якобы белорусы собирались браться за оружие против "советской оккупации" (не знает, что 80% белорусов на референдуме за сохранение СССР проголосвали), про историю БНР, создания БССР даже общих представлений нет. Ты блин хотя бы на 4 по 10-балльной школьную программу выучи. Дело вовсе не в моей "мании величия", а в твоей. Тебе просто в силу общей слабости сего форума мало задницу драли за твоё воинствующее невежество. Сидишь с придуманным мной логотипом и выделываешься. Кароче с меня хватит, даже с Кунцевичем спорить куда интереснее, там хоть какие-то факты можно обсудить.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  FlaviusA
FlaviusA


Сообщений: 6456
08:32 14.04.2016
Азиатская Литва и европейская Москва





Один из краеугольных камней белорусского национализма — миф о Великом княжестве Литовском как об эталонном европейском государстве. Наследуя польской традиции, белорусские националисты противопоставляют европейское ВКЛ азиатской Московии, которая якобы подверглась в XIII–XV веках тотальному «отатариванию» и утратила европейский культурный облик.

Дихотомия «европейское ВКЛ/азиатская Москва» была характерна для белорусского национального проекта с самого начала: ещё классик белорусской литературы Максим Богданович писал, что благодаря нахождению в составе Литвы «белорусы не подвергались воздействию татарщины, как великорусы» и «развивались на старом корне». В постсоветский период фетишизация ВКЛ достигла апогея, оформившись в идеологию литвинизма.

Реальные исторические факты плохо соотносятся с представлениями «свядомых беларусаў» об эталонной европейскости ВКЛ.

Начнём с того, что в XIV–XVI веках литовские князья владели южнорусскими землями в качестве вассалов татарских ханов, выплачивая им дань и получая от них ярлыки на княжение. Последний ярлык от татарского хана великий князь литовский и король польский Сигизмунд II получил в 1560 году, а московский князь — в 1432-м.

Следующий примечательный факт: литовские князья активно привлекали на свою территорию татар из Крыма и Поволжья и обеспечивали им самые комфортные условия. Известный русский тюрколог Антон Осипович Мухлинский писал:

История Великого княжества Литовского в своё время представляет нам необыкновенное событие. Когда вся Европа вооружилась мечом и ненавистью против мусульман, тогда благоразумная политика государей литовских с любовью и гостеприимством приглашала в свои владения татар, которые принуждены были от стечения разных обстоятельств оставлять свою родину и добровольно переселялись в Литву. Здесь-то именно мудрая предусмотрительность литовских государей наделяла татар землями, покровительствовала их вере и, в последствии времени, сравняла их с туземными дворянами, избавив от всех почти налогов…

На Руси все пленные принадлежали или великим князьям и царям, или частным лицам: к первой категории относились именно цари и мурзы татарские; пленный же мусульманин, бывший в частном владении и не принявший православие, находился в полном рабстве. Витовт, напротив, жаловал им земли, определив только пожалованному обязанность являться на военную службу… Он также поселял их в городах; а на Руси не допускали татар селиться в городах… Он также освободил поселённых татар от всяких платежей, податей и поборов. Наконец, дозволил им свободу их вероисповедания, не принуждая их переменить религию и даже скрываться с её обрядами. Таким способом они [татары] пользовались всеми правами гражданства и жили в Литве, как будто на родине, со своею верою, языком и обычаями («Исследование о происхождении и состоянии литовских татар». Санкт-Петербург, 1857 г).


Выходцы из Крыма и Поволжья, жившие в Великом княжестве Литовском, а позже — в Речи Посполитой, со временем образовали самостоятельную этнотерриториальную общность, которую сегодня во всём мире обозначают термином «литовские татары», а в Белоруссии — «белорусские татары». На протяжении веков основным занятием литовских татар была военная служба. Они составляли значительную часть конных войск ВКЛ. Так, немецкие хроники, объясняя причину поражения крестоносцев в битве под Грюнвальдом (1410 г.), указывают на большое количество татар на стороне литовского князя Витовта — от 20 до 40 тысяч человек. Хроники отмечают, что великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в битве от руки татарского воина Багардина.





Литовские татары

В XVI–XVII веках в Речи Посполитой (частью которой в 1569 году стало ВКЛ) жили, по разным оценкам, от 100 до 200 тысяч татар. Бо́льшая часть из них обосновалась на территории сегодняшней Белоруссии. Несмотря на свою многочисленность, татары Белой Руси довольно быстро подверглись языковой ассимиляции — перешли со своих тюркских диалектов на западнорусский язык, который записывали при помощи арабского алфавита. Такие тексты получили название «китабы».





