Счетная палата констатировала, что приостановка поставок транспондеров и антенн DSRC для них в Россию может привести к росту цен на устройства для пользователей платных дорог. Запасы устройств от европейских поставщиков заканчиваются, выяснил «Ъ». При этом разрабатываемые отечественные аналоги выходят дороже импортных. В «Автодоре», впрочем, успокаивают: дефицита транспондеров не будет, а цена не превысит 6 тыс. руб.
Счетная палата (СП) обнародовала результаты проверки расходования средств на строительство автодорог, входящих в маршрут Европа—Западный Китай. Среди прочих проблем документ описывает ситуацию с транспондерами — устройствами для списания денег со счета пользователя платных дорог. Эти устройства, напомним, позволяют проехать пункт взимания платы (ПВП) без остановки. А на дорогах с системой «Свободный поток» (ЦКАД, участки М-12 и Московский скоростной диаметр) уже нет и ПВП: деньги списываются автоматически с помощью системы камер. При этом на ряде трасс транспондеры позволяют получить скидку к базовому тарифу. В обороте, по оценкам СП, у граждан 3,5 млн устройств разных эмитентов.
Применяемые в России системы для считывания транспондеров основаны на западных стандартах DSRC, подчеркивают аудиторы, оборудование производится только европейскими компаниями. «В связи с введенными санкциями поставки транспондеров и антенн DSRC в Россию были приостановлены, — говорится в отчете СП. — Отдельные европейские производители отказались от заключения новых контрактов (норвежский Q-Free, австрийский Kapsch), некоторые производители выразили потенциальную готовность (к поставкам. — „Ъ“), но ожидают отмены ограничений и решения вопросов по логистике (французский Gea)». В августе 2022 года, согласно данным СП, запасы транспондеров закончились. Однако в сентябре «Автодор» сумел получить часть новых устройств по действующим договорам с европейскими партнерами, этого хватит до апреля.
Между тем спрос на транспондеры продолжает расти. Так, в конце года откроется движение по всей трассе М-12: по оценкам «Автодора», 70% пользователей трассы понадобятся такие устройства. Если в среднем в месяц продается 15 тыс. устройств ежемесячно, то весной и летом спрос вырастает в три—пять раз, прогнозируют в компании.
В РФ уже предприняты попытки наладить производство отечественных транспондеров. Из материалов СП следует, что ООО «РД Групп» (Санкт-Петербург) получило грант Агентства по технологическому развитию по созданию отечественной микросхемы ASIC (центральная часть европейского транспондера), но появится она не раньше 2024 года, пишут аудиторы. В «РД Групп» и агентстве на запросы «Ъ» вчера не ответили. Обуховский завод (входит в концерн «Алмаз-Антей»), компании Sorb Engineering и Fort Telecom создали устройства с помощью «гибридной технологии» на базе существующих деталей, продолжают в СП. Речь идет о применении простых радиокомпонентов — диодов, транзисторов и т. п., пояснил «Ъ» совладелец Fort Telecom Владимир Макаренко. Остальные компании на запрос «Ъ» не ответили. Первый прототип отечественного транспондера вышел в пять раз крупнее импортного аналога, впоследствии его удалось уменьшить до стандартных размеров, рассказывала ранее зампред правления «Автодора» Виктория Эркенова.
> Счетная палата констатировала, что приостановка поставок транспондеров и антенн DSRC для них в Россию может привести к росту цен на устройства для пользователей платных дорог. Запасы устройств от европейских поставщиков заканчиваются, выяснил «Ъ». При этом разрабатываемые отечественные аналоги выходят дороже импортных. В «Автодоре», впрочем, успокаивают: дефицита транспондеров не будет, а цена не превысит 6 тыс. руб. > > > > > Счетная палата (СП) обнародовала результаты проверки расходования средств на строительство автодорог, входящих в маршрут Европа—Западный Китай. Среди прочих проблем документ описывает ситуацию с транспондерами — устройствами для списания денег со счета пользователя платных дорог. Эти устройства, напомним, позволяют проехать пункт взимания платы (ПВП) без остановки. А на дорогах с системой «Свободный поток» (ЦКАД, участки М-12 и Московский скоростной диаметр) уже нет и ПВП: деньги списываются автоматически с помощью системы камер. При этом на ряде трасс транспондеры позволяют получить скидку к базовому тарифу. В обороте, по оценкам СП, у граждан 3,5 млн устройств разных эмитентов. > > Применяемые в России системы для считывания транспондеров основаны на западных стандартах DSRC, подчеркивают аудиторы, оборудование производится только европейскими компаниями. > «В связи с введенными санкциями поставки транспондеров и антенн DSRC в Россию были приостановлены, — говорится в отчете СП. — Отдельные европейские производители отказались от заключения новых контрактов (норвежский Q-Free, австрийский Kapsch), некоторые производители выразили потенциальную готовность (к поставкам. — „Ъ“), но ожидают отмены ограничений и решения вопросов по логистике (французский Gea)». В августе 2022 года, согласно данным СП, запасы транспондеров закончились. Однако в сентябре «Автодор» сумел получить часть новых устройств по действующим договорам с европейскими партнерами, этого хватит до апреля. > > Между тем спрос на транспондеры продолжает расти. Так, в конце года откроется движение по всей трассе М-12: по оценкам «Автодора», 70% пользователей трассы понадобятся такие устройства. Если в среднем в месяц продается 15 тыс. устройств ежемесячно, то весной и летом спрос вырастает в три—пять раз, прогнозируют в компании. > > В РФ уже предприняты попытки наладить производство отечественных транспондеров.
> Из материалов СП следует, что ООО «РД Групп» (Санкт-Петербург) получило грант Агентства по технологическому развитию по созданию отечественной микросхемы ASIC (центральная часть европейского транспондера), но появится она не раньше 2024 года, пишут аудиторы. В «РД Групп» и агентстве на запросы «Ъ» вчера не ответили. Обуховский завод (входит в концерн «Алмаз-Антей»), компании Sorb Engineering и Fort Telecom создали устройства с помощью «гибридной технологии» на базе существующих деталей, продолжают в СП. Речь идет о применении простых радиокомпонентов — диодов, транзисторов и т. п., пояснил «Ъ» совладелец Fort Telecom Владимир Макаренко. Остальные компании на запрос «Ъ» не ответили. Первый прототип отечественного транспондера вышел в пять раз крупнее импортного аналога, впоследствии его удалось уменьшить до стандартных размеров, рассказывала ранее зампред правления «Автодора» Виктория Эркенова. > > https://news.mail.ru/society/54985557/?frommail=... quoted1