О разнообразии стилистических фигур в современном мире (об эпитетах, гиперболах, метафорах и литотах). В публикации задается риторический вопрос: как согражданам отличить всевозможные стилистические фигуры и тропы от фактического состояния дел, от взвешенной нейтральной систематизированной и проверенной информации?
В послании Президента Федеральному Собранию прозвучали слова о том, что Россию постоянно «цепляют». Президент России Владимир Путин назвал новым видом спорта попытки «цеплять» страну. По словам главы государства, некоторые страны делают это регулярно и без повода. «В некоторых странах завели пренеприличный обычай — по любому поводу, а чаще всего вообще без всякого повода цеплять Россию. Спорт какой-то, новый вид спорта — кто громче что-то скажет», — подчеркнул Владимир Путин. Более того, Владимир Путин сообщал, что Россия всегда будет защищать традиционные ценности. *** Прокомментирую данное высказывание Президента. По моему мнению, важно учитывать следующее. В повседневной жизни часто используются всевозможные эпитеты, гиперболы, метафоры и литоты. Стилистические фигуры и тропы применяются разными участниками правоотношений. Эпитеты, гиперболы, метафоры и литоты возможно встретить в рекламе, в СМИ, в блогах, в речах продавцов и покупателей, на уроках в школах, на студенческих лекциях, в речах пассажиров общественного транспорта, в деловых переговорах, и так далее и тому подобное. И здесь важно суметь вовремя распознать эпитеты, гиперболы, метафоры и литоты. Как их наиболее точно и правильно распознать? Далеко не всегда полученной информации нужно доверять на 100%, принимать ее за правду, реальное состояние дел. Например, если включить почти любое средство связи и коммуникации, то в них сразу же возможно найти множество эпитетов, гипербол, метафор, литот и других стилистических фигур, троп и т. д. Интернет, телевидение, телефония изобилуют всевозможными стилистическими фигурами. Например, «Золотая карта», «Платиновая карта», «Рубиновый партнер». Карты действительно золотые и платиновые? Сколько в них грамм драгоценных металлов? Нет, они не золотые и не платиновые на самом деле. Была создана такая стилистическая фигура. В речах современников часто встречаются антитезы, анафоры, градации, инверсии, оксюмороны и умолчания. И совсем не обязательно считать, что оппонент или собеседник лукавит. Вполне возможно, что оппоненты и собеседники («в некоторых странах») так мыслят, так строят свою речь, и искренне стараются сообщить что-то важное. Образно говоря, в Интернете и СМИ орудуют «банды литот», «группировки гипербол», «шайки эпитетов», «картели инверсий» и другие элементы. Как согражданам отличить всевозможные стилистические фигуры и тропы от фактического состояния дел, от взвешенной нейтральной систематизированной и проверенной информации? Вот в чем загадка современности!
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Например, мне часто встречаются такие стилистические фигуры как: "Город будущего", "Дом для жизни", "Счастье - в балансе", "Создай свою мечту!", "Обеспечить счастливое и безбедное будущее вам и вашим детям!". И так далее, и тому подобное. Каково ваше мнение о данных стилистических фигурах? *** Теперь несколько слов по другой теме. Более того, мне часто звонят роботы с рекламными сообщениями. От звонков роботов сложно куда-либо спрятаться, "укрыться". Роботы уверенно проговаривают рекламный текст. Они действуют безапелляционно. Их не интересует мнение собеседника. Тексты, которые озвучиваются роботизированными системами также обладают наборами стилистических фигур. Не делая никаких пауз роботы произносят 4-5 предложений, а потом начинают чем-то интересоваться для вида. Вот я и думаю теперь: куда деваться от такой напасти, как рекламные звонки? Они переполонили мой телефон, сильно отвлекают от дел и так далее.
Артем Данилов (56438) писал (а) в ответ на сообщение:
> В послании Президента Федеральному Собранию прозвучали слова о том, что Россию постоянно «цепляют». Президент России Владимир Путин назвал новым видом спорта попытки «цеплять» страну. quoted1
имхо. Слишком много обид на Россию скопилось в малых странах, и теперь, каждый пытается укусить раненого льва.
Здравствуйте уважаемый zaedik245! В том-то и дело, что Президент обращает внимание сограждан на то, что Россию постоянно «цепляют». Президент также как и все видит разнообразные сообщения, видит разнообразные стилистические фигуры. Если убрать стилистическую фигуру, то иногда теряется смысл сообщения. В тексте песни известной Санкт-Петербургской группы "Спокойной ночи" есть такая строчка: "Где здесь правда, где здесь ложь - сразу так не разберешь". Вот именно! Сразу не разобраться! Я даже на определенный период времени перестал включать телевизор. Там хорошо подобранные стилистические фигуры. Этих стилистических фигур весьма много на тв, радио и так далее.