Пример китаба с переводом на кириллицу

Любопытно, что «белорусский арабский алфавит» многие лингвисты считают наиболее подходящим для записи белорусского литературного языка. Как отмечает витебский учёный В. Нестерович, в текстах, записанных арабским письмом, «полнее, чем в рукописях, созданных кириллицей, отразились фонетические особенности белорусского языка. Язык китабов отличается от языка древних белорусских письменных памятников, он ближе к белорусскому народному языку. В текстах отразились белорусская лексика, фразеология, белорусский синтаксис. С помощью арабской графики, приспособленной к белорусской фонетике, более точно, по сравнению с кириллическими письменными памятниками, передаются некоторые звуковые особенности белорусского языка». Совет свядомым товарищам: скорее переводите белмову на арабский алфавит.





Флаг литовских татар, до смешного похожий на БЧБ — флаг белорусский националистов

Главным этническим маркером литовских татар был ислам, к которому в ВКЛ и Речи Посполитой относились весьма толерантно. Первая мечеть в Минске появилась в 1599 году (в Москве — в 1744-м). К XVII веку мечети действовали в Гродно, Новогрудке, Заславле и некоторых других белорусских городах.





Каменная соборная мечеть в Татарской слободе Минска, построенная в 1901 году на месте старой деревянной мечети конца XVI века


Город Ивье, расположенный на западе Гродненской области, до сих пор считается «татарской столицей» Белоруссии, там в основном живут потомки литовских татар. Примечательно, что в Ивьевском районе родился патриарх современного белорусского национализма Зенон Позняк, тоже имеющий татарские корни.





Зенон Позняк — главный белорусский борец с «московской Ордой»

В исторической литературе белорусских татар обычно изображают горячими патриотами Речи Посполитой, что, в общем-то, соответствует действительности. «Вместе с белорусскими, польскими и литовскими патриотами татары боролись за освобождение Речи Посполитой от стран завоевателей, — пишет белорусский учёный татарского происхождения Ибрагим Конопацкий. — Генералы Чимбай Мурза Рудницкий, Юсуф Беляк, Якуб Ясинский, Матей Сулькевич, Александр Мильковский, Юсуф Базаревич, полковники Гасан Конопацкий и Мустафа Якубовский, много других воинов-татар за свои ратные дела завоевали гордость и уважение белорусского и польского общества». Упомянутые Юсуф Беляк и Якуб Ясинский в 1794 году до последнего защищали Варшаву от русских войск под командованием Александра Васильевича Суворова.





Белорусские татары, начало XX века

Ещё одна характерная азиатская черта Речи Посполитой — идеология сарматизма, которая начиная с XVI века приобрела огромную популярность в шляхетской среде. Согласно ей, польско-литовские шляхтичи считались не славянами (как их холопы), а потомками сарматов — древних степных кочевников. Сарматизм привнёс в культуру Речи Посполитой черты азиатской эстетики, что отчётливо выделило её среди других культур Европейского континента.

В частности, специфика польско-литовской культурной традиции нашла отражение в сарматских портретах XVI–XVIII веков. На них ясновельможные паны изображались в нарочито восточной одежде: жупанах и контушах с цветастыми поясами. Прототипами столь любимых белорусскими самостийниками слуцких поясов были пояса, привезённые из Османской империи и Персии, их производство на территории Белоруссии наладил турецкий мастер армянского происхождения Ованес Маджаранц.





Лукашенко с первым слуцким поясом, выпущенным белорусским госпредприятием

В Российской Империи, в отличие от Речи Посполитой, представители высшего сословия позировали для портретов так, как это было принято во всей остальной Европе, без сарматской азиатчины — изображать дворян в татарской одежде никому бы просто в голову не пришло. Может быть, в том числе и по этой причине евразийское польское недоразумение с его особой шляхетско-сарматской духовностью так легко поделили между собой взрослые европейцы.





Где «польский европеец», а где «русский азиат»?

Мечтания полуобразованной самостийной интеллигенции о рыцарях и замках — это одно. Реальная история — совсем другое, и она недвусмысленно показывает, что «эталонная европейскость» ВКЛ преувеличена раз в десять. Поэтому, когда очередной литвин в следующий раз начнет кривляться перед вами и строить из себя «настоящего европейца», просто расскажите ему про литовских татар и сарматизм. Гарантируем — вашего собеседника тут же увезут на «скорой» с подозрением на разрыв шаблона.

