«Никакого российского общества не существует, а есть только огромная стая зомби в кокошниках на голую «скрєпу», - художник-жлобист Иван Семесюк
Иван Семесюк - первый украинский художник-жлобист. Он создает яркие полотна в поп-артовій эстетике, и герои его произведений - это люди из украинского социального дна. Иван занимается исследованием такого явления, как «жлобство». Недавно в Киеве состоялась выставка Ивана Семесюка и Антона Чадского «Хунта унд Вата», главные герои которой «бандерик» и #####к
«Взгляд» отыскал художника, который сатирически и остро реагирует на то, что происходит в стране.
- Сегодняшняя украинская реальность такова, что удержаться от брани довольно сложно. Помогает ненормативная лексика, по Вашему мнению, снять ту напряженность и грязь, которым буквально исполнилось общество или же, наоборот, дает больше оснований для энергетического накала?
- Да, реальность действительно сложная и нервная, поэтому без «крепкого» слова дать ей истинное и действительно честное определение, довольно сложно. Но надо понимать, что ругань - это не способ коммуникации, а скорее художественный инструмент, порой даже художественно-терапевтический.
- Стоит ли « фильтровать базар»? Вам это удается?
- Всему свое время и свое место, конечно. Но уместность-неуместность каждый определяет сам, руководствуясь собственными вкусами. Здесь все зависит как от природного вкуса и деликатности, так и от воспитания и среды. Вряд ли можно научить кого-то «фильтровать базар» в этом смысле. Пользование ругательством является всего лишь частью более широкого искусства пользование словом вообще. Здесь уже речь идет о общий культурный и умственный уровень.
- Вам не кажется, что такой творческий проект, как «Хунта унд вата» спровоцирует еще большее информационное обострение и противостояние между украинским и российским обществом?
- Когда страна утром просыпается с мыслью о том не сбросили эти #####асы на наши беленые хатки ядерную бомбу, то о каком еще дополнительное обострение через художественную выставку может идти речь? Тем более, этот проект совместный украинско-российский. Когда мы его создавали, то прекрасно понимали, что время для диалога прошло. Остается сама констатация и диагностика, чтобы вообще понимать, что именно творится, и каким образом этот конфликт устроено. А учитывая то, что сегодня никакого российского общества не существует в принципе, а есть только огромная стая сумеречных зомби в кокошниках на голую «скрєпу», то противостояние на уровне обществ не возможно как факт.
- Есть ли среди ваших произведений, не зависимо от вида искусства, что-то лирическое и не такое провокационное?
- Когда-то, еще в прекрасную пору полового и социального созревания, я действительно имел определенную склонность к романтических и лирических форм. Но предрасположенность - не способность. Каждый должен заниматься тем, что ему лучше всего удается. Балансировать на грани тяжелого цинизма и легкого юмора мне нравится, и это имеет свой резонанс у публики. Поэтому не вижу смысла для лирических экспериментов, тем более талантливых лириков всегда больше, чем способных циников.
- Как Вы думаете, украинцам приманні жлобские черты?Модно ли сейчас быть «жлобенятком»?
- Видите ли, это очень широкая, почти бездонная тема, которая мне, если честно, уже сидит в горле. Наш художественно-аналитический проект “ЖлобАтр” давно и очень вовремя закрыто, по мистическому стечению обстоятельств именно 21 ноября 2013 года. В день начала новой эпохи не только в Украине, но и в мире. Конечно, украинцам присущи базовые жлобские черты, но лично я надеюсь, что жлобом быть уже не модно. Пришло время новых героев, ломается множество устоявшихся, почти непоколебимых стереотипов об Украине и украинцах. Поменялся запрос на популярного персонажа, и этот запрос принесла война. Но иначе и не могло быть.
- Часто Ваши герои перенимают Ваши черты или мысли?
- О, если бы я хоть что-то знал про свои черты, то мог бы ответить на этот вопрос. А мысли чьими-то не бывают, потому что они носятся в воздухе как кусачие насекомые, просто кто-то их притягивает, а кто-то нет.
- Вы - «бандерик» (ред. - один из образов художника)?
- Если я и бандерик, то не только бандерик. Кроме того, еще и агроельф, жлоб, интеллигент на тонких ногах, человечек с очками на мармызе, украиножер, маркурт, оборотень, кастовый расист, турбофольклорний феномен, национал-дарвинист, полковник Махаяны и мелкий буржуа.
- Видела котяку-бандеряку, птахобандерика, свинью, лису. Какие же все-таки зверушки-бандерики преобладают? И почему собственно именно такие образы?
- Если художник вдруг подробно ответит на вопрос: почему именно такие образы преобладают? Знайте одно - он врет, как московит. Художник делает что-то по одной лишь причине - он не может не быть тем, кем он является. А какой именно он, и что именно транслирует через него вселенная, от художника не зависит. На вопрос “почему именно так, а не иначе?” существует один честный ответ - “потому что вот так”.
- А не возникало идеи создать мультик о приключениях бандерика? Была бы такая своеобразная неофольклорна повествование.
- О да, возникали такие мысли, но я не являюсь мастером скетча или же комикса, потому что это просто не мое. Я художник чисто станкового характера, а кроме того, как говорил Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное». Стульев много, а задница одна, хоть я и ухитряюсь ней занять сразу три табуретки. http://pohlyad.com/zhyttya/n/82530
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!