Интересно: существует ли какое-либо программное обеспечение, которое позволяет просеивать стилистические фигуры и оставляет только факты, проверенную информацию? Возможно ли как-то отсортировать информацию, отделить зерна от плевел? Причем отсортировать информацию так, чтобы данные были доступны широким слоям населения.
Прокомментировать послание Президента Федеральному Собранию возможно так: «Президента не устраивает как события в России освещаются в мировых СМИ, а также других многочисленных источниках информации. Президент считает, что к России придираются, цепляют ее, и не видят главного. Мировые СМИ не замечают главных и важных событий, которые происходят в российском обществе. Важные и актуальные события в России не освещаются так, как хотелось бы Президенту. В мировых СМИ не проводятся дискуссии по актуальным темам, о которых говорит Президент». Более того, я сделал предположение, что Президент и администрация Президента часто не различает стилистические фигуры (эпитеты, гиперболы, метафоры, литоты и так далее). Президент и администрация Президента ждет достоверной информации, а взамен получает стилистические фигуры, без фактов. Часто гиперболы и метафоры СМИ воспринимаются руководством страны как «чистая золотая монета». Таковы мои предположения и версии.
Уважаемые дамы и господа! Как вы считаете, мы живём в мире информации? Или мы живём в мире дезинформации? Иными словами, каков процент соотношения информации и дезинформации, с вашей точки зрения? Предположим, что вся доступная информация - это 100%. Из них: а) 20% - дезинформация, 80% - надёжная информация; б) 30% - дезинформация, 70% - надёжная информация; в) 50% - дезинформация, 50% - надёжная информация; г) 5% - дезинформация, 95% - надёжная информация; д) другой вариант ответа (обоснуйте ваш вариант).
Например, бывает так, что ожидаешь от контрагента искренности, правды, продуктивной деятельности, конкретных фактов, а взамен получаешь лишь определенные стилистические фигуры. Вполне возможно, что такая же ситуация у Президента Владимира Путина по отношению к иностранным СМИ и многим другим источникам информации. Президент заинтересован в конкретном KPI и ВВП, а взамен получает нечто совсем другое. Причем у граждан России может быть аналогичная ситуация. У многих из нас большие надежды по отношению к СМИ, к печатному слову, к Интернету и так далее. Однако вместо ожидаемого результата мы получаем некие «воздушные замки». На самом деле, стилистические фигуры – это совсем не плохо. Стилистические фигуры очень важны, они обогащают язык, обогащают мышление. Например, было бы интересно что-то узнать о стилистических фигурах китайского и японского языка. Много ли мы знаем об эпитетах, гиперболах, метафорах и литотах китайского и японского языка? *** Теперь несколько по другой теме. Иногда в Интернете возможно встретить новости о том, что организации Алексея Навального хотят признать экстремистскими. Может быть, в данных организациях просто используются определенные стилистические фигуры? Иногда люди торопятся обвинить оппонентов и контрагентов во лжи, дезинформации и прочем. А может быть это не ложь и не дезинформация, а просто такие своеобразные стилистические фигуры и образы? Может быть, авторы публикаций и блогов применяют такие метафоры, образные выражения, эпитеты и литоты? Может быть не так страшен черт, как его малюют? Другое дело, что нужно вырабатывать навыки распознавания различных стилистических фигур. Когда ты определяешь, что в тексте или видео сообщении, или аудио звонке содержится ряд гипербол, метафор и эпитетов, то тогда жизнь становится более прекрасной. Люди становятся приветливыми и жизнерадостными.
К сожалению, Президент России не упоминает новые электронные книги, которые появляются в Интернете. Президент чаще всего упоминает классические произведения. Недавно Президент упомянул Джо́зефа Ре́дьярда Ки́плинга и его «Книгу джунглей». Как вы считаете, почему Президент не упоминает новые книги по компьютерным технологиям? Почему так мало в его речах обсуждения Интернет-тематики, приложений. Ведь современный Интернет также в некотором смысле является «новыми джунглями». В Интернете происходит активная жизнь, много новых событий, открытий и так далее.
Артем Данилов (56438) писал (а) в ответ на сообщение:
> Недавно Президент упомянул Джо́зефа Ре́дьярда Ки́плинга и его «Книгу джунглей». Как вы считаете, почему Президент не упоминает новые книги по компьютерным технологиям? quoted1
здесь даже возникает вопрос - почему не из русской классики или даже не зарубежной (с намеком на зарубежье), а именно из детской литературы?
а может президент впал в детские воспоминания и ничего более достойного ему не пришло на ум? не берусь судить о том, что он читал в своей долгой жизни и читал ли вообще.