Кирилл Аверьянов-Минский

http://sputnikipogrom.com/history/52636/grand-a...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  FlaviusA
FlaviusA


Сообщений: 6456
08:38 14.04.2016
Немного тенденциозно (например рожа у Позняка обычно выглядит чуть менее татарской), но в целом очень верно.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  FlaviusA
FlaviusA


Сообщений: 6456
10:53 14.04.2016
aleksandr kyncevich 23798 (23798) писал(а) в ответ на [post=/belorussia/1458222391_37.html#1460577738]:

>ополячилась это как, стала считать себя польским миром? что и православная шляхта тоже туда же?



Перешла на польский язык и приняла католичество.



>Итогами Люблинской унии осталась недовольная большая часть магнатов ВКЛ, которой пришлось делить политическую власть с магнатами Польши.Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских ...
aleksandr kyncevich 23798 (23798) писал(а) в ответ на сообщение:
> ополячилась это как, стала считать себя "польским миром"? что и православная шляхта тоже туда же?
quoted1

Перешла на польский язык и приняла католичество.
> Итогами Люблинской унии осталась недовольная большая часть магнатов ВКЛ, которой пришлось делить политическую власть с магнатами Польши.Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей Наряду с политическими ограничениями белорусская шляхта почувствовала и экономические ограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединены к Польше. Польская же шляхта стала активно пользоваться правом приобретения имений в княжестве. Все это явилось основой сепаратистских и даже антипольских настроений в Беларуси в 70 – 90 гг. XVI в. принятие в 1588 г. своего свода законов – Статута – по существу сводило на нет некоторые положения Люблинской унии. Например, было записано, что занимать государственные посты и получать земли в ВКЛ могут только граждане ВКЛ.
quoted1

Ну, про владение землёй - это факт известный, но думается данное положение Статута 1588 г. сошло на нет к середине-концу 17 века.

Магнаты говоришь, вот почитай:

Асабліва важнымі для ўтварэньня вуніі былі соцыяльныя прычыны. Справа ў тым, што ў Рэчы Паспалітай шляхта ў гэты час ужо адабрала ад магнатаў іх пераважнае, домінуючае палажэньне ў дзяржаве. Уся ўлада там была ўжо ў руках шляхты. Што датычна да Беларусі і Літвы, то тут магнаты яшчэ ня згубілі свайго старшынства і адціскалі шляхту на другі плян. Зразумела, што гэта парушала інтарэсы і пажаданьні беларускай шляхты. Яна жадала знаходзіцца ў тым самым палажэнні, у якім знаходзілася шляхта ў Польшчы. Сярод літоўска-беларускіх колаў вынікла зусім правільная думка, што атрымаць верх над сваімі магнатамі яны здужаюць куды лягчэй, калі іх гаспадарства ўтворыць рэальную вунію з Полынчай. Пры дапамозе вуніі беларуская шляхта думала зраўняцца ў правох і прывілеях з польскай шляхтай. Што справа абстаяла так, сьведчаць факты. Вядома, напрыклад, што яшчэ ў 1562 годзе беларуская шляхта, сабраўшыся пад Віцебскам, утварыла так званую конфэдэрацыю, якая паставіла сабе за мэту, каб дабівацца ўсімі сіламі вуніі з Польшчаю.

И ещё:

Вунія 1569 году шырока адчыніла браму для польскага ўплыву. Праўда, гэты ўплыў існаваў і раней, але ён ня мог быць моцным. Цяпер для гэтага ўплыву ня было аніякіх перашкод. Польшча скарыстала польскі настрой беларускай шляхты і цяжкае палажэньне вялікага княства, скасавала яго самабытны політычны твар і прагнулася скасаваць твар культурны і нацыянальны. Гэта было грунтоўным недахватам вуніі, каторы налажыў сваю пячатку на далейшае сумеснае існаваньне кароны і княства. Вунія была эгоістычнай з боку Польшчы. З далейшай гісторыі мы ведаем, што пры націску Масквы і татар княства нават не атрымала ад Польшчы тэй дапамогі, якую Польшча абяцала даць. Беларусь, апроч таго, увашла ў дзяржаўны організм такога гаспадарства, каторае ўжо пачало хварэць і політычна і соцыяльна. Разумеецца, гэтая хвароба перадалася і Беларусі. З культурнага боку Беларусь таксама прайграла, бо польскі культурны ўплыў адарваў ад народу вышэйшыя станы, каторыя, апалячыўшыся, сталі чужымі для свайго народу як культурная сіла.

http://jivebelarus.net/history/gistografia/shor...
Ссылка Нарушение Цитировать  
11:44 14.04.2016




Ссылка Нарушение Цитировать  
11:52 14.04.2016
FlaviusA (FlaviusA) писал(а) в ответ на сообщение:
> Немного тенденциозно (например рожа у Позняка обычно выглядит чуть менее татарской), но в целом очень верно.
quoted1

Зенон поздняк-черкашня.











Ссылка Нарушение Цитировать  
  Bulbash
Bulbash


Сообщений: 41722
12:41 14.04.2016
а суть в том,что Зянон - папист католик. Как и 99 % пятой колонны - ляхи,католики,юдеи.. :56: Дух - Религия - Вера выше этноса - народа. Запад (католич. и протестант.) Русь всегда ненавидел и пытался ограбить и захватить.
а суть в том,что Зянон - папист католик. Как и 99 % пятой колонны - ляхи,католики,юдеи.. Дух - Религия - Вера выше этноса - народа. Запад (католич. и протестант.) Русь всегда ненавидел и пытался ограбить и захватить.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  aleksandr kyncevich 23798
23798


Сообщений: 22615
13:03 14.04.2016
FlaviusA (FlaviusA) писал(а) в ответ на сообщение:
> aleksandr kyncevich 23798 (23798) писал(а) в ответ на сообщение:
>> ополячилась это как, стала считать себя "польским миром"? что и православная шляхта тоже туда же?
quoted2
>
> Перешла на польский язык и приняла католичество.
quoted1
я разговариваю на российском диалекте русского языка, и конфессиально под Московским Патриархатом, значит я уже не беларус, а ороссияненный гражданин Беларуси в Союзном Государстве двух народов, называйте тогда меня "ороссияненным русофобом", я не удивлюсь
Развернуть начало сообщения


>
> Магнаты говоришь, вот почитай:
> Асабліва важнымі для ўтварэньня вуніі былі соцыяльныя прычыны. Справа ў тым, што ў Рэчы Паспалітай шляхта ў гэты час ужо адабрала ад магнатаў іх пераважнае, домінуючае палажэньне ў дзяржаве. Уся ўлада там была ўжо ў руках шляхты.
quoted1
Писанина не научная, в этом случае автору нужно было писать не "у Рэчы Паспалитай", а в Польской Короне или Королевстве Польском, Речь Посполита и Королевство Польское это не одно и тоже, как многим бы хотелось.
> Што датычна да Беларусі і Літвы, то тут магнаты яшчэ ня згубілі свайго старшынства і адціскалі шляхту на другі плян. Зразумела, што гэта парушала інтарэсы і пажаданьні беларускай шляхты. Яна жадала знаходзіцца ў тым самым палажэнні, у якім знаходзілася шляхта ў Польшчы. Сярод літоўска-беларускіх колаў вынікла зусім правільная думка, што атрымаць верх над сваімі магнатамі яны здужаюць куды лягчэй, калі іх гаспадарства ўтворыць рэальную вунію з Полынчай. Пры дапамозе вуніі беларуская шляхта думала зраўняцца ў правох і прывілеях з польскай шляхтай. Што справа абстаяла так, сьведчаць факты. Вядома, напрыклад, што яшчэ ў 1562 годзе беларуская шляхта, сабраўшыся пад Віцебскам, утварыла так званую конфэдэрацыю, якая паставіла сабе за мэту, каб дабівацца ўсімі сіламі вуніі з Польшчаю.
quoted1
Не мешало бы данному "писателю" обратиться к словарю и усвоить понятие confoederatio, и уже в этом контексте
анализировать действия литовской (беларуской) шляхты
> И ещё:
> Вунія 1569 году шырока адчыніла браму для польскага ўплыву. Праўда, гэты ўплыў існаваў і раней, але ён ня мог быць моцным. Цяпер для гэтага ўплыву ня было аніякіх перашкод. Польшча скарыстала польскі настрой беларускай шляхты і цяжкае палажэньне вялікага княства, скасавала яго самабытны політычны твар і прагнулася скасаваць твар культурны і нацыянальны.
quoted1
Бредятина полная, хотеть не значит мочь, мало кто чего хотел и остался при несбыточных мечтах, а некоторые даже застрелились.
> Гэта было грунтоўным недахватам вуніі, каторы налажыў сваю пячатку на далейшае сумеснае існаваньне кароны і княства. Вунія была эгоістычнай з боку Польшчы. З далейшай гісторыі мы ведаем, што пры націску Масквы і татар княства нават не атрымала ад Польшчы тэй дапамогі, якую Польшча абяцала даць. Беларусь, апроч таго, увашла ў дзяржаўны організм такога гаспадарства, каторае ўжо пачало хварэць і політычна і соцыяльна. Разумеецца, гэтая хвароба перадалася і Беларусі. З культурнага боку Беларусь таксама прайграла, бо польскі культурны ўплыў адарваў ад народу вышэйшыя станы, каторыя, апалячыўшыся, сталі чужымі для свайго народу як культурная сіла.
quoted1
опять же противоречие, "вышэйшыя станы" это как раз магнаты, а не шляхецкая мелочь как бы желающая уравняться с князьями и графьями,
а последние никогда поляками бы не стали, если бы их Московия не вынудила покинуть Отчизну, то же средняя и мелкая шляхта хорошо знала чьих государств они подданные, а о том что они ополячились, обычная политконьюктурная пропаганда, антинаучная к тому же
Ссылка Нарушение Цитировать  
  aleksandr kyncevich 23798
23798


Сообщений: 22615
13:44 14.04.2016
FlaviusA (FlaviusA) писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> Кирилл Аверьянов-Минский
>
> http://sputnikipogrom.com/history/52636/grand-a...
quoted1

ВКЛ -Европа, Московия -Азия это даже не обсуждается, как бы противники этой аксиомы не изощрялись по этому поводу. Когда в текстах приведены примеры типа от 100 до 200 тыс. татар жило в ВКЛ, становиться понятно
кто водил пером по бумаге, это то же самое, что сказать население Индии
от 1 до 2 миллиардов, и все они танцуют и поют с утра до вечера , т.е.
сей опус-фельетон к теме по истории не катит и расчитан на туповатого, но наровистого обывателя, псевдопатриота.
Ссылка Нарушение Цитировать  
14:33 14.04.2016
aleksandr kyncevich 23798 (23798) писал(а) в ответ на сообщение:
> ВКЛ -Европа, Московия -Азия это даже не обсуждается
quoted1

Кем?

...современники утверждали, что воинов ВКЛ нельзя отличить от турок...

http://terra-teutonica.ru/topic1004-40.html?vie...
Нравится: Bulbash
Ссылка Нарушение Цитировать  
14:37 14.04.2016
«На голове его, Витольда, было легкое испанское сомбреро; камзол на нем был из желтаго шелка, застегнутый до самаго подборка на золотыя пуговицы с петлицами; штаны розовые, татарскаго покроя, из-под которых выглядывала обувь из красной кожи с золотыми шпорами. Камзол был стянут нешироким поясом из вышитой золотом тесьмы, застегнутым богатою пряжкой, к которому были прикреплены богато украшенныя скобки с крючками для сабли. Сверху камзола был надет кафтан гранатоваго цвета, литовскаго покроя, но коротко обрезанный. Из-под застегнутаго камзола, над поясом, выглядывала рукоятка кинжала, осыпанная драгоценными камнями. Когда посольство подошло к дверям приемной залы, то перед ним отворили двери, остерегаемые восемью гайдуками огромнаго роста, по четыре с обеих сторон дверей. В руках имели они серебряные бердыши с остриями из полированной стали, а на голове — черныя мохнатыя шапки в локоть величиною, обвитые спирально золотыми галунами, концы которых во множестве спадали им на плеча; шапки были застегнуты золотыми чешуями; каждый из них был с огромными усами, но без бороды. В глубине залы сидел великий князь Витольд на богато убранном кресле, по обеим сторонам котораго стояло по два молодых пажа, одетые все в белом; немного далее стояли два стола покрытые богатыми персидскими коврами, а за ними сидели на скамьях министры, советники и секретари».

http://www.russianresources.lt/archive/Navr/Nav...
Ссылка Нарушение Цитировать  
14:39 14.04.2016
Лiтоўскiя князi Гедымiн, Вiтаўт i iнш. ахвотна запрашалi татар з Залатой Арды i Крыма, выкарыстоўваючы iх у барацьбе з Тэўтонскiм ордэнам, а таксама з асобнымi ордамi, варожымi Лiтве. Тут знаходзiлi сабе прыстанак беглыя ханы i прэтэндэнты на ханскi трон. У Лiтву у 1395 г. адступiў вялiкi залатаардынскi хан Тахтамыш са сваей дружынай пасля паражэння ад Цiмура; гасцiнна прыняты Вiтаўтам, ён пасялiўся у Лiдзе. У вынiку паспяховага паходу Вiтаўта i Тахтамыша пад Азоў (1397) у рукi пераможцаў трапiла багатая здабыча i шмат ваеннапалонных татар, яны былi «пасаджаны на зямлю» каля Вiльнi, у Лiдскiм, Ашмянскiм, Наваградскiм, Брэсцкiм паветах. У сваю чаргу, татарскiя орды, што атабарылiся на поўднi, у Прычарнамор'i i Крыме, не раз рабiлi набегi на Украiну i Беларусь, грабiлi мясцовае насельнiцтва, уводзiлi у палон жыхароў. У 1506 г. князь Мiхаiл Глiнскi (дарэчы, выхадзец з татарскага роду) прыпынiў чарговы набег крымскiх татар i разбiў iх на р. Лань каля Клецка; 4 тысячы палонных татар былi паселены тады у наваколлi Клецка i у Мiнску, дзе яшчэ у пачатку XX ст. iснавала Татарская слабада i дзейнiчала татарская мячэць (зруйнавана у канцы 60-ых гг.).


У другой палове XVII — XVIII ст. у татарскiм асяроддзi знiкаюць племянныя адрозненнi, татарскiя пасяленцы ўсё часцей прымаюць беларускiя прозвiшчы: Кандратовiчы (нашчадкi племя кунгратаў), Бараноўскiя (нашчадкi роду Барын), Александровiчы, Гембiцкiя, Карыцкiя, Канапацкiя, Смольскiя i iнш. Татары страцiлi сваю цюркскую мову (кыпчакскiя гаворкi) i карысталiся беларускай цi польская; на беларускай мове арабскiм пiсьмом былi напiсаны татарскiя кнiгi — Кiтабы, дзе пададзены апiсаннi мусульманскiх абрадаў, звычаяў, а таксама легенды, паданнi, усходнiя казкi, павучэннi. Кiтабы — каштоўнейшая крынiца па вывучэнню татарскага народа, яго этнiчнай гiсторыi, этнапсiхалогii, вытокаў i шляхоў развiцця самабытнай мусульманскай культуры, яе адаптацыi у iншамоўным асяроддзi.

Мноства татар служыла у царскiх войсках у розных месцах Расiйскай iмперыi. Дастаткова сказаць, што у час першай сусветнай вайны на службе у рускай армii знаходзiлася 18 «лiтоўскiх» татар-генералаў i сотнi афiцэраў. Частка татар прымала хрысцiянства i паступова асiмiлявалася.

http://ethno.iatp.by/2/e11f.htm
Ссылка Нарушение Цитировать  
14:40 14.04.2016
Тюркские языки, на которых говорили поселившиеся в ВкЛ татары, довольно быстро начали выходить из употребления. Анонимный автор документа «Рисале - и татар - и Лех» уже в 1558 г. указывал на то, что некоторая часть его соплеменников «покинула свой родной язык и употреб**ет польский». О быстрой утрате языка литовскими татарами свидетельствуют и другие источники XVI в. Так, в рукописи Луцкевича содержится высказывание на белорусском языке, из которого видно, что оно относится к тому времени, когда процесс языковой ассимиляции татар еще не завершился, но среди татар уже были лица, не знающие своего родного языка и владеющие белорусским: «Кали па татарску не вмейе то па руску нехай абракаеца». Приведенный совет находится среди текстов наставлений о молитве и обращен к законоучителю мусульманской религии.. Основываясь на различных имеющихся сведениях, можно считать, что основная масса литовских татар уже в конце XVI в. не говорила на родном языке (одном из тюркских диалектов).
К XIX в. они в большинстве своем перестали считать себя татарами: «Мы не татары, но шляхта мусульмане, – говорили они, – и татарами нас называют только крестьяне»..

http://vilnius.atspace.com/story_t.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  FlaviusA
FlaviusA


Сообщений: 6456
16:05 14.04.2016
Bulbash (Bulbash) писал(а) в ответ на сообщение:
> а суть в том,что Зянон - папист католик. Как и 99 % пятой колонны - ляхи,католики,юдеи.. Дух - Религия - Вера выше этноса - народа. Запад (католич. и протестант.) Русь всегда ненавидел и пытался ограбить и захватить.
quoted1

Ваш патриарх сейчас тоже папист.

.
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Сирия

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    История Беларуси. ополячилась это как, стала считать себя польским миром ? что и православная шляхта ...
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия